Все о тюнинге авто

Оборудование диспетчерского пункта. Диспетчерский пункт, центр управления и принятия решений. Общие требования к компоновке помещений диспетчерских пунктов

Организация службы такси требует оснащения всех подразделений оборудованием, необходимым для их стабильной и эффективной работы. Для того, чтобы вложенные средства быстро окупились нужно детально проанализировать потребности компании и конкурентную ситуацию на рынке.

Разберем подробнее виды аппаратуры, ее функции и особенности.

Оборудование для диспетчерской такси

  1. системы связи с клиентами и водителями
  2. серверы и терминалы операторов
  3. записывающие устройства для контроля работы сотрудников

В небольших городах до сих пор остаются популярными, как единственное надежное средство связи. Имея преимущество в простоте, радиостанции, тем не менее, уступают современным средствам коммуникации практически во всем остальном:

  • Сигнал раций легко перехватить, что дает возможность конкурентам «уводить» уже переданные водителям заказы.
  • Полудуплексный метод общения по рации намного замедляет скорость работы диспетчеров и водителей, а также создает множество конфликтных ситуаций.
  • Высокая стоимость.
  • Некомфортная обстановка в салоне из-за посторонних шумов от радиостанций.
  • Необходимость покупки дополнительного оборудования, например, усилителей, записывающих устройств и др.
  • Сложность ремонта.

В свою очередь, организация такси без раций обходится значительно дешевле, поскольку не требует покупки дорогостоящего технического оснащения. Для связи в автомобиле используется обычный сотовый телефон с сенсорным экраном и установленным на него , которое включает в себя функции GPS навигации, возможности дистанционного принятия заказов одной кнопкой, и, конечно же, рации. В диспетчерской используются терминалы для операторов и сервер, на который устанавливается . Она сочетает в себе все функции оборудования для диспетчеров: связь с водителями, запись переговоров, отслеживание местоположения водителей и многое другое.

Кроме серьезной экономии на оборудовании (в среднем на 20-50%), такая схема обеспечивает ряд других преимуществ:

Единственный минус такси без раций – требования к качественному покрытию сотовой связью в регионе. В труднодоступных малонаселенных районах реализация такой схемы может быть затруднительной.

Оборудование для таксопарков

К этой категории относится то, что устанавливается на автомобили такси, т.е. шашки, наклейки, лайтбоксы. Требования к такому оборудованию и необходимость в нем серьезно варьируется от региона к региону, поскольку зависит от местного законодательства.

При наличии своего таксопарка не лишней будет установка магнитных шашек или световых коробов, а также брендирование автомобилей такси самоклеящейся пленкой. Это идеальная реклама службы, создающая запоминаемость среди потенциальных клиентов и не требующая больших затрат. Однако, при дефиците средств на начальном этапе развития службы, вложения в покупку оборудования для таксопарков лучше отложить.

Чаще всего при покупке аппаратуры для новой службы, основным определяющим фактором становится бюджет. В таком случае лучшим выбором будет являться покупка оборудования для автоматизированной диспетчерской такси и программное обеспечение по . Стоимость вложений на техническое оснащение диспетчерской составит примерно 80 000 рублей.

Диспетчерский пункт

центр системы диспетчерского управления, где сосредоточивается информация о состоянии производства, движении транспорта, энергоснабжении, ходе строительства и др. (см. Диспетчеризация). В состав Д. п. входят: операторская (зал дежурств, кабинет), где находится рабочее место диспетчера; аппаратная с вспомогательным оборудованием; контрольно-ремонтная мастерская с дежурным персоналом, обслуживающим оборудование Д. п.; вспомогательные помещения. Рабочее место диспетчера (оператора), Диспетчерский пульт и Диспетчерский щит размещают так, чтобы диспетчеру одинаково хорошо были видны все контрольные приборы, элементы сигнализации, экраны (табло), устройства отображения информации и промышленного телевидения.

Размеры и оснащённость Д. п. зависят от вида и характера контролируемых процессов и объектов управления. Например, для Д. п. промышленного предприятия характерно преобладание графических способов отражения хода производства с помощью диаграмм, планограмм, сетевых графиков и т.д., которые находятся непосредственно над столом диспетчера; контрольно-учётная и сигнальная аппаратура размещается в надстройке стола. На Д. п. энергосистемы (См. Энергосистема) основное значение имеют автоматическая сигнализация и измерения, требующие непрерывного наблюдения; это обусловливает размещение соответствующих устройств и приборов на диспетчерском щите перед диспетчерским пультом. Число одновременно занятых диспетчеров зависит от сложности системы управления и объёма поступающей информации. На современных предприятиях с развитым автоматизированным производством, с большим объёмом поступающей на Д. п. информации, где управленческие работы ведутся с помощью ЭВМ, Д. п. располагается в непосредственной близости от информационно-вычислительного центра (См. Информационно-вычислительный центр) предприятия, часто представляя с ним единое звено автоматизированной системы управления (АСУ).


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Диспетчерский пункт" в других словарях:

    диспетчерский пункт - ДП — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия Синонимы ДП EN dispatch centerdispatching centerenergy control… …

    диспетчерский пункт - 3.4 диспетчерский пункт: Помещение, в котором установлен диспетчерский пульт и находится диспетчер, осуществляющий его эксплуатацию. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    диспетчерский пункт - dispečerinė statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. control centre vok. Dispatcherleitstelle, f; Dispatcherpunkt, m; Dispatcherzentrale, f rus. диспетчерский пункт, m pranc. poste de répartiteur de charge, m … Automatikos terminų žodynas

    Центр системы диспетчерского управления, где сосредоточивается информация о состоянии пронз ва, движении транспорта, энергоснабжении, ходе сто ва и др. (см. Диспетчеризация). Размеры и оснащённость Д. п. зависят от вида и характера… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Справочник технического переводчика

    диспетчерский пункт управления (в SCADA) - диспетчерский пункт управления диспетчерский пункт ДП главный терминал [Интент] Master Terminal Unit (MTU), Master Station (MS) диспетчерский пункт управления (главный терминал); осуществляет обработку данных и управление высокого уровня, как… … Справочник технического переводчика

    диспетчерский пункт (охраны) - Место средоточения технических средств контроля и управления системой охраны и безопасности, а также персонала, осуществляющего контроль и управление (охраной). [РД 25.03.001 2002] Тематики системы охраны и безопасности объектов EN dispatch… … Справочник технического переводчика - — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN power control centerPCC … Справочник технического переводчика

Диспетчерскими центрами называют помещения (кабинет или зал), оснащенные современными средствами аудио- и видеоконференцсвязи для быстрого реагирования и мониторинга состояния организации предприятия на подотчетной территории. Основное назначение таких центров – мониторинг объекта управления для оперативного решения всех возникающих вопросов.

Оборудование для оснащения диспетчерских центров

Производители:

Производители:

| | |
|

Производители:

Производители:

| | |

Производители:

| | |

Производители:

За последнее время оснащение диспетчерских претерпело целый ряд системных изменений. Так, если еще буквально пару лет назад оборудование для диспетчерских было представлено, в основном, мнемощитами, то ныне все чаще на смену им приходят современные экраны коллективного пользования, ставшие базовой составляющей в цифровой системе мониторинга объектов и технологических процессов. Как правило, строятся подобные экраны на основе собираемых из жидкокристаллических дисплеев модульных графических видеостен, а также путем создания проекционных видеокубов.

Почему видеостена с графическим отображением информации?

1. Возможность следить за динамикой характеристик системы-объекта мониторинга и воспроизводить информацию в динамике.
2. Доступность изменения уровня детализации информации и вида ее подачи (информационные комплексы управляются при помощи специализированного программного обеспечения, и оператору системы доступны такие функции, как: переключение с одного уровня детализации предоставляемой информации на другой и возможность задавать различные сценарии вывода информации).
3. Повышенная информационная емкость в пикселях. Информационная емкость определяется только количеством установленных модулей и их разрешением. А это значит, что емкость видеостены может быть увеличена, если возникнет такая необходимость. Именно это дает возможность отображать данные сразу из нескольких источников, выделяя для каждого свое окно.
4. Инвариантность по отношению к источникам сигналов. – концевой элемент цифровой компьтерной системы. К ней, в зависимости от установленного в диспетчерской оборудования, могут быть подключены компьютеры, серверы локальной сети, измерительный устройства, видеокамеры, датчики и видеоплееры, а также многое другое.

Система управления рассчитана на круглосуточное функционирование, не требует постоянного внимания со стороны оператора и создается с учетом промышленных условий использования.

Оборудование для диспетчерских – это целый системный комплекс сложной аппаратуры. Поэтому для оперативной эксплуатации столь многофункциональной техники применяются системы централизованного управления. Они, как правило, оснащены сенсорной панелью, на которой изображен интерфейс управления всей имеющейся в зале аппаратуры. Панель подключена к контроллеру управления, с которого и осуществляется отправка команд на мультимедийные устройства.

Широкий выбор нестандартных решений

Инсталляционная мультимедиа-компания Aristos Ekus предлагает своим заказчикам профессиональное оборудование диспетчерских, основанное на широком выборе решений, в полной мере обеспечивающих реализацию конкретных запросов и пожеланий любого клиента.

Далеко не во всех случаях создание видеостен на основе дорогостоящих проекционных модулей будет оправдано для того или иного конкретного проекта. Впрочем, нередко именно это решение – наиболее оптимальное. Учитывая пожелания и цели заказчика, наши специалисты могут установить плоские панели нестандартных размеров и проекционные модули, изготавливаемые под заказ.

Одной из широко распространенных современных тенденций является переход к светодиодным источникам света (в противовес использовавшимся ранее ламповым). Преимущества светодиодов – в сочетании низкого энергопотреблении и небольшой стоимости. В решениях, предлагаемых нашей компанией, уже сегодня используются светодиодные технологии – в плоских панелях, проекторах и проекционных модулях.

Aristos Ekus – поставщик широкого спектра мультимедийного оборудования, производимого ведущими компаниями с мировым именем. Сотрудничество с несколькими производителями – а, значит, независимость от ассортимента конкретной компании, – дает нам возможность подобрать оптимальный вариант оборудования для каждого проекта.

Оснащение диспетчерской службы окажется в полной мере соответствующим конкретным потребностям каждого клиента.

От простого к сложному

Любая диспетчерская – это не просто точка управления интерактивными системами. Она представляет собой компактно смонтированный единый комплекс оборудования и программного обеспечения, основная задача которого – мониторинг показателей технологических особенностей работы предприятия. Получаются эти показатели при помощи различного оборудования – измерительных приборов и сенсоров, датчиков изменения параметров, видеокамер и т.д., зачастую объединенных в довольно сложные модули.

Компания Aristos Ekus для оборудования диспетчерских предлагает видеостены (или полиэкранные системы), созданные на основе следующих элементов: плоских LCD-панелей с тонким стыковочным швом или лазерно-фосфорных LPD-дисплеев, проекционных модулей и графических контроллеров, необходимых для формирования единого информационного пространства. В зависимости от задач, поставленных клиентами, используется один из трех типов контроллеров: аппаратный, графический или распределенный. Диспетчерские, создаваемые специалистами Aristos Ekus, позволяют наиболее комплексно подойти к решению проблем визуализации большого объема информации из различных источников.

Также разрабатывается индивидуальная мнемосхема – совокупность сигнальных изображений, сигнальных устройств и внутренних связующих в контролируемом объекте, позволяющая проводить мониторинг всего ходя производственного процесса. Информация предоставляется на мнемосхеме в виде релейного, аналогового или дискретного сигналов и графическим способом. А одной из главнейших задач, обрабатываемых диспетчерской, является визуализация мнемосхемы и результатов ее мониторинга.

Обращайтесь к нам!

Мы готовы помочь вам в разработке и реализации любых проектов по оснащению диспетчерских пунктов.
Наши специалисты в кратчайшие сроки дадут исчерпывающие ответы на все ваши вопросы, создадут в наибольшей степени устраивающий вас проект и грамотно осуществят его практическую реализацию.


СОГЛАСОВАНЫ с Главгосэкспертизой Госстроя СССР (Письмо N 20/2-6 от 7 февраля 1972 г.).

УТВЕРЖДЕНЫ

Министром энергетики и электрификации СССР П.Непорожним 3 августа 1972 г.;

Научно-техническим советом Минэнерго СССР (Решение N 75 от 24 июля 1972 г.).


Нормы технологического проектирования диспетчерских пунктов и узлов СДТУ энергосистем составлены Энергосетьпроектом при участии институтов "Теплоэлектропроект", "Гидропроект", "Сельэнергопроект" и "Мосэнергопроект" с учетом предложений энергоуправлений и научно-исследовательских организаций.

Нормы рассмотрены и отредактированы комиссией в составе: Б.П.Белоус (председатель), И.В.Андреев, И.М.Бердичевский, Ю.С.Борисов, В.Н.Борисов, Г.С.Карасин, И.П.Симакин, Ф.И.Симонов.

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1. Настоящие Нормы содержат основные указания по проектированию диспетчерских пунктов (ДП) и узлов средств диспетчерского и технологического управления (СДТУ) объединенных диспетчерских управлений, районных энергетических управлений, электростанций, предприятий и районов электрических и тепловых сетей, а также подстанций напряжением 35 кВ и выше и предназначены для унификации проектных решений.

1.2. Настоящие Нормы распространяются на вновь сооружаемые, расширяемые и реконструируемые диспетчерские пункты и узлы СДТУ.

Отступления от норм должны быть обоснованы в проекте.

1.3. При проектировании диспетчерских пунктов и узлов СДТУ необходимо также руководствоваться следующими правилами, техническими условиями и нормами:

- Правилами устройства электроустановок ;

- Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей ;

- Основными положениями по объемам средств телемеханики и связи в энергетических системах;

- Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий (СН 245-71);

- СНиП II-А.5-70 "Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений";

- СНиП II-Г.4-70 "Внутренняя канализация и водостоки зданий. Нормы проектирования";

- Нормами технологического проектирования тепловых электрических станций и тепловых сетей ("Энергия", 1967, с.103);

- Нормами технологического проектирования гидроэлектростанций (Стройиздат, 1973, с.112);

- Нормами технологического проектирования понижающих подстанций (СЦНТИ ОРГРЭС, 1967, с.31).

1.4. Диспетчерские пункты подразделяются на:

а) диспетчерские пункты объединенных диспетчерских управлений (ДП ОДУ) объединенных энергосистем;

б) центральные диспетчерские пункты (ЦДП) внекатегорийных энергосистем;

в) центральные диспетчерские пункты энергосистем I и II категорий;

г) центральные диспетчерские пункты энергосистем III и IV категорий;

д) диспетчерские пункты предприятий электросетей (ДП ПЭС) с объемом обслуживания 15 тыс. усл. ед. и более;

е) диспетчерские пункты предприятий электросетей с объемом обслуживания до 15 тыс. усл. ед., городских электросетей и районов электросетей (ДП РЭС);

ж) диспетчерские пункты тепловых сетей;

з) диспетчерские пункты участков электросетей.

1.5. Узлы СДТУ подразделяются на:

а) центральные узлы СДТУ (ЦУ СДТУ).

К ним относятся узлы СДТУ объединенных диспетчерских управлений (ОДУ) и узла СДТУ районных энергетических управлений (РЭУ);

б) местные узлы СДТУ (МУ СДТУ).

К ним относятся узлы СДГУ электростанций, предприятий и районов электрических и тепловых сетей, монтерских и теплофикационных пунктов, подстанций, а также усилительные пункты на магистральных сооружениях связи энергосистем.

1.6. Проектирование диспетчерских пунктов и узлов СДТУ энергосистем должно выполняться на основании утвержденных схем:

а) развития электрических сетей энергосистем;

б) организации эксплуатации энергосистем.

Проект диспетчерского пункта, а также узла СДТУ должен составляться с учетом схемы развития энергосистемы на ближайшие 5 лет и перспективы на 10 лет.

При отсутствии утвержденных схем по данному пункту допускается проектирование диспетчерских пунктов и узлов СДТУ на основании задания энергосистемы.

Проектирование центральных диспетчерских пунктов энергосистем осуществляется в соответствии с утвержденной схемой развития средств диспетчерского и технологического управления объединенной энергосистемы на рассматриваемый период.

1.7. Проектирование диспетчерских пунктов объединенных диспетчерских управлений выполняется по заданию центрального диспетчерского управления Единой энергосистемы (ЦДУ ЕЭС).

1.8. В проектах диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должны предусматриваться изделия и аппаратура, изготовляемые серийно промышленностью СССР.

Новое оборудование, намечаемое к выпуску, должно применяться в проектах в том случае, если его выпуск будет обеспечен к началу монтажа технологического оборудования.

В отдельных случаях допускается проектирование нестандартного оборудования при соответствующем обосновании.

1.9. Настоящие Нормы не распространяются на узлы кабельных и радиорелейных магистралей Минэнерго СССР, размещаемые вне пределов территории энергообъектов. Проектирование этих узлов должно осуществляться по нормам Министерства связи СССР.

Настоящие Нормы не распространяются также на диспетчерские пункты автоматизированных систем управления.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОНОВКЕ ПОМЕЩЕНИЙ ДИСПЕТЧЕРСКИХ ПУНКТОВ

2.1. Центральные диспетчерские пункты энергосистем, как правило, должны размещаться в административно-лабораторных зданиях районных энергетических управлений, а диспетчерские пункты предприятий и районов электросетей - в специально выделенных помещениях ремонтно-производственных баз I-V типов.

2.2. Помещения диспетчерского пункта должны располагаться на одном этаже или на смежных этажах.

Помещения диспетчерского пункта должны располагаться таким образом, чтобы обеспечивались рациональные информационные связи и минимальная протяженность кабеля.

2.3. Кабинеты главного (старшего) диспетчера и начальника оперативно-диспетчерской службы (группы) должны располагаться рядом с диспетчерским залом.

2.4. Аппаратная телемеханики должна располагаться рядом с диспетчерским залом. Допускается расположение диспетчерского зала и аппаратной телемеханики на смежных этажах: одно помещение под другим, в непосредственной близости к лестничной клетке.

2.5. Агрегатный зал, как правило, должен располагаться в подвальном или полуподвальном помещении (см. п.8.12).

2.6. Помещение кондиционеров следует выбирать вблизи помещения вычислительного центра.

2.7. Площадь диспетчерского зала определяется в основном размерами диспетчерского щита. Ориентировочно площадь диспетчерского зала можно принять из расчета 10-12 м на одну панель диспетчерского щита ЦДП и 7-9 м на одну панель диспетчерского щита ДП предприятий и районов.

2.8. Номенклатура и площади производственных и вспомогательных помещений диспетчерских пунктов определяются в зависимости от состава и размещения диспетчерского оборудования, вычислительных устройств и устройств автоматизированной системы управления (АСУ), численности персонала, а также с учетом перспективы развития.

Типовая номенклатура помещений диспетчерских пунктов указана в табл.1.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОНОВКЕ ПОМЕЩЕНИЙ УЗЛОВ СДТУ

3.1. Узлы СДТУ, как правило, должны размещаться в специально отведенных помещениях.

На объектах с малым количеством оборудования СДТУ допускается размещение аппаратуры связи и телемеханики в технологических помещениях основного оборудования объекта.

3.2. Помещения, отводимые для установки аппаратуры, при размещении узлов СДТУ в общих зданиях должны быть отделены от помещений общего назначения и иметь независимый вход.

3.3. Номенклатура и площади производственных и вспомогательных помещений узлов СДТУ определяются в зависимости от состава оборудования, его размещения и условий эксплуатации, а также с учетом перспективы развития.

Типовая номенклатура помещений узлов СДТУ приведена в табл.2.

3.4. Линейно-аппаратные и автоматные залы, коммутаторные, телетайпные и регулировочные помещения (при емкости АТС более 500 номеров) должны, как правило, размещаться отдельно.

3.5. Устройства телемеханики и автоматического регулирования на центральных узлах СДТУ должны размещаться в аппаратной телемеханики.

На узлах СДТУ предприятий и районов устройства телемеханики, как правило, должны размещаться в линейно-аппаратном зале.

3.6. Источники питания должны располагаться в подвале или на первом этаже здания. В случае расположения аккумуляторной батареи на первом этаже помещение генераторной должно, как правило, примыкать к ее помещению.

3.7. Площади производственных помещений, в которых предусматривается круглосуточное нахождение эксплуатационного персонала, принимаются из расчета 4 м на 1 чел. дополнительно к площади, необходимой для размещения оборудования.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ СТРОИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПОМЕЩЕНИЙ ДИСПЕТЧЕРСКИХ ПУНКТОВ И УЗЛОВ СДТУ

4.1. Отдельно стоящие здания диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должны проектироваться в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП).

По эксплуатационным качествам эти здания относятся ко II классу.

4.2. Степень огнестойкости помещений диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должна быть не ниже II.

Степень огнестойкости ограждающих конструкций, отделяющих помещения диспетчерских пунктов и узлов СДТУ от других помещений, должна быть не ниже III.

Помещения резервных дизельных станций по противопожарным нормам должны выполняться не ниже категории .

4.3. Помещения диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должны быть защищены от проникновения пыли и газа.

4.4. Нормативные нагрузки на перекрытия и полы определяются по фактическому весу оборудования с учетом перегрузок.

Коэффициенты перегрузки определяется по СНиП II-A.11-62. "Нагрузки и воздействия. Нормы проектирования".

4.5. Установка колонн в диспетчерском зале не допускается.

4.6. В диспетчерском зале, машинном зале электронной вычислительной машины (ЭВМ) и аппаратной телемеханики для прокладки кабелей должны предусматриваться кабельные каналы или съемные полы.

При наличии съемных полов необходимо разделять кабельные каналы несгораемыми диафрагмами на отдельные отсеки площадью не более 15 м.

4.7. В производственных помещениях узлов СДТУ, где устанавливается стоечная аппаратура, при отсутствии кабельных каналов полы должны устраиваться по сплошному бетонному основанию.

4.8. Междуэтажные перекрытия над помещениями аккумуляторной, кислотной и тамбуром должны быть газонепроницаемыми.

Потолки в этих помещениях должны быть ровными.

4.9. В помещениях аккумуляторных и кладовых дверные проемы должны быть оборудованы дверями с пределом огнестойкости не менее 45 мин.

4.10. Отопление и вентиляция помещений диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должны проектироваться в соответствии с требованиями действующих противопожарных, санитарных и строительных норм и правил с учетом технологических процессов и обеспечения нормальной работы установленного оборудования.

4.11. Здания диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должны быть оборудованы внутренним водопроводом и канализацией.

4.12. Водоснабжение диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должно обеспечивать хозяйственные и производственные нужды.

4.13. Для противопожарной защиты необходимо иметь сухие или газовые средства.

4.14. Прокладка в помещениях диспетчерских пунктов и узлов СДТУ труб канализации и водопровода не допускается.

4.15. Для обеспечения нормальной работы оборудования температура и влажность окружающей среды не должны выходить за пределы, указанные в табл.3.

4.16. Во всех помещениях диспетчерских пунктов и узлов СДТУ, кроме аккумуляторных помещений, должно предусматриваться естественное освещение.

Необходимо защищать рабочие места и оборудование от попадания прямых солнечных лучей.

4.17. Электроосвещение помещений диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должно выполняться в соответствии с ПУЗ и СНиП II-А.9-71 "Искусственное освещение. Нормы проектирования".

4.18. При проектировании диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должны выдерживаться следующие нормы освещенности (лк):

Диспетчерский щит "темный"

Диспетчерский шит "светлый"

Диспетчерский пульт

Помещение за щитом

Машинный зал ЭВМ

Перфораторная

Аппаратная телемеханики

Линейно-аппаратные залы, автоматный зал, генераторная, коммутаторная

4.19. В диспетчерском зале должны применяться специальные светильники для освещения вертикальных плоскостей (поля диспетчерского щита), а также должна предусматриваться возможность изменения естественной и искусственной освещенности в оптимальных границах.

При проектировании освещения необходимо предусматривать меры против появления отблесков.

4.20. Электроосвещение производственных помещений диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должно осуществляться с помощью светильников, расположенных между рядами аппаратуры и над рабочими местами обслуживающего персонала.

4.21. В технологических помещениях диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должно предусматриваться аварийное освещение для продолжения работы, обеспечивающее на рабочих местах освещенность не менее 50% нормы. Для остальных помещений (проходов, коридоров и других) должно предусматриваться аварийное освещение на случай эвакуации людей.

4.22. В технологических помещениях диспетчерских пунктов, информационно-вычислительных центров и узлов СДТУ уровень шума должен быть не выше 45 дБ. В помещениях с оборудованием, создающим шумы (телетайпные, перфораторные и др.), допускается уровень шума до 60 дБ; в этих помещениях должна производиться акустическая обработка стен и потолка.

4.23. В помещениях студии для связи совещаний и радиотрансляционных узлов стены, полы и потолки должны покрываться звукопоглощающим материалом.

4.24. Производственные помещения диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должны удовлетворять требованиям, приведенным в табл.4.

5. ОБОРУДОВАНИЕ ДИСПЕТЧЕРСКИХ ПУНКТОВ

5.1. Диспетчерские пункты энергосистем, предприятий и районов электросетей должны оснащаться оборудованием, приведенным в табл.5.

5.2. Диспетчерские щиты с телесигнализацией, как правило, должны применяться с нормально не освещенными мнемосимволами (так называемые темные щиты).

5.3. Размеры диспетчерского щита определяются количеством мнемосхем на щите.

Коэффициент заполнения поля щита (отношение площади, занятой мнемоническими элементами, надписями, приборами, к общей площади поля щита) должен быть не более 0,4 с учетом перспективы развития энергосистемы.

5.4. На диспетчерском щите, кроме мнемонической схемы и символов объектов телесигнализации, должны устанавливаться: табло сигналов аварийно-предупредительной телесигнализации, командоквитирующая аппаратура (при наличии телеуправления с ДП) и указывающие приборы телеизмерения при возможности их врезки в мнемосхему.

5.5. При компоновке мнемосхемы на диспетчерском щите должны учитываться следующие требования:

а) на щит выносятся только объекты, находящиеся в управлении и ведении данного диспетчерского пункта;

б) угол обзора фронтальной плоскости щита должен быть в пределах 40-60°;

в) мнемосимволы высоковольтных линий должны быть возможно более короткими, иметь минимальное количество пересечений и не быть близко расположенными один к другому;

г) расцветка мнемосхемы должна быть контрастной по отношению к цвету поля щита (рекомендуется применение мнемосхемы с прямым контрастом - темные линии на светлом поле);

д) количество кодирующих цветов не должно превышать 6-7;

е) размеры мнемосимволов должны соответствовать требованию, оптимальной видимости (оптимальные размеры мнемосимволов соответствуют углу зрения 30-40", минимальные - 12");

ж) угловой размер мнемонических изображений отдельных энергообъектов на щите не должен превышать 18° (предельный угловой размер зоны мгновенного зрения).

5.6. На диспетчерском пульте должны устанавливаться приборы телеизмерения, диспетчерские коммутаторы, командоквитирующая и сигнальная аппаратура.

5.7. На двухместном и трехместном диспетчерских пультах размещение органов управления и аппаратуры должно выполняться в соответствии с функциональным распределением обязанностей диспетчеров.

5.8. С диспетчерских пультов должно обеспечиваться управление установкой оповещения, УКВ радиостанцией, звукозаписывающей установкой и пользование радиопоисковой связью.

5.9. Диспетчерский коммутатор должен располагаться спереди и слева от диспетчера в зоне досягаемости левой руки.

Планшеты с командоквитирующей аппаратурой должны располагаться спереди и справа от диспетчера в зоне досягаемости правой руки.

5.10. При использовании органов управления обоими диспетчерами соответствующая аппаратура должна устанавливаться между их рабочими местами.

5.11. При установке на диспетчерском пульте планшетов с командоквитирующей аппаратурой необходимо учитывать следующие требования:

а) часто употребляемые ключи и кнопки должны располагаться в пределах оптимальной зоны досягаемости;

б) элементы командоквитирующей аппаратуры, имеющие разное функциональное назначение, должны различаться формой, размерами или цветом;

в) все элементы аппаратуры должны иметь краткие и четкие надписи, расположенные единообразно;

г) элементы, выполняющие одни и те же функции, но размещенные в разные местах, должны иметь однотипные надписи.

5.12. Указывающие приборы должны устанавливаться на приборной приставке. Приборная приставка, как правило, должна выполняться совмещенной с пультом и иметь угол обзора в пределах до 40-60°.

Применение отдельно стоящей приборной приставки должно быть обосновано.

5.13. В качестве указывающих приборов на диспетчерском пульте должны применяться малогабаритные стрелочные приборы с круговыми шкалами, профильные и узкопрофильные горизонтальные приборы, а также цифровые указывающие приборы.

5.14. При компоновке приборов на диспетчерском пульте необходимо учитывать следующие факторы:

а) при количестве приборов более 20 их следует разбивать на несколько визуально различных групп;

б) приборы, отображающие наиболее ответственные параметры энергосистемы или наиболее часто используемые диспетчером, должны располагаться в пределах оптимальных углов обзора;

в) приборы, измеряющие параметры одного объекта, должны объединяться в компактную функциональную группу, достаточно четко зрительно разграниченную с другими группами; размещать приборы внутри функциональной группы следует в той последовательности, в которой обычно диспетчер считывает их показания;

г) при контроле однородных параметров с нескольких однотипных контролируемых пунктов следует предусматривать на пульте общие указывающие приборы, переключаемые по выбору диспетчера;

д) должна предусматриваться возможность перестановки приборов в пределах пульта;

е) количество приборов, устанавливаемых на диспетчерском пульте, необходимо ограничивать.

5.15. Регистрирующие приборы должны устанавливаться в удобном для наблюдения месте, например на щите регистрирующих приборов, специально выделенных крайних панелях диспетчерского щита или отдельно стоящей приборной приставке пульта.

5.16. Астрономические и синхронные часы должны устанавливаться на диспетчерском щите или щите регистрирующих приборов в удобном для обозрения месте.

5.17. Задатчики устройств автоматического регулирования частоты и активной мощности должны устанавливаться в одном специально отведенном месте на диспетчерском пульте, диспетчерском щите или панели регистрирующих приборов.

5.18. Рабочее место оператора-статистика должно быть укомплектовано диспетчерским коммутатором, счетной и пишущей машинками, позволять вести записи и размещать необходимую для работы документацию.

5.19. В мастерской ЦДП энергосистемы должно устанавливаться оборудование, указанное в табл.6.

6. ОБОРУДОВАНИЕ УЗЛОВ СДТУ

6.1. Центральные и местные узлы СДТУ должны оснащаться устройствами СДТУ в соответствии с "Основными положениями по объемам средств телемеханики и связи в энергетических системах". Объем устройств СДТУ уточняется при конкретном проектировании.

6.2. Устанавливаемая в линейно-аппаратном зале (ЛАЗ) аппаратура подразделяется на:

а) вводную, испытательную и коммутационную;

б) ВЧ связи по проводам ВЛ;

в) уплотнения по воздушным, кабельным и радиорелейным линиям связи;

г) низкочастотную усилительную и вторичного уплотнения;

д) радиосвязи и радиорелейную;

е) токораспределительную;

ж) измерительную;

з) передачи данных;

и) дальней автоматической связи (ДАС).

Примерный перечень основной аппаратуры, устанавливаемой в ЛАЗ, приводится в табл.7.

6.3. В аппаратной телемеханики устанавливается следующее оборудование:

- вводно-распределительные панели питания;

- панели телеизмерения;

- устройства телеуправления-телесигнализации (ТУ-ТС);

- устройства телеизмерения-телесигнализации (ТИ-ТС);

- устройства аварийно-предупредительной сигнализации;

- устройства системы автоматического регулирования частоты и мощности;

- вводно-испытательные устройства и устройства переключений;

- шкафы реле-повторителей указательных реле для светового диспетчерского щита.

6.4. Для многоканальных систем связи по проводам ВЛ при 12 каналах и более, а также на магистральных направлениях с большим количеством каналов должен предусматриваться канал служебной связи. На магистральных проводных линиях связи служебная связь должна предусматриваться по нормам Министерства связи СССР.

6.5. При обслуживании ЛАЗ, автоматного зала и генераторной одним дежурным на его рабочее место должна быть выведена общая сигнализация из каждого зала в отдельности.

6.6. В качестве телеграфной аппаратуры должны предусматриваться буквопечатающие рулонные аппараты с перфорационной приставкой, оборудованные автоответчиком и транслятором местного телеграфа.

6.7. В качестве фототелеграфных аппаратов должна применяться аппаратура передачи черно-белых изображений, допускающая работу по коммутируемым нормализованным телефонным каналам.

6.8. Автоматические телефонные станции узлов СДТУ должны обеспечивать абонентов внутриобъектной, местной и дальней телефонной связью.

Количество абонентов, имеющих право пользования местной и дальней автоматической телефонной связью, определяется при проектировании.

6.9. Емкость и состав оборудования АТС должны выбираться на основании штатов и структуры управления предприятия с учетом автоматизации каналов дальней связи и перспективы развития.

6.10. Емкость кросса АТС должна обеспечивать возможность включения диспетчерской и директорской связи, аппаратуры ДАС, часофикации, сигнализации и тональных каналов ЛАЗ.

6.11. АТС всех узлов СДТУ должны иметь выход на узлы связи Министерства связи СССР. Количество соединительных линий к узлам связи Министерства связи СССР и технические требования к ним определяются нормами Министерства связи СССР.

6.12. Входящая и исходящая связь АТС узлов СДТУ должна быть автоматической.

6.13. При проектировании АТС необходимо придерживаться стандартизированной нумерации абонентов применительно к структуре управления.

6.14. Для организации диспетчерской связи на узлах СДТУ должны, как правило, предусматриваться специальные диспетчерские телефонные станции, обеспечивающие по своей емкости и схеме включение местных абонентов и каналов дальней связи и позволяющие осуществлять транзитные соединения без занятия рабочего места.

6.15. Независимо от наличия диспетчерской телефонной станции с выходом на сеть Министерства связи СССР на диспетчерском пункте должен устанавливаться прямой телефон от сети Министерства связи СССР.

6.16. В аппаратуре диспетчерской связи должно предусматриваться оборудование для автоматической записи диспетчерских переговоров.

Звукозаписывающая аппаратура должна иметь резервный комплект с обеспечением его пуска при неисправности основного комплекта.

6.17. Звукозаписывающие установки на ДП ОДУ и ЦДП должны допускать независимую запись с каждого рабочего места и по возможности с одновременной отметкой времени. Запуск их должен осуществляться автоматически при поступлении с подчиненных объектов сигналов об аварии, а также с рабочего места диспетчера.

На рабочих местах диспетчеров должна быть предусмотрена сигнализация запуска, работы и неисправности установки звукозаписи.

6.18. Распределительная сеть внутри зданий, обслуживаемых узлом СДТУ, должна проектироваться с возможностью ее использования для всех видов связи, телемеханики и сигнализации, за исключением радиовещания и автоматической противопожарной сигнализации.

6.19. Здания ОДУ и РЭУ, служебные и бытовые помещения электростанций, предприятий и районов электрических и тепловых сетей должны быть радиофицированы от радиотрансляционных узлов Министерства связи СССР с получением от них всей необходимой мощности либо с дополнительным усилением мощности радиофидера самостоятельным радиотрансляционным усилителем.

Требуемая для радиофикации мощность и необходимость установки радиотрансляционного усилителя определяются проектом.

6.20. Для оповещения и радиопоисковой связи на объектах, указанных в п.6.19, должна предусматриваться отдельная радиотрансляционная установка, управляемая с пультов оперативно-технологического управления (с преимущественным правом пользования или без него).

6.21. Для связи совещаний должны предусматриваться специальные системы магистральной связи совещаний.

Аппаратура указанной связи должна допускать включение каналов различного типа, в том числе двух- и четырехпроводных цепей и уплотненных каналов. Допускается использование арендованных каналов, предоставляемых по условному времени.

6.22. В крупных узлах СДТУ коммутация каналов вторичного уплотнения должна осуществляться через коммутационную аппаратуру ЛАЗ.

6.23. На тепловых электростанциях и в зданиях площадью более 3 тыс. м для поисковой связи должна применяться система радиовызова на малогабаритной аппаратуре.

6.24. Для многоканальной аппаратуры ТИ-ТС при большом количестве передаваемых параметров (например, 7-10 ТИ и 50 ТС и более) следует предусматривать по два канала телемеханики (основной и резервный) с автоматическим переключением на резервный канал при выходе из строя основного канала или превышении допустимого уровня помех в канале. При этом каналы связи, по которым организуются основной и резервный каналы телемеханики, должны быть независимыми.

6.25. Схемы ретрансляции телеизмерений и телесигнализации должны выполняться с учетом следующих требований:

а) схемы должны быть простыми и обеспечивать требуемую точность и достоверность передачи информации;

б) передача вспомогательной информации на вышестоящий диспетчерский пункт (например, о повреждениях в низовых устройствах ТУ-ТС и др.) должна быть сведена к минимуму;

в) ретрансляция ложной информации при повреждениях в низовых устройствах ТУ-ТС должна быть исключена;

г) запуск ретрансляционного устройства для передачи известительной серии (в системах спорадического действия) или разрешение на считывание ретрансляционным устройством новой информации (в системах циклического действия) должно производиться только после проверки в низовых устройствах ТУ-ТС правильности принятой информации;

д) ретрансляционное устройство ТУ-ТС спорадического действия должно запускаться только от сигналов, подлежащих ретрансляции.

6.26. Центральные узлы СДТУ должны обеспечиваться контрольно-измерительной аппаратурой, примерный перечень которой приведен в табл.8-12.

Измерительные приборы фирмы Орион (производства ВНР) для одной радиорелейной линии на аппаратуре ДМ-400/6 следующие:

- низкочастотный испытательный прибор;

- анализатор спектра;

- УКВ генератор качающейся частоты;

- осциллограф;

- линейный измеритель сигналов вызова;

- измеритель мощности;

- ламповый милливольтметр;

- ампервольтомметр.

7. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ОБОРУДОВАНИЯ ДИСПЕТЧЕРСКИХ ПУНКТОВ И УЗЛОВ СДТУ

7.1. Взаимное расположение диспетчерского щита и пульта должно обеспечивать оптимальные условия обзора мнемосхемы и видимости мнемосимволов и элементов для каждого диспетчера.

Естественный свет должен поступать на пульт с левой стороны или с обеих сторон.

7.2. Диспетчерский щит должен располагаться таким образом, чтобы расстояние от глаз диспетчера до любой точки поверхности щита в данной горизонтальной плоскости было почти постоянным.

7.3. Главные проходы в диспетчерском зале должны быть не менее 1,1 м; проходы к отдельным рабочим местам - не менее 0,8 м.

7.4. Аппаратура устанавливается в ЛАЗ по типам, в отдельных рядах в следующем порядке, считая от главного входа:

1) вводная, испытательная и коммутационная аппаратура, аппаратура связи совещаний;

2) аппаратура уплотнения кабельных линий связи;

3) аппаратура уплотнения воздушных линий связи;

4) аппаратура ВЧ связи по проводам ВЛ;

5) прочая аппаратура.

7.5. Аппаратура в рядах должна подбираться с учетом ее высоты.

Аппаратура должна выравниваться по высоте ряда за счет установки ее на подставках или применения надставных конструкций.

7.6. Аппаратура, выпускаемая в виде отдельных плат (аппаратура каналов телемеханики, тональные усилители, телеграфная аппаратура, фильтры, малоканальная аппаратура уплотнения и др.), должна монтироваться на стандартных стойках и группироваться по типам и назначению.

7.7. Аппаратуру связи и телемеханики с односторонним обслуживанием, допускается устанавливать тыловой стороной одну к другой или к стене.

7.8. Расстояние между торцами рядов оборудования и стеной принимается равным 0,2 м при длине ряда меньше 4 м.

7.9. Расположение рядов аппаратуры в производственных помещениях узлов СДТУ и размеры эксплуатационных проходов должны приниматься в соответствии с Техническими условиями Министерства связи СССР.

7.10. На местных узлах СДТУ с малым количеством оборудования допускается его установка в одном общем помещении.

8. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ (ИВЦ) ЭНЕРГОСИСТЕМ

8.1. Информационно-вычислительный центр ЦДП должен проектироваться для обслуживания автоматизированной системы управления (АСУ) энергосистемы.

8.2. Организация ИВЦ целесообразна в первую очередь на центральных диспетчерских пунктах внекатегорийных энергосистем, а также энергосистем I-II категорий. В этих центрах должна быть предусмотрена установка ЭВМ для решения задач диспетчерского управления и других производственных служб и подразделений районных энергетических управлений.

На ЦДП энергосистем низших категорий должны организовываться опорные пункты первичной обработки, формирования и передачи информации в управляющий вычислительный центр ОДУ. На этих ЦДП целесообразно устанавливать абонентские пульты управления ЭВМ ОДУ, с помощью которых персонал энергосистемы (ЭС) может самостоятельно обращаться в вычислительный центр ОДУ.

8.3. Переход от существующего способа управления энергосистемой к автоматизированной системе управления должен осуществляться в несколько этапов.

На конечном этапе АСУ должна обеспечивать:

- решение с помощью ЭВМ всех основных задач, связанных с разработкой оптимальных долгосрочных и оперативных (ежесуточных) режимов ЭС и противоаварийных мероприятий;

- руководство работой ЭС (в режиме советчика): осуществление запланированных режимов и их коррекцию в соответствии с фактическими условиями потребления, оптимизацию режимов в реальном масштабе времени, помощь при производстве переключений и ликвидации аварий и т.д.;

- сбор, формирование и передачу информации, ведение оперативной документации, отображение информации, необходимой для диспетчерского персонала, хранение и механический поиск справочно-инструктивной информации;

- выполнение расчетов и обработку информации производственно-хозяйственной деятельности.

8.4. На ДП ПЭС организуются опорные пункты первичной обработки, формирования и передачи информации в ЦДП.

8.5. Для выполнения задач по п.8.3 в ИВЦ предусматривается оперативно-информационный комплекс (ОИК) и вычислительный комплекс (ВК).

Рекомендуется создавать ОИК на базе ЭВМ III поколения, для ВК могут быть использованы ЭМ II и III поколений.

8.6. Основные характеристики ИВЦ (уточнятся при конкретном проектировании):

- возможность выполнения в темпе процесса операций по обработке и отображению информации и проведения оперативных расчетов;

- возможность многопрограммного, многопультового режима работы с разделением времени;

- наличие системы прерываний;

- наличие специальных устройств автоматической связи с энергетическими объектами;

- возможность агрегатного наращивания вычислительной мощности;

- возможность автоматического ввода, построения и считывания графиков;

- возможность представления информации на электронно-лучевых трубках (ЭЛТ);

- высокая степень надежности;

- возможность технической и программной совместимости с ЭВМ, установленными на других ступенях диспетчерского управления.

8.7. Для эксплуатации вычислительной техники ИВЦ должна предусматриваться контрольно-измерительная аппаратура.

Контрольно-измерительная аппаратура выбирается и комплектуется в соответствии с типом и количеством основного оборудования. В состав контрольно-измерительной аппаратуры входят: стенды для проверки ячеек ЭВМ, осциллографы, генераторы импульсов, ламповые вольтметры и другие приборы.

Состав контрольно-измерительной аппаратуры уточняется в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей основного оборудования.

8.8. Сбор информации для ИВЦ осуществляется с помощью устройств телемеханики и аппаратуры передачи данных (АПД).

Периодичность сбора информации может быть различной в зависимости от ее назначения:

а) для систем автоматического регулирования частоты и мощности - непрерывно или с периодом обновления не более 1-2 с;

б) для оперативного контроля за режимом работы - непрерывно или с периодом обновления не более 5-10 с;

в) для сбора и обработки оперативной информации - через 1 ч;

г) для сбора и обработки производственно-статистической информации - через 1 сутки и более.

Указанные нормативы ориентировочны и уточняются при конкретном проектировании.

8.9. Планировка помещений и компоновка оборудования ИВЦ должны выбираться с учетом формирования и движения потоков информации, а также с учетом передвижения персонала ИВЦ в процессе работы.

Оборудование ЭВМ размещается в машинном зале ЭВМ в соответствии с техническими требованиями заводов-изготовителей.

Устройства отображения информации из памяти ЭВМ и диспетчерский комплект функциональной клавиатуры для обращения к ЭВМ должны устанавливаться в диспетчерском зале.

8.10. При компоновке оборудования следует учитывать влияние шумов от вращающихся механических частей накопителей на магнитной ленте, печатающих и других устройств.

Для снижения влияний шумов рекомендуется отделять пульт управления и вводные устройства прозрачной звукопоглощающей перегородкой.

8.11. Прокладка кабелей в машинном зале ЭВМ и перфораторной производится в кабельных каналах или под съемными полами. В остальных помещениях ИВЦ допускается прокладка кабелей по воздушным желобам и стенам.

8.12. В помещениях агрегатного зала размещаются электромагнитные преобразователи электропитания и аппаратура контроля и управления.

8.13. Оборудование подготовки и контроля перфокарт размещается в помещении перфораторной.

Клавишное устройство следует устанавливать так, чтобы обеспечивалось нормальное освещение клавиатуры.

9. ТРЕБОВАНИЯ К КАБЕЛЬНЫМ СЕТЯМ ДИСПЕТЧЕРСКИХ ПУНКТОВ И УЗЛОВ СДТУ

9.1. На диспетчерских пунктах и узлах СДТУ должны предусматриваться самостоятельные линейная, питающая и сигнальная проводки.

К линейной проводке относятся кабели неуплотненных и уплотненных цепей, низкочастотных и высокочастотных каналов, соединительных и служебных линий, цепей телемеханики, а также цепи коммутации каналов и соединения стоек аппаратуры.

К питающей проводке относятся кабели электропитания аппаратуры переменным и постоянным током.

К сигнальной проводке относятся кабели проводки оптической и акустической сигнализации.

9.2. Сечение питающей проводки определяется расчетом (по мощности, потребляемой аппаратурой, и длине фидеров питания).

Допустимые предельные значения напряжения на аппаратуре принимаются в соответствии с ГОСТ 5237-69 .

Выбор кабелей производится в соответствии с ПУЭ .

9.3. Для питающей проводки должны применяться силовые кабели с негорючей оболочкой и негорючей изоляцией.

Для линейной и сигнальной проводок должны применяться кабели в негорючей оболочке.

9.4. Прокладка кабелей и проводов на узлах СДТУ, как правило, должна проектироваться по воздушным желобам.

В диспетчерском зале и аппаратной телемеханики кабели прокладываются в кабельных каналах или под съемными полами. В аппаратной телемеханики в отдельных случаях допускается прокладка кабелей по воздушным желобам.

9.5. На местных узлах СДТУ с малым объемом оборудования связи допускается прокладка кабелей в лотках, а при малом их количестве (до пяти) - по стенам.

9.6. Кабели линейной проводки, по которым осуществляется передача высокочастотных сигналов низкого и высокого уровней однополосных систем уплотнения, необходимо прокладывать по разным желобам или по одному желобу в разных пакетах с расстоянием между пакетами не менее 100 мм.

Кабели питающей проводки допускается прокладывать по общим желобам с выделением их в отдельный пакет.

9.7. Монтаж цепей телемеханики на диспетчерском пункте и в аппаратной телемеханики должен выполняться телефонным небронированным кабелем в негорючей оболочке с сечением жил не менее 0,5 мм.

10. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ДИСПЕТЧЕРСКИХ ПУНКТОВ И УЗЛОВ СДТУ

10.1. Основное электропитание диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должно осуществляться от сети переменного тока напряжением 380/220 В, частотой 50 Гц и обеспечиваться от наиболее надежных источников электроэнергии.

Кроме основного, должно предусматриваться резервное электропитание.

10.2. Диспетчерские пункты и узлы СДТУ объединенных диспетчерских управлений, районных энергетических управлений, предприятий электрических и тепловых сетей, узлы магистральных сооружений связи Минэнерго СССР должны обеспечиваться основным электропитанием от двух независимых вводов переменного тока.

При невозможности организовать два независимых ввода от внешних источников в качестве одного из них должен использоваться автоматизированный дизель-генератор.

Резервное электропитание должно осуществляться от стационарных аккумуляторных батарей.

10.3. Узлы СДТУ на подстанциях напряжением 35 кВ и выше с двусторонним питанием по ВЛ и на электростанциях должны обеспечиваться основным электропитанием от двух фидеров переменного тока, подключенных к различным сборкам собственных нужд энергообъекта.

Резервное электропитание устройств СДТУ должно осуществляться от стационарных аккумуляторных батарей оперативного тока, а при их отсутствии или ограниченной емкости - от базовых аккумуляторных батарей.

10.4. Местные узлы СДТУ районов электрических и тепловых сетей, а также узлы СДТУ на подстанциях напряжением 35 кВ и выше, не обеспеченных питанием от двух независимых источников, должны иметь резервное электропитание от аккумуляторной батареи или от автоматизированного дизель-генератора.

10.5. Электропитающие установки (ЭПУ) должны обеспечивать устройства СДТУ питанием как в нормальных, так и в аварийных режимах. Состав оборудования ЭПУ, емкость и расчетное время разряда аккумуляторных батарей определяются с учетом требований к электропитанию различных устройств СДТУ и надежности основного электропитания.

10.6. Средства диспетчерского и технологического управления на диспетчерских пунктах и узлах СДТУ по обеспечению электропитанием делятся на три категории:

1) устройства, не допускающие кратковременных перерывов в электропитании;

2) устройства, допускающие кратковременные перерывы в электропитании при переключении с основного источника на резервный.

Перерыв в электропитании допускается длительностью до 1 мин, что определяется временем работы автоматики переключения и готовностью резервного источника электропитания (электромашинного агрегата, дизель-генератора и т.п.);

3) устройства, допускающие перерывы в электропитании на время, необходимое для восстановления основного источника.

Разграничение средств диспетчерского и технологического управления по указанным выше категориям приведено в табл.13.

10.7. В ЭПУ должна, как правило, использоваться базовая аккумуляторная батарея, которая непосредственно или с помощью электрических преобразователей снабжает устройства СДТУ резервным электропитанием.

10.8. ЭПУ узлов СДТУ по мощности и составу оборудования необходимо выбирать, исходя из комплексного обеспечения электропитанием средств диспетчерского и технологического управления, оборудования диспетчерского пункта, а также намечаемых к установке ЭВМ и устройств АСУ с учетом перспективы их развития.

10.9. Аккумуляторные батареи, используемые в качестве резервных источников электропитания, должны работать в буферном режиме или в режиме содержания (режиме постоянного подзаряда при отключенной нагрузке).

10.10. Дизель-генераторы должны быть снабжены автоматикой, обеспечивающей запуск не более чем за 1 мин, останов агрегата, поддержание напряжения и частоты на выходе в заданных пределах и возможность дистанционного пуска и останова агрегата с рабочего места дежурного персонала.

10.11. Колебания резервного питающего напряжения переменного тока узлов СДТУ не должны превышать ±5% номинального.

Колебания частоты резервного источника электроэнергии не должны превышать ±1% номинальной.

10.12. На энергообъектах с постоянным оперативным током резервное электропитание СДТУ должно осуществляться от аккумуляторной батареи оперативного тока с использованием электрических преобразователей.

10.13. Для заряда или подзаряда аккумуляторной батареи, используемой для резервирования электропитания аппаратуры, предусматривается одна выпрямительная установка.

10.14. При постоянном электропитании аппаратуры от выпрямительных устройств должен предусматриваться резервный выпрямитель.

При параллельной работе нескольких одинаковых выпрямителей необходимо устанавливать один резервный выпрямитель на два-три рабочих.

При наличии выпрямителей разной мощности одинакового напряжения должен предусматриваться резервный выпрямитель на наибольшую мощность.

10.15. В электропитающих установках для преобразования постоянного тока в переменный промышленной частоты должны предусматриваться, как правило, статические безынерционные преобразователи на полупроводниковых элементах.

В преобразователях с выходным переменным напряжением коэффициент нелинейных искажений (клирфактор) должен быть не более 10%.

10.16. Электропитающая установка должна автоматически регулировать напряжение и переключать основное питание на резервное и обратно.

10.17. Электропитание аппаратуры, для которой не требуется стабилизированное напряжение 24 и 220 В, должно осуществляться непосредственно от автоматизированных выпрямительных устройств.

Электропитание аппаратуры, для которой требуется стабилизированное напряжение 21,2 и 206 В, должно осуществляться через стойки автоматического регулирования напряжения.

10.18. В тех случаях, когда на выходе буферного выпрямителя пульсация напряжения выше допустимого значения по ГОСТ 5237-59 , должны использоваться батареи конденсаторов.

10.19. Напряжение на зажимах аппаратуры связи и телемеханики должно поддерживаться автоматически в пределах, установленных действующими ГОСТ 5237-69 "Установки электропитания аппаратуры связи" и ГОСТ 16521-70 "Устройства телемеханики ГСП", а также техническими условиями на аппаратуру.

10.20. В схемах питания на постоянном токе напряжением 24 и 60 В при резко изменяющейся нагрузке и при необходимости поддержания напряжения на зажимах аппаратуры в заданных пределах должны предусматриваться автоматически включаемые селеновые выпрямители.

11. ЗАЗЕМЛЕНИЯ

11.1. На узлах связи, расположенных в пределах контура заземления энергообьектов, в качестве заземления для аппаратуры связи и телемеханики используется контур заземления.

К этому контуру должны присоединяться:

а) металлические части каркасов стоек аппаратуры, в том числе каркасы стоек ПСП, кроссов, фильтров, выпрямителей;

б) металлические кабельные конструкции, броня и оболочки кабелей;

в) экраны аппаратуры и станционных кабелей, разрядники;

г) металлические корпуса силового оборудования;

д) общий вывод источника питания.

На узлах связи, расположенных вне энергообъектов, должны предусматриваться рабочее и два измерительных заземления.

Сопротивление заземлений должно соответствовать требованиям ГОСТ 464-68 .

11.2. Контур рабочего заземления должен располагаться не далее 40 м от здания и не ближе 20 м к месту прокладки междугородных кабелей.

Контуры измерительных заземлений располагаются так, чтобы между ними, контуром рабочего заземления и междугородными кабелями было не менее 20 м.

11.3. Рабочее и измерительные заземления подключаются к общей шине щитка заземлений, каждое - через отдельные зажимы.

К шине щитка заземлений должны быть присоединены устройства, перечисленные в п.11.1 (поз.а, б, в, г, д), а также водопроводная сеть, отопительная система, арматура железобетонных конструкций.

11.4. Заземляющие устройства должны выполняться в соответствии с требованиями ПУЭ .

Заземляющая проводка к стойкам должна подводиться при помощи шин с отпайками.

11.5. На узлах СДТУ, расположенных за пределами контура заземления энергообьекта, использование различных металлических конструкций и сооружений для заземлений устройств объектов связи не допускается.

11.6. Контуры заземлений должны соединяться со щитками изолированным проводом.

Таблица 1

Перечень помещений диспетчерских пунктов

Наименование помещения

ЦДП вне-
катего-
рийных энерго-
систем

  • 7. Требования, предъявляемые к дорожно-комендантской службе, ее элементы.
  • 8. Организация дорожно-комендантской службы в районе переправ.
  • 9. Организация дорожно-комендантской службы в крупных населённых пунктах.
  • 10.Организация дорожно-комендантской службы в условиях массовых разрушений, заражений, пожаров и в тёмное время суток.
  • 11. Предназначение, организация, возможности, вооружение и оснащение поста регулирования движения.
  • График дежурства на посту регулирования движения № _______
  • 12. Предназначение, организация, возможности, вооружение и оснащение дорожно-комендантского отделения.
  • Тактико-технические характеристики
  • 13. Назначение, устройство, основные характеристики технических средств регулирования движения. Общие сведения о технических средствах регулирования движения
  • Электрифицированные жезлы
  • Основные характеристики и устройство жезлов
  • Подготовка к работе
  • Работа с жезлом
  • Уход за жезлом и его хранение
  • Электрифицированные вехи
  • Основные характеристики и устройство электрифицированных вех
  • Плавающие вехи
  • Малогабаритный светофор афр-2
  • Основные характеристики и устройство светофора афр-2
  • Подготовка светофора афр-2 к работе
  • Установка светофора афр-2
  • Уход и хранение светофора афр-2
  • Переносные электромегафоны
  • Основные характеристики и устройство электромегафона эм-2
  • Основные характеристики и устройство электромегафона зпэм-5
  • Подготовка электромегафона к работе
  • Работа с электромегафоном
  • Уход и хранение электромегафона
  • Особенности ухода за электромегафоном зпэм-5
  • Характерные неисправности и их устранение
  • Громкоговорящая установка гу-20м
  • Основные характеристики и устройство установки гу-20м
  • Подготовка к работе гу-20м
  • Работа с установкой гу-20м
  • Уход и хранение установки гу-20м
  • Сборно-разборный шлагбаум
  • Основные характеристики и устройство сборно-разборного шлагбаума
  • Подготовка к работе сборно-разборного шлагбаума
  • Дорожные знаки
  • Машины комендантского наряда
  • 14. Задачи и способы регулирования движения.
  • 15. Посты регулирования на военно-автомобильных дорогах.
  • Неподвижные посты регулирования
  • 1. У железнодорожного переезда (охраняемого):
  • Технические средства и принадлежностей для регулировщика и поста регулирования движения
  • Подвижные посты регулирования
  • Порядок задержания транспортных средств постами регулирования
  • 16. Порядок развёртывания и оборудования постов регулирования движения. Места расположения неподвижных постов регулирования
  • Технические средства и принадлежности для регулировщика и поста регулирования движения
  • Порядок оборудования неподвижного поста регулирования
  • 17. Регулирование движения у железнодорожного переезда и на перекрёстке дорог.
  • 18. Обязанности начальника поста регулирования движения.
  • 19. Общие обязанности регулировщика. Обязанности в особых условиях.
  • 20. Современное воинское движение и его характеристики.
  • Характеристики воинского движения
  • 21. Порядок движения. Восстановление прерванного движения.
  • Порядок движения на вад
  • Восстановление прерванного движения на вад
  • 22. Табельные автодорожные разборные мосты и их тактико-технические характеристики.
  • Малый автодорожный разборный мост марм
  • Характеристики марм
  • Средний автодорожный разборный мост сарм
  • Характеристики сарм
  • Особенности конструкции материальной части и комплектности моста сарм-м
  • Большой автодорожный разборный мост барм
  • Характеристики барм
  • 23. Общие сведения о правилах движения.
  • 24. Причины дорожно-транспортных происшествий и мероприятия по их предупреждению.
  • Все дтп по характеру механизма их совершения подразделяются на следующие виды: столкновения, опрокидывание, наезды и прочие происшествия.
  • 25. Назначение, состав и задачи диспетчерских пунктов.
  • 26. Размещение и оборудование диспетчерских пунктов.
  • 27. Организация работы диспетчерских пунктов.
  • 28. Виды и назначение пунктов обслуживания на военно-автомобильных дорогах.
  • 29. Основные задачи эксплуатационного содержания дорог.
  • Вопрос 6. Медицинский пункт, его размещение в полевых условиях, обязанности должностных лиц.
  • 30. Эксплуатационное содержание военно-автомобильных дорог в разное время года. Содержание вад весной
  • Содержание вад осенью
  • Содержание вад летом
  • Содержание вад зимой
  • 31. Средства связи, применяемые в дорожно-комендантских подразделениях.
  • 32. Дорожные знаки.
  • Предупреждающие знаки
  • 2. Запрещающие
  • 3.Информационно-ука­зательные
  • 4. Знаки сервиса
  • Вопрос 3. Табельные и изготавливаемые в войсках знаки ограждения и указательные знаки.
  • 34. Объекты на военно-автомобильных дорогах, подлежащие защите, охране и обороне, способы и средства воздействия на них противника.
  • 35. Мероприятия по защите, охране и обороне военно-автомобильных дорог. Защита на военно-автомобильных дорогах
  • 36. Действия личного состава дорожно-комендантского взвода по защите, охране и обороне района расположения взводного гарнизона.
  • 26. Размещение и оборудование диспетчерских пунктов.

    Диспетчерский контроль движения на ВАД осуществляется через сеть диспетчерских пунктов дорожно-комендантских частей иподразделений. Для всех диспетчерских пунктов на ВАД устанавливается единая нумерация.

    Диспетчерские пункты дорожно-комендантских частей и подразделений размещаются, как правило, совместно с их командными пунктами (пунктами управления) и развертываются непо средственно у дорог:

      в специально оборудованных автомобилях или прицепах, в сборно-разборных помещениях,

      в землянках,

      в палатках.

    Диспетчерский контроль движения на ВАД организуется, как правило :

      по исходным рубежам (пунктам) передвижения войск и тыловых частей,

      по районам размещения частей и учреждений материального, медицинского и других видов тылового обеспечения;

      на переходах через крупные водные преграды, у перевалов и тоннелей;

      на пересечениях ВАД фронтального и рокадного направлений,

      в других местах, где необходим организованный пропуск участников движения, контроль за их прохождением и, где возможен, маневр движением.

    Расстояние между диспетчерскими пунктами и места их размещения должны обеспечивать устойчивую радиосвязь, хорошуювидимость дороги, возможность остановки машины для проверки без помех основному движению, а также удовлетворять условиям маскировки и защиты от воздействия противника.

    На диспетчерском пункте оборудуются места для работы :

      на­чальника пункта,

      дежурного диспетчера,

    • а также места отдыха личного состава, свободного от дежурства.

    В районе пунк­ та оборудуются:

      укрытия для штатных машин и мотоциклов,

      пло­щадки для задержанных автомобилей,

      места для военнослужа­щих, ожидающих посадку на попутный транспорт,

      съезды с до­роги,

      щели для укрытия личного состава,

      окопы для обороны.

    На подходах к диспетчерскому пункту на дороге устанавливаются предупре­дительные знаки с указанием расстояний до него:

      на удалении 5 км,

      за 200 м до него.

    Непосредст­ венно у диспетчерского пункта :

      ставится знак с его номером,

      обо­рудуется площадка для остановки машин начальников колонн,

      до­рога перекрывается шлагбаумом, на котором крепится знак «Въезд запрещен».

    Непосредственно на дороге у развернутого дис­ петчерского пункта выставляется круглосуточный пост регулиро­вания со средствами регулирования для дневного и ночного вре­мени (Рисунок 11.1). В задачи поста регулирования входит также охрана диспетчерского пункта.

    Рисунок 11.6- Знаки диспетчерского пункта (а) и их расстановка (б).

    Диспетчерские пункты обеспечиваются:

    а) установленными блан­ками:

      диспетчерских сводок,

    б) образцами:

      пропусков,

      марш­рутных листов и прочих путевых документов,

      выписками с ука­занием задач диспетчерского пункта и функциональных обязанностей его личного состава,

      служебными и переговорными табли­цами, книгами для кодирования и раскодирования радиограмм, документацией дежурного радиста,

      комплектами журналов учета движения,

      штампами установленного образца для отметок в путе­вых документах начальников автомобильных колонн и водителей одиночных машин,

      прочей служебной документацией,

      имуще­ством в соответствии с установленными нормами и перечнями.

    Рисунок 11.7 – Бланк диспетчерской сводки

    Комплект технических средств для оборудования ДП:

    а) дорожные знаки:

      «Обгон запрещен» - 2 шт.,

      «Въезд запрещен» - 2 шт.,

      «Ограничение максимальной скорости» - 2 шт.,

      «ДП №__»- 2 шт.,

      «ДП 200м» - 2 шт.,

      «ДП 5км» - 2 шт.,

      стойка металлическая - 12 шт.,

    б) технические средства:

      жезл регулировщика электрифицированный - 7 шт.;

      светофор полевой малогабаритный АФР-2 - 1 к-т,

      электромегафон переносной типа ЭМ-2 - 1 к-т,

      фонарь электрический круглый белого света - 2 шт.,

      шлагбаум разборный - 2 к-та,

      отражатель регулировщика нагрудно-наспинный - 14 шт.,

      свисток - 7 шт.,

    в) инструмент:

      лопата большая саперная - 1 шт.,

      топор строительный - 1 шт.,

      пила по дереву поперечная двуручная - 1 шт.,

      лом обыкновенный - 1 шт.,

      кувалда с ручкой - 1 шт.

    На диспетчерских пунктах подразделений должны быть такие документы:

      журнал учета прохождения колонн,

      журнал полученных распоряжений,

      выписка из графика прохождения колонн,

      журнал учета задержанных машин,

      боевой расчет и схе­ма обороны и охраны диспетчерского пункта (при самостоятель­ном расположении на дороге).

    Рисунок 11.8 – Бланк журнала учета прохождения колонн

    Рисунок 11.9 – Бланк журнала полученных (отданных) распоряжений

    Рисунок 11.10 – Бланк выписки из графика прохождения колонн

    Рисунок 11.11 – Бланк журнала задержанных машин

    На диспетчерском пункте части, кроме того, оформляется и ведется рабочая карта, на которую наносятся:

      назначенный час­ти участок ВАД;

      однопутные участки,

      пересечения с железными дорогами в одном уровне,

      мосты малой ширины и грузоподъем­ности

      другие сложные для движения участки (объекты) на нем и принятый в этих местах порядок пропуска движения;

      объезды, обходы, дублирующие мостовые переходы и подъезды к ним;

      районы ожидания у переправ, крупных мостов, перевалов и дру­гих узких мест;

      места, подготовленные для сосредоточения техни­ки и личного состава с дороги при перерывах в движении;

      орга­низация дорожно-комендантской службы (границы ротных и взводных участков, диспетчерские пункты, посты регулирования, пункты обслуживания);

      размещение местных дорожных органи­заций, медицинских учреждений, ремонтных предприятий, узлов (пунктов) связи;

      данные о выявленных заграждениях, разруше­ниях и других причинах нарушения движения;

      принятые командо­ванием решения по их устранению и сроки устранения;

      данные по радиационной и химической обстановке.

    На диспетчерских пунктах взвода и роты эти данные отража­ ются на схеме применительно к назначенному участку (объекту). При необходимости могут дополнительно вестись и другие рабо­чие документы.

    В условиях современных боевых действий для управления движением целесообразно использовать воздушные диспетчерские пункты (ВзДП), оборудованные на вертолете.

    К омплект оборудования для такого ДП на вертолете включает:

      радиостанцию Р-105М, предназначенную для связи с наземными диспетчерски­ми пунктами, подразделениями разведки и командными пунктами дорожно-комендантских подразделений и частей;

      диктофон для записи отдаваемых распоряжений, получаемых донесений и раз­ведывательных данных;

      приборы радиационной и химической раз­ведки; сигнальные средства (ракеты, фонари, указки) для управ­ления колоннами в условиях сильных радиопомех и ограниченно­го ограниченно­го применения радиосвязи;

      средства переговорной связи между личным составом ВзДП и экипажем вертолета.

    Использование воздушного диспетчерского пункта особенно не­обходимо в условиях разрушений, завалов, пожаров и заражения дорог. В этом случае ВзДП, пролетая вдоль военно-автомобиль­ных дорог, выясняет их состояние, определяет положение колонн,последовательно вступает в связь с командными пунктами дорож­ных частей, диспетчерскими пунктами и подразделениями развед­ки, передает им полученные данные и организует вывод колонн из зон разрушения и заражения.