Все о тюнинге авто

Что показывает swot анализ. Как делать SWOT-анализ. Угрозы внешней среды для бизнеса

Владельцы компаний ежедневно принимают десятки важных решений. Расширить ассортимент? Выйти на новый рынок? Запустить PR-кампанию? Как не запутаться в рутине и следовать эффективному вектору развития?

Единственный способ убедиться, что вы движетесь в правильном направлении - посмотреть на бизнес со стороны. В этом и заключается смысл SWOT-анализа. Он заставит вас взглянуть на потенциал бизнеса под другим углом. Вы не просто изучите работу компании, но и оцените как она будет работать на следующей неделе, в следующем месяце и даже в следующем году.

Что такое SWOT-анализ

Хотя аббревиатура звучит устрашающе. На самом деле SWOT-анализ не предполагает использования хитроумных алгоритмов и сложных вычислений. Само название анализа SWOT означает:

  • S - Сильные стороны
  • W - Слабые стороны
  • O - Возможности
  • T - Угрозы

SWOT-анализ демонстрирует влияние на бизнес положительных и отрицательных факторов как с внутренней, так и с внешней стороны.

Сильные и слабые стороны компании - это внутренние факторы, а возможности и угрозы - внешние. Внутренние факторы формируются на основании коммерческой деятельности, а внешние - исходят из окружающей среды бизнеса.

Сильные и слабые стороны сконцентрированы на настоящем, а возможности и угрозы сосредоточены на будущем. Происходит взаимосвязь между тем, что происходит сейчас с тем, что может произойти в будущем.

Вы можете контролировать сильные и слабые стороны бизнеса. Это сложно, но со временем вы справитесь. Например, в ваших силах повлиять на:

  • репутацию компании;
  • стандарты обслуживания клиентов;
  • географию присутствия бизнеса;
  • отношения с партнерами;
  • ассортимент товаров.

Возможности и угрозы находятся вне поля вашего контроля. Вы можете попробовать спланировать и даже повлиять на них, но в конце концов они не зависят от ваших решений. Пример факторов, которые не подлежат влиянию со стороны компании:

  • тенденции рынка;
  • конкурентная среда;
  • политические изменения;
  • колебания курса валют;
  • погода.

Как сделать SWOT-анализ

Благодаря своей концептуальной простоте SWOT-анализ - универсальный инструмент. Он применим как для стратапов, так и для крупных холдингов. Для получения достоверного SWOT-анализа придерживайтесь основных правил:

  • Конкретизируйте область исследования. Если проводить анализ, охватывающий весь бизнес, то результаты получатся обобщенными. Выделите направление, по которому будет проведен анализ: отдельная товарная единица или группа товаров, производственный процесс, финансовые потоки, административный ресурс и пр. В небольших компаниях и частным предпринимателям целесообразно проводить SWOT-анализ по всей деятельности целиком.
  • Будьте объективными. Используйте разностороннюю информацию, не полагайтесь исключительно на собственное мнение. Сильная сторона только тогда будет сильной, если таковой ее видит рынок, а не только владелец бизнеса. Привлеките к SWOT-анализу сотрудников и клиентов. Чем больше тезисов вы соберете в процессе мозгового штурма тем лучше.
  • Четко излагайте идеи. Избегайте пространных и двусмысленных формулировок. Чем проще, тем лучше.

Зафиксируйте в таблице сильные и слабые стороны компании.

Отдельно заполните таблицу угроз и возможностей.

  • Как с помощью сильных сторон можно воспользоваться возможностями?
  • Как сильные стороны помогают нейтрализовать угрозы?
  • Какие слабые стороны мешают воспользоваться возможностями?
  • Как слабые стороны усугубляют угрозы, каковы риски?

Внимательно изучите полученные ответы, поделите их на группы, выделяя каждую отдельным цветом. Зачем выделяем цветами? Чтобы было легче работать над проектом на других этапах планирования. Например, когда будете формировать бюджет компании, вернетесь к SWOT-анализу и учтете все факторы. которые имеют отношение к финансовому аспекту.

27 вопросов для проведения SWOT-анализа

Не зависимо от того, анализируете вы свой бизнес самостоятельно или командой, начало исследования может принести вам немало головной боли. Нижеизложенные вопросы помогут вам двигаться вперед и сделать объективный SWOT-анализ.

Как использовать SWOT-анализ

В зависимости от полученных результатов разработайте план использования преимуществ и возможностей, а также устранения слабых сторон и нивелирования угроз. Комбинации элементов SWOT-анализа образуют определенные стратегии. Исходя из них, выберите нужное направление развития.

В последнее время в России среди ученых-экономистов, а также и среди практиков (экономистов, непосредственно использующих различные методы анализа деятельности предприятий) возрос интерес к новым методам анализа, в частности к SWOT-анализу.

SWOT-анализ называется так по первым буквам английских слов, характеризующих содержание и направленность этого метода («сильные и слабые стороны, возможности и угрозы») и является одним из наиболее распространенных видов маркетингового анализа. SWOT - это аббревиатура из четырех слов:

Strength - сильная сторона: внутренняя характеристика компании, которая выгодно отличает ее от конкурентов.

Weakness - слабая сторона: внутренняя характеристика компании, которая по отношению к конкуренту выглядит слабой (неразвитой) и которую предприятие в силе улучшить.

Opportunity - возможность: характеристика внешней среды компании (т.е. рынка), которая предоставляет всем участникам данного рынка возможность для расширения своего бизнеса.

Threats - угроза: характеристика внешней среды компании (т.е. рынка), которая снижает привлекательность рынка для всех участников.

Целью SWOT-анализа является определение всех сильных и слабых сторон организации, которые рассматриваются как внутренние факторы, а также изучение внешних факторов, каковыми являются рыночные возможности и угрозы, для получения четкого представления основных направлений развития предприятия. На основе такого исследования организация должна максимально использовать свои сильные стороны, попытаться преодолеть слабости, воспользоваться благоприятными возможностями и защититься от потенциальных угроз. Структура матрицы SWOT-анализа представлена на рисунке.

В каждой из четырех частей матрицы формулировки соответствующих факторов должны быть упорядочены по значимости, т. е. в первую очередь указывается та сторона, которую аналитики считают самой сильной или самой слабой, а также те, где имеются наибольшие возможности или угрозы.

Задачи SWOT-анализа:

1) выявить сильные и слабые стороны предприятия и сравнить их с конкурентами;

2) выявить возможности и угрозы внешней среды;

3) связать сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами;

4) сформулировать основные направления развития предприятия.

В процессе проведения SWOT-анализа аналитик ищет ответ на ряд вопросов:

Каковы сильные и слабые стороны фирмы (в настоящее время и прогнозируемые);

Каково на деятельность фирмы внешней среды (в настоящее время и прогнозируемое, негативное или же позитивное);

Насколько фирма может воспользоваться своими сильными сторонами для противостояния внешней среде;

В какой мере слабые стороны не позволяют этого ей сделать;

Какую оценку можно дать фирме и ее бизнес-направлениям (исходя из сочетаний сильных и слабых сторон деятельности, а также возможностей и угроз);

Какие стратегии следует внедрить и реализовать фирме при сложившемся сочетании сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, а также при прогнозируемом сочетании.

SWOT-анализ, являясь достаточно универсальным, может проводиться:

1) для организации в целом по рынкам, на которых присутствует (или может присутствовать) ее продукция;

2) по видам выпускаемой продукции;

3) для оценки организации сбыта и уровня квалификации специалистов по продажам;

4) для своих основных конкурентов и их товаров.

С уважением Молодой аналитик

Соответственно, и вопрос «как делать SWOT анализ»имеет особое значение в жизни предпринимателя. Именно о том, как делать SWOT анализ, мы сегодня и поговорим. Вернее, разработаем такую пошаговую инструкцию — опросник, после которого тот самый вопрос () для вас будет окончательно закрыт.

Сначала давайте разберем, что такое SWOT анализ (заранее прошу прощения у тех, для кого это лишнее). SWOT анализ — инструмент планирования и четырех сравнительных бизнес-элементов. Вот эти элементы: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Правильно сделанный SWOT анализ дает предпринимателю огромное количество полезной информации, необходимой для принятия правильных бизнес решений.

Учимся делать swot анализ

SWOT анализ — 4-х шаговая инструкция

Для большей наглядности, разделим процесс SWOT анализа по шагам, каждый из которых представлен несколькими вопросами. Ответы на эти вопросы и есть, по сути, процесс проведения SWOT анализа. И так.

Шаг 1 — Сканирование бизнес окружения

В данном шаге, осматривая наше бизнес окружение, мы должны определить факторы, которые влияют или могут влиять на наш бизнес. Все факторы можно будет разделить на внутренние и внешние. Для того, чтобы определить эти факторы, ответьте на следующие вопросы:

1. Какие юридические факторы (законы и иные регулятивные нормы) влияют (или могут влиять) на мой бизнес?

2. Какие экологические факторы влияют (или могут влиять) на мой бизнес?

3. Какие политические факторы влияют (или могут влиять) на мой бизнес?

4. Какие экономические факторы влияют (или могут влиять) на мой бизнес?

5. Какие географические факторы влияют (или могут влиять) на мой бизнес?

6. Какие социальные факторы влияют (или могут влиять) на мой бизнес?

7. Какие технологические факторы влияют (или могут влиять) на мой бизнес?

8. Какие культурные факторы влияют (или могут влиять) на мой бизнес?

9. Какие рыночные факторы влияют (или могут влиять) на мой бизнес?

Ответы на первые 9 вопросов дают вам информацию о внешних факторах, т.е., о тех воздействиях на ваш бизнес, которые есть в вашем окружении независимо от существования вашего бизнеса. Все эти вопросы, так или иначе, стоит себе задать, чтобы полностью понимать, что может оказать какое-либо влияние на ваш бизнес. Конечно, разные факторы будут иметь разное влияние в разных бизнес сферах, но это вы как раз и поймете, отвечая на данные вопросы.

10. Влияет ли (либо может ли влиять) на мой бизнес фактор конкуренции?

11. Влияет ли (либо может ли влиять) на мой бизнес фактор менеджмента и управления бизнесом?

12. Влияет ли (либо может ли влиять) на мой бизнес фактор выбранной бизнес стратегии?

13. Влияет ли (либо может ли влиять) на мой бизнес фактор структуры бизнеса?

14. Влияет ли (либо может ли влиять) на мой бизнес фактор сотрудников?

15. Влияет ли (либо может ли влиять) на мой бизнес фактор поставленных бизнес целей?

16. Влияет ли (либо может ли влиять) на мой бизнес фактор лидерства?

17. Влияет ли (либо может ли влиять) на мой бизнес фактор оперативного управления?

18. Влияет ли (либо может ли влиять) на мой бизнес фактор технологии в бизнесе?

Ответы на вопросы с 10 по 18 дадут вам информацию о том, какие факторы, связанные с появлением на рынке вашего бизнеса, окажут в целом. Перечень может быть не исчерпывающим, тут многое зависит от сферы деятельности, но это основные моменты.

И так, ответив на вышеуказанные вопросы, у вас будет почти полный набор факторов, от которых в той или иной степени зависит ваш бизнес. Далее следует их проанализировать и вынести правильные для себя выводы. В этой связи переходим к следующему шагу нашей инструкции, как делать SWOT анализ.

Шаг 2. Анализ бизнес окружения

В данном шаге SWOT анализа мы должны более подробно разобрать все перечисленные выше факторы и понять, что они для нас и нашего бизнеса собственно представляют. Сделаем это, как вы догадываетесь, через несколько вопросов. Вот они:

19. Какие юридические факторы для нашего бизнеса могут быть угрозой, а какие возможностью?

20. Какие политические факторы для нашего бизнеса могут быть угрозой, а какие возможностью?

Ситуационный, или SWOT (СВОТ)-анализ (первые буквы англ. слов strengths — сильные стороны, weaknesses — слабые стороны, opportunities — возможности и threats — опасности, угрозы), может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке и .

Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды организации. Внутренняя среда имеет несколько составляющих, каждая из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации (видов бизнеса), состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Внутренняя среда включает , финансовую, производственную и кадрово-организационную составляющую.

Так как не имеет четкого проявления, то ее анализ на формальной основе весьма затруднен. Хотя, конечно, можно попытаться экспертно по приведенной форме оценить такие факторы, как наличие миссии, объединяющей деятельность сотрудников; наличие неких общих ценностей; гордость за свою организацию; система мотивации, четко увязанная с результатами работы сотрудников; психологический климат в коллективе и т. п.

  • S — strenghts — сильные стороны;
  • W — weaknesses — слабые стороны;
  • O — opportunities — возможности;
  • T — threats — опасности, угрозы;

SWOT-анализ — это анализ сильных и слабых сторон компании, и оценка возможностей и угроз на пути ее развития.

Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегий организации.

Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз (опасностей) и возможностей.

Далее устанавливается связь между ними. Для этого составляется матрица SWOT. Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

Матрица SWOT

СИВ — сила и возможности. Следует разработать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ , стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. СИУ (Сила и угрозы) — разработать стратегию, которая должна использовать силу организации на преодоление угроз. СЛУ (Слабость и угрозы) — выработать стратегию, которая бы позволила организации избавится от слабостей и предотвратить нависшую угрозу.

Для успешного применения методологии SWOT важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для ориентации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

Для оценки возможности применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (табл. 2.1).

Данная матрица строится следующим образом: сверху откладывается степень влияния возможности на деятельность организации (сильное, умеренное, малое); сбоку — вероятность того, что организация воспользуется этой возможностью (высокая, средняя, низкая). Полученные внутри матрицы десять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля "ВС", "ВУ" и "СС", имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля "СМ", "НУ" и "НМ", практически не заслуживают внимания. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.

Таблица 2.1 Матрица возможностей

Похожая матрица составляется для оценки угроз (табл. 2.2). Те угрозы, которые попадают на поля "ВР", "ВК" и "СР", представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поля "ВТ", "СК" и "НР", также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях "НК", "СТ" и "ВЛ", то здесь требуется внимательный и ответственный подход к их устранению.

Таблица 2.2 Матрица угроз

Целесообразно проводить данный анализ, отвечая применительно к возможностям и угрозам по трем направлениям на следующие вопросы:

  1. Определите характер возможности (угрозы) и причину ее возникновения?
  2. Как долго она будет существовать?
  3. Какой силой она обладает?
  4. Насколько она ценна (опасна)?
  5. Какова степень ее влияния?

Для анализа среды также может быть использован метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля макроокружения, непосредственно окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов.

Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды (табл. 2.3).Каждому фактору экспертным путем дается:

  • оценка его важности для отрасли по шкале: 3 — сильная важность, 2 — умеренная важность, 1 — слабая важность;
  • оценка его влияния на организацию по шкале: 3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — не влияет;
  • оценка направленности влияния по шкале: +1 — позитивное влияние, -1 — негативное влияние.
Таблица 2.3 Профиль среды

Далее все три экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности данного фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания, а какие факторы заслуживают меньшего влияния.

В ы когда-нибудь задумывались о том, что делает перед боем хороший военачальник? Он изучает поле предстоящей битвы, выискивая все выигрышные возвышенности и опасные болотистые места, оценивает свои силы и силы противника. Если он этого не сделает, он обречет свою армию на поражение.

В бизнесе работают те же принципы. Бизнес - это нескончаемая череда мелких и крупных сражений. Если перед битвой вы не оцените сильные и слабые стороны вашего предприятия, не определите рыночные возможности и угрозы (те самые неровности местности, которые приобретают огромное значение в разгар боя), ваши шансы на успех резко уменьшатся.

Д ля того чтобы получить ясную оценку сил вашего предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. Он является особой разновидностью экспертного метода, пользуетсяя большой популярностью. Он получил такое название по первым буквам четырех английских слов, которые в русском переводе означают: Сильные и Слабые стороны, Возможности и Угрозы. Аббpeвиaтypa cocтaвлeнa из пepвыx бyкв aнглийcкиx cлoв:

Strength – сила; Weakness – слабость; Opportunities – возможности; Threats – угрозы.

SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Эта методология может использоваться в качестве универсальной. Особый эффект она имеет при исследовании процессов в социально-экономической системе, которой присуща динамичность, управляемость, зависимость внутренних и внешних факторов функционирования, цикличность развития.

По методологии этого анализа проводится распределение факторов, характеризующих предмет исследования по этим четырем составляющим с учетом принадлежности этого фактора к классу внешних или внутренних факторов.

В результате появляется картина соотношения сильных и слабых сторон, возможностей и опасностей, которая подсказывает, как следует изменить ситуацию, чтобы иметь успех развития.

Распределение факторов по этим квадрантам или секторам матриц не всегда является легким делом. Бывает, что один и тот же фактор одновременно характеризует и сильные, и слабые стороны предмета. Кроме того, факторы действуют ситуативно. В одной ситуации они выглядят достоинством, в другой - недостатком. Иногда они бывают несоизмеримыми по своей значимости. Эти обстоятельства можно и необходимо учитывать.

Один и тот же фактор можно размещать в нескольких квадрантах, если трудно однозначно определить его место. Это не скажется отрицательно на исследовании. Ведь суть метода заключается в том, чтобы идентифицировать факторы, разместить их таким образом, чтобы их концентрация подсказала пути решения проблемы, чтобы они стали управляемыми.



В каждом квадранте факторы не обязательно должны обладать одинаковым весом, но они должны быть представлены в полной своей совокупности.

Заполненная матрица показывает реальное положение дел, состояние проблемы и характер ситуации. Это первый этап SWOT-анализа.

На втором этапе необходимо провести сравнительный анализ сильных сторон и благоприятных возможностей, который должен показать, как использовать сильные стороны. Вместе с тем надо проанализировать и слабые стороны относительно существующих опасностей. Такой анализ покажет, насколько вероятен кризис. Ведь опасность увеличивается, когда она возникает в условиях ослабленности, когда слабые стороны не дают возможность препятствовать опасности.

Конечно, весьма полезно сделать сравнительный анализ сильных сторон и существующих опасностей. Ведь сильные стороны можно плохо использовать при предотвращении кризиса, сильные стороны надо видеть не только относительно благоприятных возможностей, но и относительно опасностей.

В исследовании систем управления предметом этого метода могут быть различные проблемы развития управления. Например, эффективность, персонал, стиль, распределение функций, структура системы управления, механизм управления, мотивация, профессионализм, информационное обеспечение, коммуникации и организационное поведение и пр.

Использование специально подготовленных и отобранных экспертов или внутренних консультантов позволяет повысить эффективность этого метода.

Существует множество модификаций метода SWOT-анализа. Наиболее интересны из нихметод разработки и анализ целей.

Известно, что цель управления является решающим фактором успеха, эффективности, стратегии и развития. Без цели невозможно разработать план или программу. Но это касается не только цели управления, но и цели исследования. Ведь сформулировать корректно эту цель тоже бывает нелегко. Программа исследования, использования методов его проведения зависят от цели.

Цель должна разрабатываться по критериям Достижимости, Конкретности, Оцениваемости (измеримости), с учетом Места и Времени. Эти критерии отражают английские слова - Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Timed, в сокращенном названии это SMART. Так и называется этот метод.

Метод предполагает последовательную оценку целей по совокупности критериев, расположенных в матричной форме. Вот набор сопоставимых факторов, отражающих характеристики цели: труднодостижима-легкодостижима, высокие затраты - низкие затраты, имеет поддержку персонала - не имеет поддержки персонала, имеет приоритеты -не имеет приоритетов, требует много времени - требует мало времени, имеет широкое влияние - имеет ограниченное влияние, ориентирована на высокие технологии -ориентирована на низкие (обычные) технологии, связана с новой организацией управления - не связана с новой организацией управления.

На следующем этапе составляется матрица определения проблем. Для достижения цели необходимо решить ряд проблем. Но для этого их надо сначала определить.

Распределение проблем осуществляется по следующим критериям: существующая ситуация, желаемая ситуация, возможность достижения цели. Эти критерии характеризуют горизонталь матрицы. По вертикали рассматривают следующие критерии: определение проблемы, оценивание проблемы (коли­чественные параметры), организация решения (кто, где, когда), затраты на решение проблемы.

Этапы проведения SWOT-анализа:

1 этап . С yчeтoм кoнкpeтнoй cитyaции, в кoтopoй нaxoдитcя предприятие, cocтaвляютcя cпиcoк ee cильныx и cлaбыx cтopoн, a тaкжe cпиcoк yгpoз и вoзмoжнocтeй.

Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая вам дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у вас опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности вашей торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что вам пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит вас в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые ваше предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций ваших конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства вашей продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.

Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на ваше предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Обратите внимание: один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для эконом-магазина этот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.

2 этап. Уcтaнавливаются cвязи мeждy cильными и cлaбыми cтopoнами opгaнизaции, a тaкжe yгpoзами и вoзмoжнocтями.

Для ycтaнoвлeния этиx cвязeй cocтaвляeтcя мaтpицa SWOT, кoтopaя имeeт cлeдyющий

Слeвa выдeляютcя двa paздeлa (cильныe cтopoны, cлaбыe cтopoны), в кoтopыe cooтвeтcтвeннo внocятcя вce выявлeнныe нa пepвoм этaпe cильныe и cлaбыe cтopoны opгaнизaции. В вepxнeй чacти мaтpицы тaкжe выдeляютcя двa paздeлa (вoзмoжнocти и yгpoзы), в кoтopыe внocятcя вce выявлeнныe вoзмoжнocти и yгpoзы.

Нa пepeceчeнии paздeлoв oбpaзyeтcя чeтыpe пoля. Нa кaждoм из дaнныx пoлeй иccлeдoвaтeль дoлжeн paccмoтpeть вce вoзмoжныe пapныe кoмбинaции и выдeлить тe, кoтopыe дoлжны быть yчтeны пpи paзpaбoткe cтpaтeгии пoвeдeния opгaнизaции. В oтнoшeнии тex пap, кoтopыe были выбpaны c пoля "СИВ", cлeдyeт paзpaбaтывaть cтpaтeгию пo иcпoльзoвaнию cильныx cтopoн opгaнизaции для тoгo, чтoбы пoлyчить oтдaчy oт вoзмoжнocтeй, кoтopыe пoявилиcь вo внeшнeй cpeдe. Для тex пap, кoтopыe oкaзaлиcь нa пoлe "СЛВ", cтpaтeгия дoлжнa быть пocтpoeнa тaким oбpaзoм, чтoбы зa cчeт пoявившиxcя вoзмoжнocтeй пoпытaтьcя пpeoдoлeть имeющиecя в opгaнизaции cлaбocти. Еcли пapa нaxoдитcя нa пoлe "СИУ", тo cтpaтeгия дoлжнa пpeдпoлaгaть иcпoльзoвaниe cилы opгaнизaции для ycтpaнeния yгpoз. Нaкoнeц, для пap, нaxoдящиxcя нa пoлe "СЛУ", opгaнизaция дoлжнa выpaбaтывaть тaкyю cтpaтeгию, кoтopaя пoзвoлилa бы eй кaк избaвитьcя oт cлaбocти, тaк и пoпытaтьcя пpeдoтвpaтить нaвиcшyю нaд нeй yгpoзy.

9.2 Специфические методы исследования взаимодействия фактов

В исследовании управления, которое предназначено для согласования совместной деятельности людей, обеспечения интеграции деятельности, большую роль играет метод изучения взаимодействия факторов , определяющих поведение объектов, характер ситуаций, содержание проблем.

Это один из известных и важных методов. Любая проблема или ситуация может быть представлена в совокупности факторов ее проявления и существования. Все факторы существуют не каждый в отдельности. Они находятся во взаимодействии, которое и раскрывает суть проблемы и подсказывает ее решение. Но не всегда эти взаимодействия заметны, понятны, структурированы и ранжированы в сознании исследователя. Поэтому и необходимо определить состав и характер взаимодействий. На этом основан метод.

Его использование заключается в следующем. Необходимы четкое выделение факторов по определенным критериям и четкость в понимании взаимодействия. Далее на этой основе строится матрица взаимодействий, которая должна показать картину существующих и возможных взаимодействий между различными факторами. Эти взаимодействия можно ранжировать по группам: взаимодействия существенные, несущественные, желательные, нежелательные, устойчивые, неустойчивые. Возможны другая градация взаимо­действий и количественная оценка их важности.

Составленная таким образом матрица может показать существующую картину, новые грани проблемы, возможные пути ее решения. Во многих случаях этот метод может быть весьма эффективным в исследовании управления.

В системах управления таким методом можно исследовать взаимодействия функций и звеньев системы управления, факторов повышения эффективности или инновационного развития, взаимодействия ограничений в осуществлении стратегии, неформальные взаимодействия в процессах управления и т. д.

Лекция 10 Диверсификация исследования. Методы интуитивного поиска. Метод «мозгового штурма».

10.2 Состав и система диверсифицированных методов исследования.

10.3 Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления.

10.4 Метод "мозгового штурма"

10.1 Процессы диверсификации исследования: потребность, настоящее,


Диверсификация - одно из заметных явлений современности. Она представляет собой соединение различных явлений, процессов или тенден­ций, позволяющее лучшим образом использовать имеющиеся ресурсы и до­стигать целей.

Известно, что в производстве диверсификация проявляется в превраще­нии многих фирм и корпораций в многоотраслевые комплексы, соединяющие выпуск продукции различного назначения и использующие различные технологии. В этих условиях достигается эффект лучшего использования ре­сурсов, возможность варьировать продукцией при изменении спроса, повы­шения конкурентоспособности. Но есть и еще одно преимущество диверси­фикации. Оно заключается в создании условий для взаимного обогащения одной технологии другой, использования смежных принципов и подходов, обеспечения разнообразия видов продукции за счет "эффекта перенесения" идеи или подхода. Это напоминает известный в квантовой методологии принцип внешней дополнительности, который начинает проявляться и дей­ствовать тогда, когда соединяется внешнее и внутреннее, когда возникает возможность посмотреть на внутреннее с внешних или принципиально иных позиций. Это можно назвать эффектом диверсификации.

Вместе с тем происходит и диверсификация управления, которая прояв­ляется в разнообразии форм и видов систем управления, в соединении их по потребностям управления диверсифицированными организациями.

Процессы диверсификации проникают и в сферу исследований. Здесь они обнаруживают себя в растущем разнообразии подходов и методов ис­следования и потребностях соединения этих подходов в конкретном иссле­довании.

Так, например, использование даже традиционных методов исследования можно соединить с психологическим регулированием исследовательской де­ятельности и особой формой ее организации. Получается принципиально новый метод исследования, обладающий своими достоинствами и недостат­ками и отличающийся от других методов. В связи с этим можно назвать ме­тод синектика и множество разновидностей этого метода. Его можно назвать диверсифицированным методом исследования, потому что это не просто ме­тод анализа или коллективной интеллектуальной деятельности, это метод мотивирования коллективной интуиции, своеобразной игры воображения, психологической настройки, целеустремленного поиска и пр.

Важной особенностью диверсифицированных методов исследования явля­ется соединение оригинальных методологий исследования со специфически­ми организационными формами их проведения. Именно в этом, пожалуй, наиболее ярко проявляется эффект диверсификации.

Диверсифицированные методы исследования получают большое развитие в современных условиях, и им принадлежит большое будущее.

10.2. Состав и система диверсифицированных методов исследования

Известные диверсифицированные методы исследований должны быть представлены в системе, ибо их системное представление позволяет наибо­лее успешно выбирать те или иные методы в конкретных условиях.

Система диверсифицированных методов исследований включает ме­тоды мозгового штурма, методы систематизированного поиска, методы глубокого погружения в проблему, методы интенсификации мыслительной деятельности, методы фантастического преображения проблемы, методы синектики, методы интуитивного поиска и др.

Все это различные методы, но они теснейшим образом связаны друг с другом. Общее у них в том, что они соединяют различное, иногда противо­речивое, это и составляет основу эффекта их использования.

Различие этих методов в сочетании методологии и организации исследо­вания, комбинации подходов и простейших методов. Каждый их этих мето­дов необходимо охарактеризовать и рассмотреть в отдельности.

10.3 Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления


Можно выделить несколько стратегий исследования, которые предпола­гают различные степени использования интуиции: стратегия случайного по­иска, стратегия целенаправленного поиска, стратегия систематизированного поиска, стратегия интуитивного поиска, стратегия алгоритмического (упоря­доченного) поиска

Методы случайного, интуитивного поиска заключаются в нахожде­нии или аккумулировании новых идей независимо от практической деятель­ности и конкретных проблем, с которыми здесь сталкиваются. Часто такие идеи возникают даже при неопределенности цели исследования или осозна­ния его необходимости Это методы, которые проистекают из потребностей творчества, неординарного мышления, развитой интуиции, интеллектуаль­ных способностей.

Коллективные формы использования таких методов поиска широко ис­пользуются в виде мозгового штурма и всех его разновидностей.

Метод систематического поиска характеризуется упорядоченностью всех процедур поиска, их целенаправленностью, точной критериальной ос­новой оценок, последовательностью. Здесь широко используются матрич­ные методы анализа, методы классификации, декомпозиции.

Метод логического поиска отличается более жесткой упорядоченнос­тью, которая проявляется в алгоритмизации всех процедур поиска, направ­ленного на вполне конкретный предмет исследования или элемент системы.

Методы логического поиска начинаются с определения предмета иссле­дования или его корректировки, уточнения, дополнения в том случае, если такое определение уже существует.

Эти стратегии различаются не только методологией их осуществления, но и организационными факторами. Они не обязательно предполагают алгоритм индивидуальной исследовательской деятельности, но используются и при коллективном исследовании, где могут иметь наибольший эффект. Напри­мер, интуитивная и интуитивно-целевая стратегии являются наиболее эф­фективными, когда они строятся на разделении функций между различными исследовательскими группами в целях аккумулирования и презентации идей, их строго и тщательного системного анализа.

Стратегии различаются не только сочетанием логики и интуиции, но и по следующим параметрам: цель исследования и характер проблемы, что де­лать для ее решения, какими средствами решать, как решать.

Важным фактором выбора стратегии является также наличие информа­ции на начальном этапе исследования, возможность и необходимость ее на­копления, формы использования (количественные данные, систематизиро­ванное описание, свойства, характеризующие качество и пр.) Чем меньше первоначальной информации, тем больше потребность в стратегии интуи­тивного поиска.

Может показаться, что интуитивный поиск полностью построен на слу­чайных озарениях и по сути своей является противоположностью методам системного анализа, формальной логики, "технологии разума". Это не сов­сем верно. Любая мыслительная, а тем более, творческая деятельность имеет две составляющие - сознательную и бессознательную. У каждого человека по-разному строится их сочетание, и у всех людей оно по-разному проявля­ется в зависимости от конкретных обстоятельств, в которых они оказывают­ся.

До определенных пределов этим сочетанием можно управлять и можно развивать бессознательную составляющую мышления, можно мотивировать ее проявление. На этом и построены различные стратегии творческого поис­ка.

10.4 Метод "мозгового штурма"

Метод "мозгового штурма" имеет большую известность и практическое распространение. Использование его показало бесспорную эффективность в творческом решении многих сложных исследовательских и не только иссле­довательских проблем. Он применяется при разработке управленческих ре­шений различного класса. Вот почему о нем говорится и в учебниках по менеджменту, и в специальных учебниках по проблемам разработки управ­ленческих решений.

Исследование - это всегда освоение неизвестного, поиск будущего, объяснение сложного. Поэтому в исследованиях метод "мозгового штурма" имеет особое значение. С его помощью можно достигнуть таких результа­тов, которые оказываются невозможными при использовании традиционных методов анализа.

Метод "мозгового штурма" построен на специфическом сочетании методологии и организации исследования, раздельного использования усилий исследователей фантазеров и инуицивистов с исследователями аналити­ками, системщиками, скептиками, практиками.

Рис. 8. Структура метода «мозговой атака»

Основной целью "мозгового штурма" является поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы, выход за грани­цы тех представлений, которые существуют у специалистов узкого профиля либо у людей богатым прошлым опытом и определенным служебным поло­жением.

Люди различных специальностей, практического опыта, научного темпе-раметра, индивидуальных качеств, как правило, владеют различными мето­дами исследования. Соединение этих методов может быть очень полезно в решении сложных исследовательских проблем. В этом и заключается суть "мозгового штурма". Другое его качество - соединение логики и интуиции, научной фантазии и скрупулезного расчета.

"Мозговой штурм" проводится в два этапа: этап генерации идей и этап практического анализа выдвинутых идей.

Каждый из этапов осуществляется по конкретным принципам, отражающим его назначение и суть, определяющим его эффективность(схема 48 ).

Первый этап (генерации идей) предполагает следующие принципы:

1. Принцип формирования группы по способностям к научному вообра­жению и развитой интуиции, антидогматическому мышлению, интеллектуальной раскованности, разнообразию знаний и научных интере­сов, позитивному скептицизму.

2. Отбор группы для генерации идей можно делать по результатам специ­ального тестирования, которое позволит выявить и учесть критерии этого принципа. Кроме того, можно и весьма полезно учитывать дру­гие социально-психологические характеристики человека, такие как увлеченность, коммуникабельность, независимость.

3. Все это нужно для того, чтобы создать в работе этой группы атмосфе­ру непринужденности, творчества, взаимоприемлемости.

4. Принцип строго запрещения всякой критики. Она может ограничить полет фантазии, создавать опасения в высказывании идей, ухудшать социально-психологическую атмосферу, заставлять анализировать идеи, сковывать мышление, переключать внимание и концентрировать его на какой-либо одной идее и тем самым уменьшать их количество и разно­образие. Ведь главной задачей первого этапа "мозгового штурма" явля­ется поиск как можно большего количества различных вариантов ре­шения проблемы, путей достижения цели, идей и мыслей. И вся работа группы должна быть направлена только на поиск идей, а не на их кри­тику. объяснение, обоснование. Поэтому следует сформулировать и еще один принцип.

5. Принцип запрещения обоснования выдвигаемых идей. Надо исключить эту естественную потребность человеческого общения. Можно предла­гать лишь дополнительные идеи, отличные от высказанной. Нельзя "присоединяться к мнению" или "расшифровывать" свои или чужие идеи.

6. Принцип мотивации разнообразных идей, снятия ограничений по обла­сти знаний, богатству опыта, должностному статусу, возрасту, соци­альному положению. Можно высказывать абсолютно нереальные и фантастические идеи, более того, именно это и надо мотивировать в работе группы.

7. Такая мотивация определяется подбором группы и организацией ее ра­боты. В группу могут входить специалисты в различных областях зна­ний, разного опыта и научно - практического статуса. Разнообразие участников работы способствует генерации идей.

8. Принцип регламента времени на выдвижение идей. Желательно, чтобы идеи выдвигались на основе озарения, эврики, поэтому для выдвижения идей устанавливается ограничение времени на раздумья, чтобы исклю­чить возможность "зацикливания" в противоречиях, опасениях, снять неуверенность, психологические комплексы.

На втором этапе "мозгового штурма" (этапе анализа) также действует ряд принципов, отражающих назначение и суть этого этапа.

1. Принцип полноты анализа идей и их обобщения. Ни одна высказанная идея, как бы скептически она ни оценивалась первоначально, не долж­на исключаться из практического анализа. Все представленные идеи должны быть классифицированы и обобщены. Это помогает освобо­дить их от возможных эмоциональных моментов, внешних отвлекаю­щих факторов. Именно аналитическое обобщение идей иногда дает очень удачные результаты.

2. Принцип аналитического потенциала. Группа должна состоять из ана­литиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферу исследо­вания. Это должны быть люди, обладающие чувством повышенной от­ветственности, терпимостью к чужим идеям, четким логическим мыш­лением.

3. Принцип критериальной четкости в оценке и анализе идей. Для обес­печения объективности оценки и анализа идей, должны быть сформу­лированы предельно четкие критерии, которыми должны руководство­ваться все члены аналитической группы. Основными из них должны быть: соответствие цели исследования, рациональность, реальность, обеспеченность ресурсами, в том числе, - а иногда и главным образом - ресурсом времени.

4. Принцип дополнительной разработки идеи и ее конкретизации. Мно­гие первоначально высказанные идеи нуждаются в своем уточнении, конкретизации, дополнении. Они могут быть проанализированы, при­няты либо исключены из анализа только после соответствующей дора­ботки.

5. Принцип позитивизма в анализе идей. Можно проводить анализ на ос­нове различных подходов: негативизма и позитивизма. Первый прово­дится по установке на критические оценки, скептицизм, жесткость практических критериев. Второй - по поиску рационального, пози­тивного, конструктивного в любых их проявлениях.

6. Принцип конструктивизма, предполагающий ориентировать идеи на построение концепции, реальность, программу действий, осуществлять увязку идей.

В практическом использовании метода "мозгового штурма" большое зна­чение имеет личность и деятельность ведущего. Ведь работа и первой, и вто­рой групп должна быть соответствующим образом организована и регулиро­ваться в процессе их проведения. Эту роль выполняет ведущий. Возможны раз­личные варианты: ведущий может быть для первой и второй групп один и тот же или можно дифференцировать ведущих. Но и в том и в другом случае ве­дущим должен быть человек, обладающий большой творческой активностью, доброжелательностью, глубоким пониманием решаемой проблемы, способ­ностью организовывать и поддерживать интеллектуальный процесс.

Целесообразность использования метода "мозгового штурма" определяет­ся оценкой сложности и оригинальности исследовательской проблемы и на­личием специалистов, способных эффективно участвовать в процессах "мозгового штурма". Чаще всего это люди, подобранные по специальным те­стам и прошедшие необходимое обучение.

Большое значение в успехе "мозгового штурма" имеет постановка и формулировка цели исследования, а также его предмета - проблемы.

Проблема может быть поставлена в обобщенном виде, либо в конкретно-практическом. Возможна постановка проблемы также в виде проблемы - аналога (антипроблемы) или из смежной области деятельности, или в "инверстной" формулировке (изменение, смещение или перестановка акцен­тов для нарушения привычного мышления, выделения новых граней пробле­мы, стимулирования творческого ее осмысления).

Формулирование проблемы предполагает также и различную степень ее конкретности. Это может быть также полезным для обеспечения "свободы" творческого процесса, раскованности мышления.

Выбор формы постановки проблемы и формулировки ее содержания зави­сит от профессионального состава группы, ее структуры по психологическим данным, сложившимся или несуществующим человеческим отношениям (незна­комые люди), организационным условиям работы группы, целям исследования (первый подход к проблеме или конкретное ее решение, фактор времени и пр.).

При подборе группы для генерирования идей следует учитывать, что по способностям к творческому генерированию люди бывают различными. Можно выделить три типа личностей.

Активный генератор быстро реагирует на поставленную проблему, проявля­ет заметный интерес к решению проблемы, позитивно реагирует на критику, не "въедается" в содержание проблемы, проявляет притязания к лидерству.

Инертный генератор не обладает высоким уровнем притязаний, но имеет значительные способности к творческой работе. Он стремится вникнуть в суть проблемы, ощутить ее глубину, понять ее истоки и содержание, не то­ропится высказывать идеи, анализирует собственные мысли, требует в боль­шей степени "разогрева" в генерировании идей.

Использование метода "мозгового штурма" может быть эффективным только в условиях творческого отношения к этому методу. Он является не только методом использования и стимулирования творчества в исследовании, но предполагает и творческий подход к реализации самого метода.

Метод «мозговой атаки» ориентирован на открытие новых идей и достижение согласия в группе экспертов на основе интуитивного мышления. Участники коллективной генерации идей высказывают свои мнения относительно вариантов решения проблемы. Высказывается как можно больше идей, желательно нетривиальных. Оценка и обсуждение идей производится в конце всей процедуры.

С помощью этого метода можно успешно решать ряд задач по управлению риском, а именно:

Выявление источников и причин риска, установление всех возможных видов рисков;

Выбор направлений и путей снижения риска;

Формирование полного набора и качественной оценки вариантов, в которых используются различные способы снижения риска или их комбинации и др.

К недостаткам использования данного метода относится значительный уровень информационного шума, создаваемого тривиальными идеями, спонтанный и стихийный характер генерации идей.

Третий тип экспертных процедур позволяет в значительной мере. Устранить указанные недостатки первого и второго типов групповых оценок. Примером методов данного типа экспертизы служит метод «Дельфи», название которого произошло от греческих дельфийских оракулов.

Метод «Дельфи» состоит в проведении опроса экспертов в несколько туров, что позволяет использовать обратную связь путем ознакомления экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов. Поэтапный опрос продолжают до тех пор, пока не достигается максимальное сближение точек зрения. Суть метода «Дельфи» можно представить в виде схемы (рис. 6.2)

Метод «Дельфи» наиболее целесообразен при количественных оценках отдельных рисков и риска всего проекта в целом, то есть при определении вероятности наступления рисковых событий, оценке величины потерь, вероятности попадания потерь в определенную зону риска и т. п.

Одним из широко используемых методов экспертизы также является метод «сценариев». Метод «сценариев» позволяет упорядочить информацию о взаимосвязи решаемой проблемы с другими проблемами и о возможных путях развития. Суть метода состоит в том, что группа высококвалифицированных специалистов составляет план сценаристов котором намечает отрасли науки, техники, экономики, политики, которые должны быть учтены при формулировании и решении проблемы. Разные разделы сценария пишут разные группы специалистов или отдельные специалисты. В этих разделах сценария стараются отобразить возможный ход во времени, начиная с существующего состояния или некоторого события в будущем.