Все о тюнинге авто

Презентация - органоиды клетки и их функции. Органоиды клетки Мембранные органеллы клетки презентация

1 из 24

Презентация - Органоиды клетки и их функции

Текст этой презентации

Презентация к уроку биологии в 9 классе (базовый уровень) по теме «Органоиды клетки и их функции»
Автор материала: Медведева Татьяна Александровна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ Арбатская средняя школа с. Арбаты Таштыпского района Республики Хакасия 2016г.

Клетки растений, грибов и животных имеют сходное строение
Каждая эукариотическая клетка состоит из частей- клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра. В цитоплазме находятся органоиды и включения. В основе структурной организации клетки лежит мембранный принцип строения.

Органоидыклетки и их функции
Б-9кл. П. 8
Классификация органоидов Мембранные органоиды Немембранные органоиды
01.11.2016

Классификация органоидов

Эндоплазматическая сеть
Система канальцев, трубочек, полостей, цистерн, имеющих мембранное строение
Объем ЭПС составляет 30-50 % всего объема клетки

Функции эпс
Шероховатая Гладкая
Синтез белков (шероховатая) Синтез липидов и углеводов (гладкая) Транспортируются вещества внутри клетки Ферменты, встроенные в мембраны, обеспечивают жизнедеятельность клетки

Комплекс Гольджи
цистерны
пузырьки
Состоит из пакетов уплощенных цистерн, плоских мешочков, полостей, пузырьков, образованных гладкой мембраной

Функции комплекса Гольджи
1. Накапливаются различные органические вещества (белки, полисахариды, жиры), «упаковываются» в виде секрета. 2.Образуются лизосомы

Лизосомы
Небольшие овальные тельца с трехслойной мембраной. Заполнены пищеварительным ферментом

Функции лизосом
Участвуют во внутриклеточном пищеварении, изливая свое содержимое в полость фаго- и пиноцитозных пузырьков. Расщепляют старые и отмершие органоиды клетки

Митохондрии
Сферические, овальные, округлые тельца Имеют 2 мембраны На внутренней мембране находятся ферменты

Функции митохондрий
Энергия связей питательных веществ запасается в химических связях молекул АТФ «Энергетические станции» клетки

Пластиды
В хлоропластах идет фотосинтез Хромопласты определяют цвет плодов, цветков В лейкопластах запасается крахмал

Рибосомы
Округлые тельца, состоящие из 2 частиц – субъединиц Большая часть рибосом находится в эндоплазматической сети, в цитоплазме

Функции рибосом
В рибосомах идет синтез белка

Клеточный центр
Состоит из 2 центриолей, расположенных под углом друг к другу. Центриоли состоят из микроволокон и микротрубочек

Функции центриолей
Центриоли участвуют в формировании нитей веретена деления

Вакуоли
Клетки растений имеют вакуоли
Это крупный пузырек, заполненный клеточным соком
Чем старше клетка, тем крупнее вакуоли

Клеточная стенка
Клетка
растительная
животная


Сходство Сходство Сходство

Различия Различия Различия

СРАВНЕНИЕ КЛЕТОК ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ
Растительная клетка Растительная клетка Животная клетка
Сходство Сходство Сходство
Сходный химический состав Сходный химический состав Сходный химический состав
2. Сходны по основным проявлениям жизнедеятельности 2. Сходны по основным проявлениям жизнедеятельности 2. Сходны по основным проявлениям жизнедеятельности
3. Единый принцип организации 3. Единый принцип организации 3. Единый принцип организации
Различия Различия Различия
1. Отсутствует клеточная стенка 1. Клеточная стенка из целлюлозы 1. Клеточная стенка из целлюлозы
2. Гетеротрофный способ питания 2. Наличие хлоропластов, автотрофный тип питания 2. Наличие хлоропластов, автотрофный тип питания
3. Резервный углевод - гликоген 3. Крупная вакуоль 3. Крупная вакуоль

Домашнее задание
§ 8 заполнить таблицу «Сравнение строения клеток эукариот и прокариот».
Органоид Эукариоты Прокариоты
Ядро
Клеточная мембрана
Цитоплазма
Рибосомы
Митохондрии
ЭПС
Комплекс Гольджи
Пластиды

Литература и источники
Автор учебника: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология». 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М. Вентана-Граф. 2012 CD-диск. Биология. Основы общей биологии. 9 класс. 1С: Школа. Образовательный комплекс ЗАО «1С», 2007. Издательский центр «Вентана-Граф» СD-диск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. 9 класс.

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Что такое клетка?Подавляющее большинство организмов, обитающих на
Земле, состоит из клеток, во многом сходных по своему
химическому составу, строению и жизнедеятельности.
Деление клеток лежит в основе процессов роста и
размножения организмов. Таким образом, клетка
представляет собой единицу строения, развития и
размножения организмов.
Клетка может существовать только как целостная
система, неделимая на части. Целостность клетки
обеспечивают биологические мембраны. Части и
органоиды клетки, состоящие из сложных молекул,
представляют собой целостные системы более низкого
ранга.
Клетка - открытая система, связанная с окружающей
средой обменом веществ и энергии. Клетка обладает
устойчивостью, способностью к саморегуляции и
самовоспроизводству.

Строение клетки

Методы изучения клетки:

Один из методов изучения клетки - микроскопирование. Современный
световой микроскоп увеличивает объекты в 3000 раз и позволяет
увидеть наиболее крупные органоиды клетки, наблюдать движение
цитоплазмы, деление клетки.
Изобретенный в 40-е гг. XX в. электронный микроскоп дает увеличение
в десятки и сотни тысяч раз. В электронном микроскопе вместо света
используется поток электронов, а вместо линз - электромагнитные поля.
Поэтому электронный микроскоп дает четкое изображение при
значительно больших увеличениях. При помощи такого микроскопа
удалось изучить строение органоидов клетки.
Строение и состав органоидов клетки изучают с помощью метода
центрифугирования. Измельченные ткани с разрушенными клеточными
оболочками помещают в пробирки и вращают в центрифуге с большой
скоростью. Метод основан на том, что различные клеточные органоиды
имеют разную массу и плотность. Более плотные органоиды
осаждаются в пробирке при низких скоростях центрифугирования,
менее плотные - при высоких. Эти слои изучают отдельно.
Широко используют метод культуры клеток и тканей, который состоит в
том, что из одной или нескольких клеток на специальной питательной
среде можно получить группу однотипных животных или растительных
клеток и даже вырастить целое растение. С помощью этого метода
можно получить ответ на вопрос, как из одной клетки образуются
разнообразные ткани и органы организма.

Состав клетки

Клеточная мембрана

Основу мембраны
составляет липидный
бислой, образованный
в основном
фосфолипидами.
Помимо липидов в
состав мембраны
входят белки (~60%).
Они определяют
большинство
специфических
функций мембраны.

Цитоплазма

Основную часть клетки
составляет цитоплазма. В её
состав входят вода, белки,
минеральные соли.
Цитоплазма обеспечивает
взаимодействие всех
органоидов клетки. Здесь
протекают химические
реакции.
Вся цитоплазма пронизана
тонкими белковыми
микротрубочками,
образующими цитоскелет
клетки, благодаря которому она
сохраняет постоянную форму.

Ядро

Ядро - обязательная составная часть
клетки.
Строение ядра одинаково для всех
клеток.
Ядро окружено ядерной оболочкой,
которая позволяет веществам
проходить между ядром и
цитоплазмой благодаря своей
пористой структуре.
Внутреннее содержание ядра
составляет кариоплазма, ней
находится одно или несколько
ядрышек и значительное количество
РНК и ДНК(99% всей ДНК клетки).
Ядро контролирует и управляет
деятельностью клетки, хранит и
передаёт генетическую информацию.
В нём происходит синтез белка.

Ядрышко

Ядрышко- плотное округлое тельце,
погружённое в ядерный сок.
Количество ядрышек может меняться в
разные периоды жизнедеятельности
клетки и организма от одного до десятка.
В ядрышке синтезируется РНК и
формируются субъединицы рибосом.
Ядрышки - это "мастерские по
производству" рибосом.

Эндоплазматическая сеть

ЭПС - это система канальцев и
цистерн, стенки которых
образованы мембраной. Они
пронизывают всю цитоплазму. По
каналам ЭПС вещества
перемещаются в разные части
клетки.
Существует гладкая и
шероховатая ЭПС. На
поверхности гладкой ЭПС при
участии ферментов
синтезируются углеводы и
липиды. Шероховатость ЭПС
придают расположенные на ней
мелкие округлые тельца рибосомы, которые участвуют в
синтезе белков.

Комплекс Гольджи

Комплекс Гольджи- это
система полостей, цистерн,
окруженных мембраной.
Комплекс Гольджи,
выполняет в клетке
разнообразные функции:
участвует в накоплении и
транспортировке веществ,
выведении из клетки
различных секретов,
формировании лизосом и
клеточной оболочки.

Лизосомы

В лизосомах – (мелких округлых
мембранных пузырьках)
молекулы сложных органических
веществ с помощью ферментов
расщепляются на более простые
молекулы. Например, белки
расщепляются на аминокислоты,
полисахариды - на
моносахариды, жиры - на
глицерин и жирные кислоты. За
эту функцию лизосомы часто
называют "пищеварительными
станциями" клетки.
Если разрушить мембрану
лизосом, то содержащиеся в них
ферменты могут переварить и
саму клетку. Поэтому иногда
лизосомы называют "орудиями
убийства клетки».

Митохондрии

Митохондрии –овальные тельца
в форме зёрен, нитей, палочек.
Внешняя мембрана гладкая, а
внутренняя образует складки –
кристы. На внутренней мембране
размещаются ферменты,
участвующие в реакциях
окисления органических веществ
до углекислого газа и воды.
В митохондриях происходит
расщепление глюкозы,
аминокислот, окисление жирных
кислот. Основная функция
митохондрий – синтез АТФ. Эта
кислота представляет собой
универсальный источник энергии,
необходимый для осуществления
процессов жизнедеятельности
клетки и организма в целом.

Пластиды

Органоиды
растительной клетки.
Хромопласты –
пластиды жёлтого или
красного цвета;
Хлоропласты –
зелёные пластиды;
Лейкопласты –
бесцветные пластиды
в клетках
неокрашенных частей
растений.

Рибосомы

Немембранные
мелкие округлые
органеллы,
состоящие из двух
субъединиц.
В состав рибосом
входят белки и рРНК.
Функция рибосом –
синтез белка.

Вывод

Клетка – основная
структурная и
функциональная единица
живых организмов которая
имеет много составляющих
и богатый функционал.

ПризнакиПластиды Синтез АТФ Клеточный центр Целлю- лозная клеточная стенка Вакуоли Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты В хлоропластах, митохондриях. У низших растений. Расположена снаружи от клеточной мембраны. Крупные полости, заполненные клеточным соком – водным раствором различных веществ, являющихся запасными или конечными продуктами. Осмотические резервуары клетки. Отсутствует В митохондриях. Во всех клетках. Отсутствует. (липопротеиновая мембрана) Сократительные, пищеварительные, выделительные вакуоли. Обычно мелкие. Животная клеткаРастительная клетка


4 ПЛАСТИДЫ вакуоль МИТОХОНДРИЯ ЯДРО МЕМБРАНА ЛИЗОСОМА ЭНДО- ПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ АППАРАТ ГОЛЬДЖИ Клеточный центр Наведи курсор на название органоида и узнай о нем больше. Наведи курсор на название органоида и узнай о нем больше. Дополнительная информация Исходный слайд Следующий слайд Возврат к слайду рибосома выход










Мембрана – оболочка, покрывающая клетку и структуры клетки. Мембрана – оболочка, покрывающая клетку и структуры клетки. По наличию мембранного строения все органоиды делятся на группы: ОРГАНОИДЫ НЕМЕМБРАННЫЕ ОДНОМЕМБРАННЫЕДВУХМЕМБРАННЫЕ Клеточная мембрана Митохондрии Пластиды Ядро Эндоплазматическая сеть Аппарат Гольджи Вакуоли Лизосомы Рибосомы Клеточный центр Реснички и жгутики


МИТОХОНДРИИ КОЛЛИЧЕСТВО В КЛЕТКАХ: 1 – 2 тыс. (в печени – 2,5 тыс.) ФОРМА: бочоночковидная, нитевидная, разветвленная РАЗМЕРЫ: 0,5 – 7 мкм (м) ВНУТРЕННЯЯ МЕМБРАНА ВНЕШНЯЯ МЕМБРАНА КРИСТЫ –выросты внутренней мембраны МАТРИКС содержит рибосомы, собственные ДНК и РНК В стенки крист встроены ферменты, осуществляющие окисление органических веществ. ФУНКЦИИ: окисление органических веществ до СО 2 и Н 2 О и образование молекул АТФ Способны делиться


ПЛАСТИДЫ Содержатся только в растительных тканях. ТИПЫ ПЛАСТИД ЛЕЙКОПЛАСТЫ ХЛОРОПЛАСТЫ ХРОМОПЛАСТЫ Бесцветные так как не содержат пигментов. Содержатся в семенах, клубнях. Запасают крахмал Окрашенные т.к. содержат пигменты (каротин). Находятся в клетках цветов, плодов, листьях. Придают привлекающий насекомых цвет, накапливают продукты жизнедеятельности растения Зеленые, т.к содержат пигмент хлорофилл. Содержатся в зеленых органах растений. В них осуществляется процесс фотосинтеза


СТРОЕНИЕ ХЛОРОПЛАСТА НАРУЖНАЯ МЕМБРАНА ВНУТРЕННЯЯ МЕМБРАНА СТРОМА (МАТРИКС) содержащий собственные ДНК, РНК, рибосомы. ВЫРОСТЫ ВНУТРЕННЕЙ МЕМБРАНЫ - ГРАНЫ ГРАНЫ складчатые образования, состоящие из тилакоидов сложенных как стопочки монет. В стенки талакоидов встроены молекулы ХЛОРОФИЛЛА и ферменты синтезирующие АТФ. Способны делиться




14 Гладкая ЭПС Гранулярная ЭПС Гранулярная ЭПС Эндоплазматическая сеть- система канальцев и полостей Не содержит на стенках рибосомы. рибосомы В мембранах содержит ферменты, участвующие в синтезе углеводов и жиров. В клетках желез внутренней секреции участвуют в синтезе гормонов На наружную сторону мембраны ЭПС прикрепляются рибосомы, в которых синтезируется белок. рибосомы Первичные белки усложняются до вторичной, третичной структуры, транспортируются по клетке


15 В состав аппарата Гольджи входят: полости, ограниченные мембранами и расположенные группами (по 5-10), а также крупные и мелкие пузырьки, расположенные на концах полостей. Все эти элементы составляют единый комплекс. ФУНКЦИИ: 1.Накопление и транспорт веществ, химическая модернизация. 2. Образование лизосом. 3. Синтез липидов и углеводов на стенках мембран АППАРАТ ГОЛЬДЖИ


ЛИЗОСОМА 16 МЕМБРАНА ФЕРМЕНТЫ Лизосомы - микроскопические одномембранные органеллы округлой формы Их число зависит от жизнедеятельности клетки и ее физиологического состояния. ФУНКЦИИ Защитная. Гетерофагическая: участие в обработке чужеродных веществ,поступающих в клетку при пиноцитозе и фагоцитозе. Участие во внутриклеточном переваривании. Эндогенное питание: в условиях голодания лизосомы способны переваривать часть цитоплазматических структур.


РИБОСОМА РИБОСОМА – ультрамикроскопические органеллы округлой или грибовидной формы, состоящие из двух частей субчастиц. Они не имеют мембранного строения и состоят из белка и РНК. Субчастицы образуются в ядрышке. Рибосомы - универсальные органеллы всех клеток животных и растений. Находятся в цитоплазме в свободном состоянии или на мембранах эндоплазматической сети; кроме того, содержатся в митохондриях и хлоропластах. МАЛАЯ СУБЧАСТИЦА БОЛЬШАЯ СУБЧАСТИЦА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР Синтез белка в функциональном центре ФУНКЦИЯ






20 Структура ядра Строение и состав структуры Функции структуры Ядерная оболочка Наружная и внутренняя мембрана Обмен веществ между ядром и цитоплазмой Нуклеоплазма Жидкое вещество, в его составе – белки, ферменты, нуклеиновые кислоты Это внутренняя среда ядра – накопление веществ Ядрышко Содержит молекулы ДНК и белок Синтез рибосомной РНК Хроматин Содержит хромосомы и белок Содержит наследственную информацию, хранящуюся в молекулах ДНК Схема строения наследственной информации Ядрохроматин хромосома (см след.слайд) молекула ДНК ген (участок ДНК) Функции частей ядра


ХРОМОСОМЫ- тельца ядра, состоящие из нити ДНК – носителя наследственной информации. НИТЬ ДНК (40%) БЕЛОЧНАЯ ОБОЛОЧКА(60%) (из белков гистонов) В раскрученном состоянии ДНК образует хроматин Хроматин Перед началом деления нить хроматина спирализуется, укорачивается и утолщается. В результате редупликации ДНК хромосома образует две ХРОМАТИДЫ, соединенные перетяжкой.


Хромосома состоит из двух хроматид и после деления ядра становится однохроматидной. Хромосомы имеют первичную перетяжку, на которой расположена центромера; перетяжка делит хромосому на два плеча одинаковой или разной длины. В зависимости от расположения перетяжки выделяют три основных вида хромосом: 1) равноплечие с плечами равной длины; 2) неравноплечие с плечами неравной длины; 3) одноплечие (палочковидные) с одним длинным и другим очень коротким, едва заметным плечом ХРОМОСОМЫ


ВАКУОЛИ- - мембранные пузырьки, связанные с АГ, ЭПС. У растений содержат 90% воды с растворенными в ней сахарами, красящими веществами ФУНКЦИИ: запасают вещества, придают окраску органам. поддерживают тургорное давление в клетке. У животных выполняют: пищеварительную, выделительную функции.


Ядро В разных клетках форма ядра значительно варьирует. Обычно ядра имеют шаровидную или эллипсовидную форму, но могут иметь и другую: бобовидную, палочковидную, даже ветвистую (в паутинных железах некоторых насекомых), подковообразную, кольцевидную и др. В большинстве клеток содержится по одному ядру, но встречаются клетки и двуядерные (некоторые клетки печени), многоядерные (в волокнах поперечно- полосатой мышечной ткани, клетках некоторых водорослей). Ядерная оболочка, по данным электронной микроскопии, построена двумя замкнутыми мембранами, разделенными пространством. Во многих местах ядерной оболочки образуются поры, окруженные нитчатым структурами, способными сокращаться. Сама пора заполнена плотным веществом. Оба слоя ядерной оболочки имеют такое же строение, как и остальные внутриклеточные мембраны.


В кариоплазме после фиксации и окраски были выявлены зоны плотного вещества, хорошо воспринимающего разные красители. Благодаря спо­собности хорошо окрашиваться этот компонент ядра получил название хроматин. В состав хроматина входит ДНК в комплексе с белками. Такими же красителями и так же окрашиваются хромосомы, которые можно наблюдать во время деления клетки. Это натолкнуло ученых на мысль, что хромосомы после деления не разрушаются, а деспирализуются в виде нитей ДНК, сохраняя свою индивидуальность. Ядрышко - это постоянная часть интерфазного ядра, относится оно к немембранным структурам, т.к. какой-либо мембраны, ограничивающей ядрышко от остального вещества ядра, не обнаружено. В состав ядрышка входит РНК (3 - 5% от общего сухого веса ядрышка), большое количество белка (80-85% сухого веса), а также липиды. Основной функцией ядрышка является формирование рибосом. При делении клетки ядрышко распадается, а по окончании его формируется заново.


Митохондрии Митохондрии содержат систему окислительных ферментов, которые принимают участие в процессах клеточного дыхания. На наружной мембране и в окружающей ее гиалоплазме идут процессы анаэробного окисления (гликолиз), а на внутренней мембране (на стороне, обращенной к матриксу) проходят процессы, в результате которых органические вещества расщепляются до и с участием кислорода. Освобождающаяся энергия накапливается в виде энергии АТФ. Эта энергия частично тратится "внутренние нужды", но большая часть ее расходуется на процессы, происходящие вне митохондрий. Следовательно, митохондрии служат "электростанциями" в клетке, поставляющими энергию на ее процессы. Митохондрии обладают полной системой синтеза белков, т.е. имея свою специфическую ДНК, митохондриальную РНК и свои рибосомы, ocyществляют биосинтез собственных белков. Однако большинство окислительных ферментов поступают в митохондрии из цитоплазмы. Кроме названных функций, они принимают участие в углеводном и азотистом обмене.


Хромопласты Хромопласты Хромопласты обнаруживаются в клетках органов растений с желтой или красной окраской. Они образуются из протопластид и лейкопластов результате накопления в них каротиноидов или превращения хлоропластов при котором хлорофилл замещается другими пигментами. Наличие хромопластов определяет окраску многих плодов, лепестков венчиков и корнеплодов. Для эволюции многих групп растений и органов наличие хромопластов имеет большое значение, так как яркая окраска привлекает насекомых-опылителей и животных, распространяющих плоды и семена.


Лейкопласты Лейкопласты - это бесцветные пластиды, в большинстве неопределенной формы, характерные для неокрашенных частей растений. Оболочка их состоит из двух элементарных мембран, внутренняя мембрана местами «растает в строну», образуя тилакоиды. В лейкопластах имеются ДНК, рибо­сомы, ферменты, участвующие в синтезе и гидролизе запасных питательных веществ. Лейкопласты, в которых синтезируется из моно- и дисахаридов и накапливается крахмал, называются амилопластами, масла - эластопластами, белки - протеопластами. В одном и том же лейкопласте могут накапливаться разные вещества. Лейкопласты могут превращаться в хлоропласты, реже - в хромопласты.


Хлоропласты Схема строения хлоропласта: I наружная мембрана; 2 рибосомы; 3 пластоглобулы; 4 граны; 5 тилакоиды; 6 матрице; 7 ДНК; 8 внутренняя мембрана; 9 межмембранное пространство. Снаружи хлоропласт ограничен двумя мембранами - наружной и внутренней - и заполнен матриксом, или стромой. Хлорофилл и другие пигменты, ферменты и переносчики электронов находятся в мембранах, образующих мембранную систему. Вся система состоит из множества мешочков, плоских по форме, называемых тилакоидами. Они уложены в стопки - граны, которые соединены друг с другом мостиками. При помощи содержащегося в тилакоидах хлорофилла зеленые растения поглощают энергию солнечного света, испускаемого в виде фотонов, и превращают ее в химическую энергию.


РИБОСОМЫ Это сферические рибонуклеопротеидные частицы, не ограниченные мембраной, в состав которых входят белки и мо­лекулы РНК примерно в равных весовых соотношениях. Они могут располагаться свободно в цитоплазме или прикрепляться к наружной поверхности мембран эндоплазматической сети. Каждая рибосома состоит из двух субъединиц: большой и малой. Малая субъединица изогнута в вида телефонной трубки, а большая напоминает ковш. В месте их контакта образуется узкая щель. Помимо цитоплазмы, рибосомы обнаружены также в клеточном ядре, митохондриях, пластидах. В состав цитоплазматических рибосом и эукариотных клеток входят высокомолекулярная рибосомальная РНК и белок в соотношении почти 1:1. В каждой рибосоме находится по две (по одной на субъединицу), реже - три молекулы РНК. В целом в рибосомах находится 80-90% всей клеточной РНК.


ВАКУОЛИ Вакуоли имеются главным образом в растительных клетках и клетках многих простейших. Обычно это округлые полости ограниченные тонкой оболочкой и наполненные жидкостью. Во время дифференцировки многих растительных клеток вакуоли сильно увеличиваю в размерах, часто сливаясь друг с другом, и образуют одну очень крупную вакуоль. Тонкая оболочка вакуолей представляет собой белково-липидную мембрану, которая позволяет не смешиваться содержимому цитоплазмы с вакуолярным соком и определяет осмотическое давление в клетке. Сок вакуолей содержит различные минеральные и органические вещества (углеводы, белки, алкалоиды, дубильные вещества и др.). Здесь же могут накапливаться пигменты. Некоторые труднорастворимые соли образуют в вакуолях кристаллы солей щавелевой кислоты, карбоната кальция и др. Электронно-микроскопические исследования позволили установить связь между эндоплазматической сетью и вакуолями.


Клеточный центр Центриоль является постоянным компонентом клеточного центра. Внутренняя часть центриоли обладает небольшой плотностью в отличие от стенки, имеющей высокую плотность. Стенка образована трубочками, расположенными параллельно друг другу, от которых отходят перпендикулярные тельца - сателлиты. Число трубочек - 9. Центриоли обычно бывают парными и расположены перпендикулярно друг другу, причем такая ориентация может сохранятся и при их расхождении для образования полюсов во время деления клетки. Клеточный центр участвует в построении веретена деления, образовании цитоплазматических микротрубочек, а также ресничек и жгутиков.


АППАРАТ ГОЛЬДЖИ Ультраструктуру комплекса Гольджи составляют три основных, компонента: Система плоских цистерн, ограниченных гладкими мембранами. Цистерны расположены пачками по 5-8 и плотно прилегают друг к другу. Система трубочек, которые отходят от цистерн. Трубочки образуют довольно сложную сеть, окружающую и соединяющую цистерны. Крупные и мелкие пузырьки, замыкающие концевые отделы трубочек. Мембраны всех трех компонентов имеют такое же трехслойное строение, как и наружная клеточная мембрана и мембраны эндоплазматической сети.

Разделы: Биология

Цель урока:

  1. образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду;
  2. развивающая – продолжать развивать у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышлении, различные виды памяти;
  3. воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма.

Тип урока: изучение нового материала.

Дидактические этапы:

  1. организационный - 1 мин.
  2. анализ тестового контроля по предыдущей теме-3 мин.
  3. биологическая разминка -5 мин.
  4. подготовка учащихся к работе на уроке -3 мин.
  5. изучение новой темы - 25 мин.
  6. итог урока - 2 мин.
  7. информация о домашнем задании.- 1 мин.

Методы:

  • словесный – рассказ учителя с элементами беседы;
  • словесно- наглядный – демонстрация презентации;
  • практический (частично-поисковый) – работа с маршрутным листом.

Оборудование: интерактивная доска, презентация по теме урока.

Обеспечение урока: слайды, иллюстрирующие строение органоидов клетки, раздаточный материал(маршрутный лист). На столах учащихся: тетради, учебники, дневники.

Ход урока

  • организация учащихся на урок,
  • постановка учебной задачи.

Учитель: Ребята, этот урок будет проходить по следующему плану(оглашается план урока, отображенный на (слайде №2) .

Но, прежде чем приступить к нему, давайте определим нашу общую цель, которую мы вместе должны будем достигнуть на этом занятии.

Как учитель, при подготовке к каждому уроку, я определяю себе цель урока, ставлю перед собой ряд задач, которые помогут мне лучше и понятнее для вас преподнести материал новой темы, а вы, со своей стороны, идя на урок каждый раз надеетесь приобрести новые знания. умения и навыки.

Давайте попробуем совместить наши цели и, посмотрим, насколько они совпадают.Тема урока у вас перед глазами(слайд № 1), попытайтесь сформулировать цель своего присутствия на уроке.

Ученики:

  • узнать, что такое органоиды клетки,
  • познакомиться с их разнообразием, строением, выполняемой функцией.

Учитель: А теперь посмотрите на слайд и сравните совпали ли мои цели урока с вашими? (слайд № 3)

  • Углубить знания о строении эукариотической клетки,
  • Познакомиться со строением и функциями органоидов цитоплазмы,
  • Определить роль каждого органоида в жизни клетки,
  • Научиться распознавать органоиды по внешнему виду.

Теперь нам ясно видно, что цели наши совпали и потому.

Вперёд в «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЛЕТКЕ»!!!

Каждый уважающий себя путешественник должен проверить насколько он хорошо собрался в путь. Что можем мы взять с собой в дорогу познания?

Ученики: - оборудование (микроскоп, лупы, учебник, дополнительный материал).

Учитель: правильно, но мы ещё должны взять с собой одно из самых важных вещей - багаж знаний, который мы накопили на предыдущих уроках. На прошлом уроке вы писали тестовое задание по теме: Прокариоты. Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили эту тему.

II. Анализ с/р, проведённой на прошлом уроке:

  • объявление оценок,
  • анализ выполнения работы, (слайд № 4)
  • рекомендации по устранению недочетов. (слайд № 5)

Учитель: надеюсь что вы примите к сведению мои советы по исправлению ошибок,а теперь перед дорогой давайте немного разомнёмся и проверим свои силы. (фронтальный опрос по теме домашнего задания: Цитоплазматическая мембрана.(в виде биологической разминки)

III. Проверка выполнения домашнего задания.

Учитель: Всё готово для путешествия, но мы ещё должны познакомиться с маршрутом следования.

IV. Ознакомление с новым материалом:

1.Ознакомление с маршрутным листом. (слайд № 8)

Учитель: Ребята. Ознакомьтесь с вашим маршрутным листом, который одновременно является и планом изучения нового материала. По ходу урока каждый из вас, используя рисунки и текст учебника (стр. 126, рис№ 67), должен заполнить все задания маршрутного листа.

Маршрутный лист: Путешествие по клетке.(см. приложение 2)

Этап 1: Дайте определение эукариотической клетке _________________________________________ ________________________________________________________________________________

Этап 2: Найдите основные органоиды клетки на рис. 67 (стр.126 учебника)

Перечислите их: 1.______________________2.___________________ 3__________________

4.___________________ 5._________________ 6.__________________ 7._________________ 8_____________________

Найдите сходство и различия в количественном и качественном составе растительной и животной клетки________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этап 3: Перечислите функции органоидов (органоид-функция),используйте текст на стр.129-132

1____________________________________________________________________________

2____________________________________________________________________________

3____________________________________________________________________________

4____________________________________________________________________________

5____________________________________________________________________________

6____________________________________________________________________________

7____________________________________________________________________________

8____________________________________________________________________________

Этап 4: Перечислите органоиды специального назначения и определите их функции

_____________________________________________________________________________

Учитель:

2.Многообразие клеток в природе. (слайд №9)

3. Понятие об органоидах клетки:

  • органоиды общего назначения,
  • органоиды специального назначения.

Проверочная работа

I вариант

II вариант

  • Сформируете 1,2 положение клеточной теории.
  • В чем сходства растительной и животной клеток?
  • Сформулируйте 3,4,5 положение клеточной теории.
  • В чем различия растительной и животной клеток?



ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ

МЕМБРАННЫЕ

НЕМЕМБРАННЫЕ

Одномембранные

Двумембранные

Рибосомы

Эндоплазматическая

сеть

Митохондрии

Клеточный центр

Пластиды

Комплекс Гольджи

Микротрубочки

Лизосомы

Микрофиламенты

Вакуоли


Эндоплазматическая сеть (ЭПС)

  • Система мембран, образующих канальца, пузырьки, цистерны, трубочки
  • Соединена с ядерной мембраной.
  • Транспорт веществ в клетке
  • Разделение клетки на отсеки

Гладкая Шероховатая

Синтез углеводов Синтез белков

и липидов


Комплекс Гольджи

  • Окруженные мембранами полости (цистерны) и связанная с ними система пузырьков.

Функции

  • Образование лизосом
  • Накопление органических веществ
  • «Упаковка» органических веществ
  • Выведение органических веществ
  • Образование лизосом

Лизосомы

  • Мембранные пузырьки величиной до 2 мкм заполненные ферментами
  • Участвуют в формировании пищеварительных вакуолей, разрушении крупных молекул клетки, разрушение отмерших органоидов клетки,
  • уничтожение отработавших клеток.

Вакуоли

  • Мембранные полости содержащие клеточный сок, могут содержать пигменты
  • Накопление запасных питательных веществ
  • Резервуар воды
  • Поддержание тургорного давления в клетке

Митохондрии

  • Двумембранные органоиды продолговатой формы.
  • Внутренняя мембрана образует выросты – кристы.
  • Внутреннее полужидкое содержимое – матрикс , содержит ДНК, РНК и рибосомы.
  • Синтез АТФ
  • Являются энергетическими станциями клеток.
  • Полуавтономные органоиды клетки, способны к самостоятельному делению

Пластиды

  • Различают три типа пластид:
  • Различают три типа пластид:
  • Различают три типа пластид:

Хлоропласты

Хромопласты

Лейкопласты

  • Хлоропласты – зеленые, осуществляют фотосинтез Хромопласты – цветные, окрашивают части растения (цветки, плоды) Лейкопласты – бесцветные, содержат запасы углеводов
  • Хлоропласты – зеленые, осуществляют фотосинтез Хромопласты – цветные, окрашивают части растения (цветки, плоды) Лейкопласты – бесцветные, содержат запасы углеводов

Хлоропласты

Хромопласты Лейкопласты


Хлоропласты

  • Овальные тельца, имеющие форму выпуклой линзы
  • Двумембранные органоиды, наружная мембрана – гладкая, внутренняя – складчатая с гранами
  • В мембранах гран находится пигмент – хлорофилл
  • Содержат ДНК, РНК и рибосомы
  • Осуществляют синтез АТФ и углеводов

Рибосомы

  • Тельца сферической или слегка овальной формы, состоящие из большой и малой субъединиц
  • Субъединицы синтезируются в ядрышке
  • Большинство прикрепляются к шероховатой ЭПС, часть лежит свободно в цитоплазме
  • Функция – синтез белка

Клеточный центр

  • Органоид расположенный вблизи ядра клеток животных и растений (исключение высшие растения)
  • Состоит из двух центриолей, расположенных перпендикулярно друг другу, каждая из которых состоит из белковых микротрубочек
  • Участвует в образовании веретена деления клетки

Микротрубочки

  • Полые цилиндрические структуры
  • Образуют цитоскелет клетки, веретено деления, центриоли, жгутики и реснички

Микротрубочки обозначены зеленым цветом


Микрофиламенты

  • Сократимые элементы цитоскелета, образованы нитями актина и других сократительных белков
  • Участие в формировании цитоскелета клетки, амебоидном движении и др.

Микрофиламенты окрашены в красный цвет