Все о тюнинге авто

Должностная инструкция помощника оперативного дежурного дежурной части. Приказ об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан — Российска

Регистрационный N 24696

В целях совершенствования организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России, обеспечения законности исполнения обязанностей и реализации прав полиции после доставления граждан в служебные помещения дежурных частей территориальных органов МВД России, - приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан.

2. Начальникам территориальных органов МВД России обеспечить изучение и выполнение Наставления, утвержденного настоящим приказом.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра генерал-полковника полиции A.M. Смирного.

Министр генерал армии Р. Нургалиев

Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан

I. Общие положения

1. Настоящее Наставление устанавливает последовательность действий оперативного дежурного 1 после доставления в дежурную часть территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции) 2 граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства 3

в целях выполнения процессуальных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также обеспечения соблюдения прав и свобод лиц, доставленных в дежурные части.

2. Исполнение обязанностей и реализация прав полиции после доставления граждан в дежурные части осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" 4 , Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации 5 , Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях 6 и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Настоящее Наставление распространяется на лиц, подлежащих задержанию по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции", и подвергнутых доставлению в служебные помещения дежурных частей в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции" для выяснения обстоятельств факта их задержания и доставления.

4. Выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно в специальном помещении, оборудованном в соответствии с правилами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Наставлению.

5. По результатам выяснения обстоятельств факта задержания и доставления оперативным дежурным принимается одно из следующих решений:

5.1. О помещении лица в специальное помещение дежурной части, предназначенное для содержания лиц, задержанных полицией по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции" 7 .

5.2. Об освобождении лица при отсутствии оснований для его помещения в помещение для задержанных.

5.3. О направлении лица в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения, если по заключению медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи оно нуждается в лечении в стационарных условиях.

5.4. О передаче несовершеннолетнего лица органу дознания или предварительного следствия, сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных учреждений, должностным лицам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или учреждений органов здравоохранения.

5.5. О передаче лиц, указанных в части 1 статьи 2.5 КоАП, представителю воинской части или соответствующего органа (учреждения).

5.6. Об освобождении лица, обладающего в соответствии с законодательством Российской Федерации неприкосновенностью.

6. По результатам выяснения обстоятельств факта совершения лицом административного правонарушения оперативный дежурный составляет протокол об административном правонарушении; в случаях, предусмотренных статьей 28.7 КоАП - выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; при наличии оснований, предусмотренных статьей 24.5 КоАП - выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении; передает или направляет материалы дела об административном правонарушении должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении.

7. Оперативный дежурный обязан быть тактичным и вежливым в отношении доставленных лиц, обеспечить содержание их в условиях, исключающих угрозу жизни и здоровью и возможность самовольного оставления ими данных помещений.

II. Основные обязанности оперативного дежурного после доставления граждан в дежурную часть

8. После доставления граждан в дежурную часть оперативный дежурный обязан:

8.1. Выяснить основания доставления, принять от должностного лица, осуществившего доставление, письменный рапорт или протокол о доставлении.

8.2. Установить личность доставленного лица, выяснить сведения о регистрации данного лица по месту жительства (месту пребывания).

8.3. Зарегистрировать факт доставления в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России 8 .

8.3.1. В случае если при установлении личности доставленного лица выяснится, что в соответствии с законодательством Российской Федерации данное лицо обладает иммунитетом от задержания 9 , оперативный дежурный обязан незамедлительно освободить такое лицо, о чем в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России, производится соответствующая запись. О доставлении указанного лица составляется письменный рапорт на имя начальника территориального органа МВД России, информируется дежурная часть вышестоящего территориального органа МВД России.

8.3.2. В случае доставления в дежурную часть за совершение административных правонарушений военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов оперативный дежурный обязан известить командира воинской части (военного коменданта) либо начальника соответствующего органа (учреждения) о произведенном доставлении, вызвать, при необходимости, представителя воинской части или указанных органов (учреждений) для передачи доставленного лица в целях привлечения его к дисциплинарной ответственности.

8.3.3. При совершении лицами, указанными в подпункте 8.3.2 Наставления, административных правонарушений, перечисленных в части 2 статьи 2.5 КоАП, производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на общих основаниях.

8.4. Разъяснить доставленному лицу основания ограничения его прав и свобод, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

8.5. Поместить доставленное лицо в помещение для задержанных, оборудованное в соответствии с правилами, предусмотренными приложением N 2 к настоящему Наставлению.

8.6. В случае если выясняется неправомерность задержания или доставления лица в дежурную часть, такое лицо незамедлительно освобождается с одновременным принесением старшим дежурной смены 10 извинений. Об освобождении неправомерно доставленного лица производится соответствующая запись в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России, а о факте неправомерного доставления незамедлительно докладывается начальнику территориального органа МВД России или лицу, исполняющему его обязанности.

III. Обязанности оперативного дежурного перед размещением лиц, доставленных в дежурную часть, в помещения для задержанных

9. Доставленные лица, находящиеся при них вещи и документы подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Личный досмотр осуществляется сотрудниками полиции одного пола с доставленными в присутствии двух понятых того же пола.

10. В случае обнаружения у доставленных лиц при осуществлении личного досмотра предметов и вещей, запрещенных к хранению федеральным законом, сотрудниками полиции в установленном порядке принимается решение о привлечении указанных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. У доставленных лиц изымаются предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления, а также продукты питания и предметы, не включенные в Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды, которые задержанные лица могут иметь при себе, хранить и получать в передачах (приложение N 5 к настоящему Наставлению), о чем делается отметка в протоколе личного досмотра или протоколе о задержании.

Оперативный дежурный обязан обеспечить сохранность изъятых предметов и вещей до истечения срока задержания, после чего они возвращаются лицу, за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных документов.

12. Оперативный дежурный обязан организовать дактилоскопирование доставленных лиц, которые подлежат обязательной дактилоскопической регистрации в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" 11 .

13. Оперативный дежурный обязан проверить наличие сведений о доставленных лицах по оперативно-справочным, криминалистическим и розыскным учетам МВД России.

Если доставленное лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства, его необходимо проверить по централизованному учету правонарушений, совершенных на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также в их отношении (АИС "Криминал-И") ФКУ "ГИАЦ МВД России".

14. Оперативный дежурный обязан предоставить доставленному лицу в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возможность уведомить близких родственников или близких лиц о факте его задержания и месте нахождения путем осуществления одного телефонного разговора, либо, по просьбе данного лица, произвести указанные уведомления лично, за исключением случаев, которые предусмотрены частью 11 статьи 14 Федерального закона. "О полиции".

О факте уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица сделать отметку в протоколе о задержании.

15. Перед водворением в помещение для задержанных оперативный дежурный проводит опрос лица о наличии у него хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья. Результаты опроса заносятся в протокол о задержании.

16. Если доставленное лицо имеет видимые ранения, телесные повреждения или находится в состоянии, требующем срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью), а также в случае заявления с его стороны об ухудшении состояния здоровья, причинения себе телесных повреждений, попытки самоубийства в помещении дежурной части, доложив о произошедшем начальнику территориального органа МВД России либо лицу, исполняющему его обязанности, оперативный дежурный обязан:

16.1. Вызвать выездную бригаду скорой медицинской помощи, до приезда которой начать оказание первой помощи , обеспечить постоянное наблюдение за таким лицом. Если скорая медицинская помощь не может быть получена доставленным лицом своевременно или отсутствует, оперативный дежурный обязан принять меры к его доставлению в ближайшую медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения.

16.2. Выяснить причины и обстоятельства получения ранений, телесных повреждений у доставленного лица, отразить это в составленном протоколе о задержании. В случае получения информации о причинении ранений, телесных повреждений в результате насильственных действий, получить от него заявление, а при невозможности получения заявления составить мотивированный рапорт, которые зарегистрировать в Книгу учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях.

16.3. Получить письменные объяснения (рапорта) от очевидцев об обстоятельствах происшествия в случае причинения доставленным лицом себе телесных повреждений и покушения на самоубийство в помещении дежурной части.

17. Составить протокол о задержании либо об административном задержании, одну копию протокола вручить задержанному лицу, другую копию направить в подразделение информационного обеспечения территориального органа МВД России для включения сведений о задержанном в реестр лиц, подвергнутых задержанию.

IV. Обязанности оперативного дежурного после размещения лиц, доставленных в дежурную часть, в помещениях для задержанных

18. В отношении лиц, подвергнутых административному задержанию, после установления их личности и выяснения всех обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии состава административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении либо, при наличии оснований, перечисленных в статье 24.5 КоАП, выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

19. Указанные лица содержатся в помещениях для задержанных не более трех часов с момента доставления, а лица, находящиеся в состоянии опьянения, - с момента вытрезвления, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.5 КоАП, когда срок административного задержания может быть продлен до 48 часов.

После составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления о прекращении дела об административном правонарушении указанные лица подлежат освобождению либо, в случаях, когда за совершенное ими административное правонарушение предусмотрено наказание в виде административного ареста или административного выдворения, подлежат направлению в суд для рассмотрения в их присутствии дела об административном правонарушении.

20. В отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений оперативный дежурный обязан обеспечить составление протокола о задержании в порядке и сроки, предусмотренные статьями 91, 92 УПК, а также организовать проведение в порядке и на основании статьи 184 УПК личного обыска, о производстве которого составить протокол в соответствии с уголовно-процессуальном законодательством Российской Федерации.

О доставлении указанных лиц оперативный дежурный докладывает начальнику территориального органа МВД России либо лицу, исполняющему его обязанности, и по его указанию передает доставленное лицо, материалы, изъятые вещи, ценности сотруднику органа дознания или предварительного следствия с отметкой о передаче в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России.

20.1. О задержании подозреваемых, являющихся военнослужащими или сотрудниками органов внутренних дел, уведомляется командование воинской части или начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

20.2. О задержании подозреваемых, являющихся членами общественных наблюдательных комиссий, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого.

20.3. О задержании несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.

20.4. О задержании гражданина или подданного другого государства в срок не позднее 12 часов с момента задержания уведомляется посольство или консульство этого государства.

21. О задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, уведомляются соответствующие органы, учреждения или должностные лица этих органов и учреждений.

22. После задержания лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, организуется их передача в места отбывания административного ареста.

23. О задержании лиц, находящихся в розыске, уведомляется инициатор розыска.

23.1. При установлении, что доставленное лицо разыскивается в рамках возбужденного исполнительного производства либо как без вести пропавшее, после уведомления инициатора розыска данное лицо освобождается, о чем производится запись в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России.

23.2. После установления, что задержанное лицо, разыскиваемое как без вести пропавшее, является несовершеннолетним, оперативный дежурный обязан передать его сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних.

24. При задержании лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, оперативный дежурный обязан установить и уведомить соответствующие учреждения, обеспечивающие исполнение назначенных судом мер.

25. При задержании лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, введенного в условиях чрезвычайного положения в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" 13 , оперативный дежурный обязан установить их личность, организовать проведение необходимых процессуальных действий.

26. После задержания лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями непосредственную опасность для себя и окружающих, оперативный дежурный обязан вызвать врача-психиатра или иных специалистов и медицинский персонал, участвующих в оказании психиатрической помощи, и по заключению медицинского работника передать таких лиц в лечебное учреждение либо по месту жительства.

27. В случае задержания лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, оперативный дежурный обязан вызвать врача-психиатра или иных специалистов и медицинский персонал, участвующих в оказании психиатрической помощи, и по заключению медицинского работника передать таких лиц в ближайшее психиатрическое лечебное учреждение, осуществляющее принудительное лечение.

28. В случае задержания лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, оперативный дежурный обязан, после получения постановления суда об избрании лицу меры пресечения в виде заключения под стражу, незамедлительно организовать направление указанного лица в следственный изолятор уголовно-исполнительной системы.

V. Порядок и формы контроля за исполнением обязанностей и реализацией прав полиции после доставления граждан в дежурные части

29. Текущий контроль за исполнением обязанностей и реализацией прав полиции после доставления граждан в дежурные части осуществляется должностными лицами территориальных органов МВД России, ответственными за организацию работы дежурных частей.

30. Начальник территориального органа МВД России несет персональную ответственность за исполнение обязанностей и реализацию прав полиции соответствующими оперативными дежурными после доставления граждан в дежурные части территориальных органов МВД России.

31. Контроль за полнотой и качеством исполнения обязанностей и реализацией прав полиции после доставления граждан в дежурные части включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений установленного порядка совершения предусмотренных настоящим Наставлением действий, прав лиц, доставленных в дежурные части, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц подразделений территориального органа МВД России.

VI. Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов МВД России, решений, принятых ими в ходе исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части после доставления граждан

32. Доставленные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов МВД России, решения, принятые ими в ходе исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части после доставления граждан, в суд или в досудебном порядке вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий территориальный орган МВД России, прокурору.

33. Рассмотрение обращений доставленных лиц в территориальные органы МВД России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" 14 , Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" 15 , Административным регламентом системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденным приказом МВД России от 12 декабря 2011 г. N 1221 16 .

34. Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушение настоящего Наставления наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

1 Начальник смены, помощник начальника отдела - оперативный дежурный, помощник начальника дежурной части - оперативный дежурный, старший оперативный дежурный, оперативный дежурный, дежурный, помощник оперативного дежурного, а также иные должностные лица соответствующего территориального органа МВД России, на которых организационно-распорядительными документами начальника территориального органа МВД России либо лица, исполняющего его обязанности, возложены соответствующие полномочия.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7018, 7020, 7067; N 50, ст. 7352. Далее - "Федеральный закон "О полиции".

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3015, 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706; N 27, ст. 2708; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4847; 2004, N 17, ст. 1585; 2004, N 27, ст. 2711; N 49, ст. 4853; 2005, N 1, ст. 13; N 23, ст. 2200; 2006, N 3, ст. 277; N 10, ст. 1070; N 23, ст. 2379; N 28, ст. 2975, 2976; N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 46; N 16, ст. 1827; N 18, ст. 2118; N 24, ст. 2830, 2833; N 31, ст. 4008, 4011; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6033; N 50, ст. 6235, 6236, 6248; 2008, N 12, ст. 1074; N 24, ст. 2798; N 49, ст. 5724; N 52, ст. 6226, 6235; 2009, N 1, ст. 29; N 11, ст. 1266, 1267, 1268; N 18, ст. 2145; N 26, ст. 3139; N 29, ст.3613; N 44, ст. 5170, 5173, N 45, ст. 5263; N 51, ст. 6161; N 52, ст. 6422, 6453; 2010, N 1, ст. 4; N 8, ст. 780; N 11, ст. 1168, 1169; N 14, ст. 1552; N 15, ст. 1756; N 17, ст. 1985; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2284; N 21, ст. 2525; N 27, ст. 3416, 3427, 3428, 3431; N 30, ст. 3986, 3989, 4003; N 31, ст. 4164, 4193; N 49, ст. 6412, 6414, 6419; 2011, N 1, ст. 16, 39, 45, 46; N 7, ст. 901; N 13, ст. 1686, 1687; N 15, ст. 2039; N 19, ст. 2712; N 23, ст. 3259; N 25, ст. 3533; N 29, ст. 4285; N 30, ст. 4598, 4601, 4605; N 45, ст. 6322, 6323, 6324, 6334; N 48, ст. 6730; N 50, ст. 7349, 7350, 7361, 7362; 2012, N 10, ст. 1162, 1165, 1166. Далее - "УПК".

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13, 40, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1075, 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 40, ст. 3986; N 50, ст. 5247; N 52, ст. 5596; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 2, ст. 172; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380, 2385; N 28, ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3420, 3432, 3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279, 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 29; N 15, ст. 1743; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4001, 4007, 4008, 4009, 4015; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6034, 6065; N 50, ст. 6246; 2008, N 10, ст. 896; N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251, ст. 2259; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3582, 3601, 3604; N 45, ст. 5143; N 49, ст. 5738, 5745, 5748; N 52, ст. 6227, 6235, 6236, 6248; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 771, 777; N 19, ст. 2276; N 23, ст. 2759, 2767, 2776; N 26, ст. 3120, 3122, 3131, 3132; N 29, ст. 3597, 3599, 3635, 3642; N 30, ст. 3735, 3739; N 45, ст. 5265, 5267; N 48, ст. 6711, 5724, 5755; N 52, ст. 6406, 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 11, ст. 1169, 1176; N 15, ст. 1743, 1751; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2524, 2525, 2526, 2530; N 23, ст. 2790; N 25, ст. 3070; N 27, ст. 3416, 3429; N 28, ст. 3553; N 30, ст. 4000, 4002, 4005, 4006, 4007; N 31, ст. 4155,4158, 4164, 4191, 4192, 4193, 4198, 4206, 4207, 4208; N 32, ст. 4298; N 41, ст. 5192, 5193; N 46, ст. 5918; N 49, ст. 6409; N 50, ст. 6605; N 52, ст. 6984, 6995, 6996; 2011, N 1, ст. 10, 23, 29, 33, 47, 54; N 7, ст. 901; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2312; N 19, ст. 2714, 2715; N 23, ст. 3260, 3267; N 27, ст. 3273; N 29, ст. 4289, 4290, 4291; N 30, ст. 4573, 4574, 4584, 4590, 4591, 4598, 4601, 4605; N 45, ст. 6325, 6326, 6334; N 46, ст. 6406; N 47, ст. 6601, 6602; N 48, ст. 6730, 6732; N 49, ст. 7025, 7042, 7056, 7061; N 50, ст. 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 15, ст. 1723; Российская газета, 2012, N 94. Далее - "КоАП".

8 Образец и правила ведения Книги учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России, приведены в приложении N 3 к настоящему Наставлению.

9 Выписка из нормативных правовых актов о лицах, пользующихся иммунитетом от задержания, приведена в приложении N 5 к настоящему Наставлению.

10 Под старшим дежурной смены понимается сотрудник дежурной части, штатная должность которого является вышестоящей среди должностей сотрудников, заступивших в состав дежурной смены.

11 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3806; 2001, N 11, ст. 1002; 2002, N 30, ст. 3032, 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1687; 2006, N 31, ст. 3420; 2007, N 24, ст. 2832; 2008, N 19, ст. 2094; N 52, ст. 6227, 6235; 2009, N 1, ст. 30; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3867.

12 Статья 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724), приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2010 г. N 353н "О первой помощи" (зарегистрирован в Минюсте России 12 июля 2010 г., регистрационный N 17768).

13 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2277; 2003, N 27, ст. 2697; 2005, N 10, ст. 753.

14 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196.

15 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4179; 2011, N 15, ст. 2038; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4587; N 49, ст. 7061.

Приложение N 1 к Наставлению

Правила оборудования служебных помещений, предназначенных для выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурные части территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации

1. Служебное помещение необходимо располагать в дежурной части в непосредственной близости от зала (комнаты) оперативного дежурного и комнат для содержания задержанных лиц.

Служебное помещение должно иметь необходимую звукоизоляцию, исключающую возможность прослушивания. Из него должен быть исключен доступ в зал (комнату) оперативного дежурного, комнату для хранения оружия, боеприпасов и специальных средств, комнату для хранения средств защиты, связи, оперативной и криминалистической техники.

2. В служебном помещении в общедоступных местах для информирования и разъяснения доставленным лицам их прав должны быть размещены: выписки из положений Конституции Российской Федерации, КоАП, Уголовного кодекса Российской Федерации, УПК, Федерального закона "О полиции", настоящего Наставления и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурную часть, служебные номера телефонов и адреса должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с необоснованным доставлением, задержанием или порядком содержания доставленных лиц.

3. В служебном помещении устанавливаются стол, стулья, металлический шкаф, прикрепленные к полу. В целях осуществления наблюдения могут использоваться видео- и аудиотехника. Для оказания медицинской помощи служебное помещение оснащается медицинской кушеткой (диваном), аптечкой для оказания первой помощи, укомплектованной в установленном порядке 1 . Внутри служебного помещения не должно быть выступающих труб, креплений, а также предметов, которые могут быть использованы для нападения на сотрудников полиции, самоубийства доставленных лиц или причинения иного вреда себе и окружающим.

Служебное помещение оборудуется электрическим освещением, электропроводка прокладывается скрытно под штукатуркой. Электрические лампы для освещения монтируются на потолке и ограждаются органическим стеклом либо другим небьющимся прозрачным материалом. Выключатели устанавливаются с внешней стороны служебного помещения.

В служебном помещении предусматривается приточно-вытяжная вентиляция.

Служебное помещение оборудуется средствами прямой проводной связи и скрытой кнопкой тревожного вызова (устанавливается на рабочем столе дежурного по разбору), выведенными в зал (комнату) оперативного дежурного.

4. Металлические решетки устанавливаются на оконных проемах, снаружи служебного помещения в целях предотвращения совершения доставленными лицами противоправных действий, побегов и нанесения ими себе телесных повреждений.

1 Приказ Минздравсоцразвития России от 5 марта 2011 г. N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам" (зарегистрирован в Минюсте России 11 апреля 2011 г., регистрационный N 20452).

Приложение N 2 к Наставлению

Правила оборудования служебных помещений для задержанных

1. Количество помещений для задержанных определяется исходя из нормы санитарной площади для размещения задержанных лиц с учетом их среднесуточной наполняемости, но не менее трех помещений для задержанных. Норма санитарной площади в помещении для задержанных составляет 4 квадратных метра на одного человека.

2. Задержанные лица содержатся под охраной сотрудников полиции в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

3. Служебные помещения располагаются в помещениях дежурной части в непосредственной близости от рабочего места оперативного дежурного. В целях осуществления наблюдения могут использоваться аудио- и видеотехника.

4. Помещение для задержанных сообщается с залом (комнатой) оперативного дежурного через отдельный коридор. Стены помещения для задержанных штукатурятся гладко и не должны примыкать к общему коридору. В стене каждого помещения для задержанных, обращенной в сторону комнаты оперативного дежурного, устраивается максимально возможной ширины проем высотой не менее 2 м, который заполняется решетчатой перегородкой с решетчатой дверью. Перегородка и дверь изготавливаются из листовой стали 60 х 12 мм с размером ячейки 200 х 200 мм, которые с внутренней стороны обшиваются прозрачным органическим стеклом толщиной не менее 5 мм. Размер полотна двери - 0,75 х 1,9 м. Двери (без ручек с внутренней стороны) открываются наружу и закрываются на засов (задвижку). Навесные и другие замки для запирания дверей не применяются. Наружные стены комнаты для задержанных должны иметь толщину не менее 380 мм.

Если в помещении для задержанных отсутствует проем с прозрачным оргстеклом, допускается установка смотрового глазка в двери комнаты. В средней части двери помещения на высоте 1,5 м от пола монтируются конусообразные смотровые глазки диаметром около 140 мм в сторону обзора и 40 мм - с противоположной стороны. Смотровые глазки должны быть остеклены прозрачным органическим стеклом и закрываться бесшумно вращающейся крышкой из резины. Конус смотрового глазка заделывается штампованным по форме металлическим корпусом.

Также в дверях помещения для задержанных по центру на высоте 1,1 - 1,15 м от пола изготавливаются форточки размером не более 25 х 22 см, открывающиеся в сторону коридора. Для удержания форточки в горизонтальном положении делается уступ.

5. Помещения имеют в наружных стенах окна шириной 0,9 м и высотой 0,6 м. Низ окна располагается от уровня пола на высоте не менее 1,6 м. Внутреннее остекление предусматривается из армированного стекла, а наружное - из стекла типа "мороз". В оконных проемах вместо подоконников устраиваются откосы с закругленными углами.

6. С наружной стороны оконного проема или между оконными переплетами (в зависимости от местных условий) устанавливается металлическая решетка из круглой стали диаметром 20 мм или поперечных полос сечением 60 х 12 мм. Размеры ячеек решетки составляют 120 х 200 мм. Закладные детали для крепления решеток заделываются в стену на 100-150 мм. Допускается установка на окнах жалюзи.

7. Помещение для задержанных оборудуется приточно-вытяжной вентиляцией.

8. В помещении для задержанных устанавливаются скамьи (диваны), которые в ночное время могут быть использованы под спальные места, своим основанием должны быть соединены с полом, боковые поверхности обшиваются досками.

Внутри помещения для задержанных не должно быть выступающих труб, креплений, а также предметов, которые могут быть использованы для нападения на сотрудников полиции, самоубийства доставленных лиц или причинения иного вреда себе и окружающим.

9. Радиаторы отопления в помещении для задержанных защищаются кожухами из листового железа или решетками без острых выступов.

10. Электропроводка в помещении для задержанных прокладывается скрыто под штукатуркой. Электрические лампы для освещения размещаются в нишах над дверью или на потолке и ограждаются металлическими решетками или сетками, или небьющимся прозрачным материалом.

Приложение N 4 к Наставлению

Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды, которые задержанные лица могут иметь при себе, хранить и получать в передачах

Задержанные лица могут иметь при себе, хранить, получать в передачах:

продукты питания, кроме требующих тепловой обработки, скоропортящихся с истекшим сроком хранения, алкогольной продукции;

одежду (без поясных ремней, поясов, шнурков, подтяжек, галстуков и шарфов), головной убор, обувь (без шнурков и металлических набоек) - по сезону в одном комплекте;

нательное белье - по сезону в одном комплекте;

платки носовые;

предметы личной гигиены и туалетные принадлежности, в том числе туалетное мыло, туалетная бумага, зубная щетка, зубная паста, пластмассовые футляры для мыла и зубной щетки, кремы, расческа;

постельное белье в одном комплекте (две простыни и наволочка), полотенце;

столовые предметы (комплект пропиленовой посуды).

Примечание.

Для хранения указанных предметов в одном из помещений дежурной части оборудуются шкафы или полки-ячейки.

Приложение N 5 к Наставлению

Справочная информация

Выписка из нормативных правовых актов о лицах, пользующихся иммунитетом от задержания

1. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью 1 .

2. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей 2 .

3. Судьи неприкосновенны 3 .

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей 4 .

4. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы <...> задержан, <...>, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.

В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден 5 .

5. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть <...> задержан, <...>, подвергнут <...> личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации 6 .

6. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом 7 .

7. На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5-7 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" 8 .

8. Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны <...> без согласия той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила на должность в Счетную палату 9 .

9. Не допускаются задержание <...>, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления 10 .

10. При исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его <...>, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей <...> без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда 11 .

11. При исполнении сотрудником органов государственной охраны служебных обязанностей не допускаются <...> административное задержание, а также личный досмотр, досмотр находящихся при нем вещей, <.. .> без представителя соответствующего органа государственной охраны или без решения суда 12 .

12. Не допускаются задержание, <...>, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, досмотр их вещей <...>, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления 13 .

13. Зарегистрированный кандидат в депутаты представительных органов местного самоуправления и в выборные должностные лица местного самоуправления в субъектах Российской Федерации не может быть на территории муниципального образования <...> задержан <...>, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации 14 .

14. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном статьей 91 настоящего Кодекса, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности 15 .

1 Часть 1 статьи 91 Конституции Российской Федерации.

2 Часть 1 статьи 98 Конституции Российской Федерации, часть 1, подпункты "б", "в" части 2 статьи 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

3 Часть 1 статьи 122 Конституции Российской Федерации.

4 Часть 5 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".

5 Части 1, 2 статьи 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

6 Часть 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи".

7 Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

8 Часть 1 статьи 7 Федерального закона от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".

9 Статья 29 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

10 Часть 2 статьи 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

11 Статья 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности".

12 Часть 1 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране".

13 Часть 3 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".

14 Статья 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, прилагаемого к Федеральному закону от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".

15 Статья 449 УПК.

Данная должностная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

Инструкция для должности "Помощник оперативного дежурного ", представленная на сайте , соответствует требованиям документа - "Справочник профессионально-квалификационных характеристик типовых должностей рядового и начальствующего состава государственной службы специальной связи и защиты информации Украины", который утвержден и введен в действие приказом Администрации Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины от 08.08.2009 № 171. Согласовано Министерством труда и социальной политики Украины 10 июля 2009.
Статус документа - "действующий" .

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Помощник оперативного дежурного" относится к категории "Рабочие".

1.2. Квалификационные требования - базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки по образовательно-квалификационному уровню бакалавра или младшего специалиста. Стаж работы по специальности не менее 3 лет.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- Конституцию Украины, акты законодательства, касающиеся службы и деятельности органа Госспецсвязи, Дисциплинарный устав, другие нормативно-правовые акты, регулирующие развитие соответствующей сферы деятельности;
- практику применения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции;
- инструкцию по делопроизводству;
- виды и формы отчетности;
- правила служебного этикета;
- соответствующие профессиональным задачам средства программного обеспечения;
- правила охраны труда и противопожарной защиты. Должен владеть государственным языком.

1.4. Помощник оперативного дежурного назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Помощник оперативного дежурного подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Помощник оперативного дежурного руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Помощник оперативного дежурного во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Под руководством оперативного дежурного выполняет работу, связанную с оперативно-техническим управлением сетями государственной системы правительственной связи в условиях мирного времени, чрезвычайных ситуаций, чрезвычайного и военного времени.

2.2. По поручению оперативного дежурного осуществляет передачу сигналов оповещения о приведении органов Госспецсвязи в готовность к функционированию в условиях особого периода.

2.3. Принимает участие в контроле работ по восстановлению функционирования поврежденных элементов сетей.

2.4. В пределах своих полномочий своевременно доводит до подразделений оперативно-технических и дежурных служб Госспецсвязи распоряжения руководства по вопросам организации и обеспечения функционирования сетей правительственной связи.

2.5. Осуществляет сбор информации относительно заказов на развертывание дополнительных средств связи, функционирование аварийной сигнализации, устранение нарушений безопасности связи.

2.6. Поддерживает в пределах своей компетенции взаимодействие структурных подразделений органов Госспецсвязи, которые задействованы в технологическом процессе обеспечения функционирования государственной системы правительственной связи.

2.7. Осуществляет, по поручению оперативного дежурного, меры, направленные на обеспечение связью абонентов надлежащего качества в местах их постоянного и временного пребывания.

2.8. Участвует в проведении плановых и внеплановых проверок дежурных служб по их функциональной готовности.

2.9. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.10. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Помощник оперативного дежурного имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Помощник оперативного дежурного имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Помощник оперативного дежурного имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Помощник оперативного дежурного имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Помощник оперативного дежурного имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Помощник оперативного дежурного имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Помощник оперативного дежурного имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Помощник оперативного дежурного имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Помощник оперативного дежурного имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Помощник оперативного дежурного несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Помощник оперативного дежурного несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Помощник оперативного дежурного несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Помощник оперативного дежурного несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Помощник оперативного дежурного несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Помощник оперативного дежурного несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Помощник оперативного дежурного несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

5. Специализация

5.1. Имеет право: получать оперативные данные и справочные материалы, необходимые для выполнения своих функциональных обязанностей; получать в соответствии с установленным порядком информацию, необходимую для выполнения служебных обязанностей; вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию соответствующей работы; принимать участие в совещаниях, собраниях, семинарах по вопросам, относящимся к его компетенции; вносить на рассмотрение руководства предложения по вопросам организации и обеспечения оперативно-технического управления сетями.

10.11.2016

Помощник оперативного дежурного рассказал о своей работе

Как театр начинается с вешалки, так и любое Управление Министерства внутренних дел начинается с дежурной части. И ее лицо — оперативный дежурный. На первый взгляд, должность простая. Кажется, ну что сложного: сиди да отвечай на звонки граждан, принимай заявления. В действительности же выходит иначе. Пусть дежурные не раскрывают громких преступлений, не останавливают пьяных водителей, не мирят соседей, но тем не менее у них большой фронт работы. В преддверии Дня сотрудника органов внутренних дел мы решили рассказать об одном из таких бойцов невидимого фронта.

Сложнее, чем кажется

Александр Шаповалов, помощник оперативного дежурного дежурной части старооскольского отдела полиции №1, знает это не понаслышке.

Милицейский путь молодой человек начал в 2007 году с должности помощника участкового, но спустя время перепрофилировался в помощники оперативного дежурного.
— Когда я только начинал работать помощником дежурного, мне не было тяжело, поскольку с этой работой был знаком. Неоднократно туда уже заступал, когда подменял сотрудников. Потому в работу влился достаточно быстро, — говорит старшина полиции.
Александр Шаповалов — сотрудник, который первым выслушает обратившегося за помощью человека. И здесь требуется особое терпение, умение понять и помочь, а порой оказать и моральную поддержку столкнувшемуся с несправедливостью или бедой гражданину.
Именно в дежурную часть поступают заявления. Это информационный центр, где собираются сведения по преступлениям и правонарушениям. И жизнь в дежурной части – беспокойная, с постоянно меняющимися новостями, часто совсем не радостными.
Времени на раздумье очень мало. От умения сотрудников быстро принять правильное решение многое зависит:
— На тебе лежит ответственность. Ты руководишь всеми нарядами, которые задействованы в северо-восточной части города, отвечаешь за них. К примеру, необходимо следить за тем, чтобы они соблюдали меры личной безопасности. Здесь нужно правильно сориентироваться, кого куда лучше направить. Где-то справится ППС. Если произошло ДТП, то направляешь ДПС. Случается что-то серьезное, направляешь наряд для установления очевидцев, а затем следственно-оперативную группу, — делится старшина.
Помимо того, что дежурные принимают звонки или заявления напрямую, в их обязанности входит и сделать дактилоскопию, если доставили человека, его сфотографировать, внести во все списки учета. Лежит на плечах дежурного и обязанность сделать ориентировки, если совершено какое-то преступление, есть подозреваемые.
— Свободного времени не бывает. Даже если телефон молчит, хватает бумажной работы. Иногда не остается времени, чтобы поесть. Бывает такое, что за сутки и не поспишь, хотя у нас отведено время для сна. У помощников дежурного — с одиннадцати вечера до трех утра. У дежурных — с трех до семи утра.

Разношерстные сообщения

Ежедневно в дежурную часть поступает от 50 до 100 звонков. Она работает круглосуточно, а не только по будням, как считают некоторые граждане. Каждый сотрудник трудится целые сутки. Затем — три дня выходных. Если кто-то, к примеру, в отпуске, то остается два выходных.
— Мы работаем с восьми до восьми. Но иногда приходится задерживаться на пару часов, — говорит Шаповалов. — Мы принимаем сообщения, регистрируем их. Ориентируем наряды на задержание преступника или установление очевидцев происшествия…
Каждый звонок фиксируется в журнале и записывается на регистратор. Плюс к тому данные забиваются в компьютер. Ни один звонок не остается без внимания.
— Зимой звонков меньше, поскольку люди на улице не так часто распивают, как летом, соответственно, меньше правонарушений. В теплое время года — больше звонков.
По словам правоохранителя, поступают как серьезные, так и беспочвенные сообщения. Старшине полиции вспомнился случай:
— Позвонил дедушка и рассказал, что к нему пришли социальные работники, но не оказали помощь — не подстригли ногти на ногах. Да, даже такое бывает!
Нередко в полицию обращаются и психически нездоровые люди.
— В микрорайоне Жукова живет одна бабушка. Она позвонила и сказала, что, когда она уходила из дома, кафель в ванной комнате был красного цвета, а когда вернулась — плитка стала зеленой. Или, например, кто-то рассказывал, что у него течет лава из электрических розеток, — рассказывает Александр Шаповалов. — Вот еще был очень неординарный случай. Поступило сообщение из микрорайона Макаренко от женщины о том, что в машину ее соседа пробрался посторонний парень. Мы направляем на место участкового. В машине действительно оказался молодой человек, который сидел на заднем сидении и ничего не делал. Участковый спросил его, как он залез в машину. Тот сказал, что машина принадлежит ему. Участковый попросил показать документы на автомобиль. Парень рассказал целую историю. Мол, ему брат на телефон должен был прислать sms, где указано, что две машины будут принадлежать ему, если он одну найдет с надписью «майор», а вторую машину — с зеленым огоньком. Потом сообщение, действительно, пришло. Парень должен был отыскать машину с надписью «майор», что он и сделал. Правда перепутал. Вместо надписи «майор» на автомобиле, было написано «мажор». В этот автомобиль он и забрался, открыв заднюю дверь. Как он это сделал, непонятно…
В итоге выяснилось, что молодой человек — психически больной.
Даже если сотрудник понимает, что звонит нездоровый человек, все равно обязан отреагировать на звонок.
— Мы направляем сотрудников, которые также принимают от них объяснения. Затем происходит опрос соседей. Потом принимается решение.
Не так давно в дежурную часть позвонила женщина и сообщила, что ее сын перерезал себе горло.
— Мужчина состоит на учете в психдиспансере. Он употребляет наркотики. Скорее всего, под действием зелья это и произошло. К счастью, остался жив. Мы направили туда наряд ППС. Также вызвали «Скорую», которая его забрала, — рассказал полицейский.
Не обходится в дежурной части и без ложных звонков. Старшина полиции припомнил случай, когда 14-летняя «шутница» из Владимирской области набрала наобум номер. Трубку взял парень, который оказался жителем Старого Оскола. Девушка сообщила, что в доме заложена бомба и посоветовала эвакуироваться.
— Наши оперативники быстро сработали, нашли девочку. В отношении нее возбуждено уголовное дело за заведомо ложный донос об акте терроризма.
Рассказал сотрудник полиции и о том, что часто звонки поступают и из медицинских учреждений.

Реагируют и на анонимки

По словам Александра Шаповалова, обычно, когда от граждан в дежурную часть поступает сигнал, записываются данные позвонившего.
— Если человек не представляется, приказ позволяет сообщение не регистрировать в журнал. Оно идет в качестве анонимного сообщения, но отреагировать мы должны. А вдруг человек позвонил и не успел договорить, потому что у него, положим, отобрали телефон. Потому наряд в любом случае выезжает и проверяет информацию. Большинство людей представляются. За сутки, к примеру, из 50 звонков не называют себя 2-3 человека, — говорит Шаповалов.
Работа отнимает, конечно, львиную долю времени, но и на отдых у сотрудника полиции тоже остается. Его он старается проводить вместе с семьей — женой Анастасией и маленькой дочкой Викой, которой сейчас всего 2 года и 8 месяцев. Вместе они любят гулять, ходить в кино, выезжать в другие города…

Кристина ГОДОВНИКОВА,
фото автора

Автоматизированное рабочее место службы "02" создано на базе специализированного пульта дежурного оператора, который принимает сообщения о противоправных действиях, передаваемые по телефону "02".

Соединение не переадресовывается в подразделения ДЧ ГУ МВД России по Пермскому краю, регистрация заявления производится на месте. После поступления каждого вызова на пульт оператора службы "02" автоматически запрашивается номер вызывающего абонента, и регистрируются моменты наступления фаз соединения (момент занятия линии, ответа оператора службы "02" и отбоя), при этом автоматически ведется протокол работы дежурного оператора. После определения номера вызываемого абонента автоматически формируется запрос в базу данных "Соната", откуда выбирается информация об адресе установки телефона заявителя.

Во время переговоров дежурного оператора с заявителем формируется запрос в базу данных адресов установки телефонов, который выводится на экран видеотерминала оператора. Этот запрос отправляется в базу данных, откуда поступает информация о подразделении ГУ МВД России по Пермскому краю, ответственном за зону, в которой фиксируется происшествие. Пока оператор ведет переговоры с заявителем, он заполняет формализованную "Карточку происшествия" и определяет значимость происшествия. По поступлению этой информации автоматически определяются подразделения, контролирующие и непосредственно ответственные за реагирование на происшествие. По этим определенным адресам опять же автоматически направляется составленная оператором "Карточка происшествия" с автоматическим же подтверждением поступления информации адресату. При этом информация поступает на один из пультов службы оперативного дежурного по городу (ОДГ), УВД, а также в территориальные отделения внутренних дел и другие службы.

Рисунок 2. Реагирование на обращения граждан.

В процессе переговоров с заявителем автоматически в цифровом виде выполняется запись телефонного разговора.

Для обеспечения надежной работы дежурный оператор имеет выход на городскую телефонную сеть (МГТС) и внутреннюю служебную сеть (АТС ГУ МВД России по Пермскому краю), доступ к прямым телефонным линиям, выход на сеть передачи данных, доступ к локальным и общим базам данных (Рис. 10). Каждый пульт дежурного оператора имеет прямую связь с оперативным дежурным по городу, радиоцентром (РЦ), дежурными частями подразделений полиции и другими управлениями и службами ГУ МВД России по Пермскому краю. Чтобы проконтролировать получение "Карточки происшествия" тем подразделением, в которое она направлена, оператор может связаться с ним по телефону. При этом можно воспроизвести запись разговора по телефону или направить файл с записью по внутренней локальной сети. В зависимости от полномочий оператора, с каждого АРМ возможен доступ к следующим информационным ресурсам: данные о зонах ответственности подразделений органов внутренних дел; данные об адресах установки телефонов; служебная информация о службе "02" (адреса, телефоны, размещение); электронная карта Перми.

Зал службы "02" оснащается средствами коллективного отображения: информационное табло с данными о ходе реагирования на обращения с указанием количества сигналов, находящихся в работе и в режиме ожидания.

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

План лекции:

Введение.

1. Задачи и принципы деятельности дежурных частей органов внутренних дел, их система. Состав дежурной смены.

2. Права и обязанности оперативного дежурного по органу внутренних дел.

Основная

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

4. Приказ МВД РФ № 140 от 01.03.2012 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».

5. Приказ МВД РФ № 174ДСП от 26.02.2002 г. «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации».

6. Приказ МВД РФ 26 марта 2008 г. № 280дсп «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений».

73. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 № 250 «Вопросы организации органов внутренних дел».

8. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы министерства внутренних дел Российской Федерации».

Дополнительная

1. Административная деятельность ОВД: Учебник. Часть общая. Бекетов О.И., Бочаров С.Н. и др. - М.: ЦОКР МВД России, 2009.

2. Административная деятельность ОВД в вопросах и ответах. Учебное пособие. Кокорев А.Н., Зубач А.В.: - М.: МосУ МВД России. Из-во « Щит-М», 2007.

3. Законодательство о полиции. – М.: ООО «Рид групп».

4. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (поглавный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей, В.В. Черников. – М.: Проспект, 2011.

5. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: учебник для студентов / под ред. В.В. Гордиенко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.



6. Основы Административной деятельности ОВД. Учебное пособие. - М.: ЦОКР МВД России. 2008.

7. Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О полиции". - "Московская финансово-промышленная академия", 2011 г.

Текст лекции (фрагменты)

Дежурная часть – это самостоятельное структурное подразделение в системе органов внутренних дел, которое призвано осуществлять руководство и контроль за деятельностью разнообразных по характеру и функциям служб и аппаратов различных уровней управления в целях эффективного решения задач в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

В систему дежурных частей органов внутренних дел Российской Федерации входят:

Дежур­ная часть МВД России;

Дежурные части подразделений центрального аппарата МВД России и подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, в том числе главных управлений МВД России по федеральным округам, а также МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Фе­дерации, УВДТ,УВД (ОВД)ГУВДРО СОБ МВД России;

Дежурные части отделов (управлений) внутренних дел городов, районов, иных муниципальных образований, линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, управлений (отделов, отделений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, на особо важных и режимных объектах, их структурных подразделе­ний и подразделений, непосредственно подчиненных им;



Дежурные части научно-исследовательских и образова­тельных учреждений МВД России.

на дежурную часть органа внутренних дел возлагаются следующие задачи:

1. Непрерывный круглосуточный сбор, обработка и передача информации об оперативной обстановке ;

2. Прием, регистрация поступивших в дежурную часть заявлений, сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, чрезвычайных ситуа­циях и происшествиях, а также своевременное реагирование на них ;

3. Непрерывное управление силами и средствами органа внутренних дел, не­медленное принятие мер к раскрытию преступлений по «горячим следам»;

4. Безотлагательная организация действий по обеспечению общественного порядка, ликвидация последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и про­исшествий ;

5. Организация разбирательства с гражданами, в том числе с задержанными и доставлен­ными ;

6. Контроль, в пределах своей компетенции, за соблюдением установленного порядка содержания, конвоирования задержанных и заключенных под стражу лиц ;

7. Обеспечение сохранности служебных документов, оружия, боеприпасов, специальных средств, оперативной и криминалистической техники, средств связи и другого вверенного имущества ;

8. Прием и обеспечение сохранности изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов, а также предметов и вещей, принадлежность которых не установлена ;

9. Контроль за состоянием охраны помещений, обороны здания органа внут­ренних дел и прилегающей к нему территории, его противопожарной безопасно­стью и санитарным состоянием ;

10. Передача в подчиненные органы внутренних дел специальных сигналов о введении степеней готовности и оповещение личного состава по ним .

В основе деятельности дежурной части как связующего звена всех его служб и подразделений лежат следующие принципы:

1. Высокая боевая готовность;

2. Оперативность;

3. Глубокое знание оперативной обстановки на обслуживаемой территории, преемственность в работе;

4. Строжайшее соблюдение законности;

5. Сохранение государственной и служебной тайны;

6. Четкое выполнение требований нормативных актов;

7. Бдительность;

8. Вежливое и уважительное отношение к гражданам.

Суточный наряд состоит из дежурной смены и приданных ей сил.

В состав дежурной смены входят:

1. Старший оперативный дежурный, оперативный дежурный.

Назначение на должность, их перемещение и освобождение осуществля­ется на основании приказа начальника ГУВД, УВД, УВДТ по представлению начальника горрайлиноргана и руководителя соответствующего организацион­но-инспекторского подразделения. Эти должности комплектуются лицами сред­него и старшего начальствующего состава, положительно характеризующимися по службе, имеющими высшее, преимущественно юридическое образование, стаж работы в органах внутренних дел не менее 3 лет и, как правило, возраст до 40 лет. Оперативный дежурный является старшим дежурной смены и несет персональную ответственность за ее работу.

2. Помощник оперативного дежурного - назначается на должность приказом начальника горрайлиноргана из числа наиболее подготовленных и положительно характери­зующихся лиц младшего начальствующего состава, имеющих среднее образова­ние и стаж работы не менее 3 лет.

3. Оперативный дежурный (инспектор) по разбору с доставленными и задержанными.

4. Помощник оперативного дежурного по телеграфной связи (в зави­симости от объема поступающей информации и наличия линии связи «02»).

5. Инженер-электронщик .

6. Другие специалисты.

Кроме дежурной смены в суточный наряд по органу внутренних дел включаются также:

1. Следственно-оперативная группа (СОГ).

2. Группа немедленного реагирования (ГНР).

3. Группа задержания пункта централизованной охраны отдела вневедомственной охраны (ГЗ ПЦО ОВО).

4. Милиционеры-водители оперативных машин.

Дежурная следственно-оперативная группа – создается в целях оперативного реагирования на заявления и сообщения о совер­шенных преступлениях, своевременного и квалифицированного проведения неотложных следственных действий, оперативно-разыскных и иных мероприя­тий по раскрытию преступлений, а также розыска и задержания преступников по «горячим следам».

Существуют следующие виды СОГ:

Дежурная (при дежурной части) – обеспечивает немедленное реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий по «горячим следам» и формируется в составе следователя, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, кинолога. Возглавляет СОГ следователь. Количество СОГ, график их работы и отдыха определяет начальник ОВД. При этом одна группа в течение суток должна выезжать не более чем на 2-3 преступления.

Целевая (временная) – для расследования и раскрытия преступлений по конкретному уголовному делу.

Специализированная (постоянно действующая) – для рассмотрения и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе по которым лица, их совершившие, не установлены.

Совместная следственно-оперативная группа (бригада) – для расследования и раскрытия тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав группы (бригады) могут включаться сотрудники органов прокуратуры, ФСБ, налоговой полиции.

Состав ГНР:

1. Старший ГНР. Сотрудник из числа лиц среднего начальст­вующего состава, имеющий необходимый опыт практической работы в подраз­делениях криминальной полиции, полиции общественной безопасности, органов предварительного следст­вия;

2. Милиционер ;

3. Милиционер-водитель .

4. Сотрудни­ки других служб и подразделений соответствующего органа внутренних дел (могут быть включены в состав ГНР решением начальника органа внутренних дел).