Все о тюнинге авто

Холмогорская резная кость. Резьба по кости. Народы Севера Животных планете отличный материал резьбы качества которого

Вконтакте

Стоит подворотенка - дорог рыбий зуб
Мудрёны вырезы вырезано.
А и только в вырезу - мурашу пройти.

Народная загадка

Зарождение ремесла

Археологические находки дают возможность утверждать, что человек начал обрабатывать и использовать кости животных в хозяйственно-бытовых, а затем и в декоративных целях, ещё в глубокой древности.

, CC BY-SA 3.0

Некоторые находки на территории современной России, датируются VI веком до н.э. Конечно, технологии тогда ещё были не развиты и изделия далеки от той тончайшей кружевной резьбы, которая так восхищает нас сейчас.

В те древние времена кость во многом заменяла людям нехватку железа, из неё изготавливались многие орудия труда, например иглы и шила.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Постепенно, железо прочно вошло в обиход, но это не заменило, а скорее даже укрепило и разнообразило косторезное ремесло. С появлением металлических орудий труда появилось больше возможностей обрабатывать кость, изделия стали более разнообразны.

Изделия

Художественно обработанная кость применяется как декоративная отделка, также из неё изготавливают предметы целиком. Искусство резьбы по кости приравнивается к ювелирному.

  • шкатулки
  • ювелирные украшения
  • декоративные украшения
  • составляющие элементы предметов бытового назначения

и многое другое.

Резная кость обладает большим количеством достоинств. Она прочна, долговечна, устойчива к воздействию окружающей среды. Одно из самых главных достоинств, это то, что обработанная кость очень красива.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Приятный бежеватый оттенок смотрится всегда нарядно и светло. Изделия светятся изнутри, особенно это проявляется в ажурных резных изделиях.

Настольные приборы, шкатулки, рукояти ножей, декор на оружии - кость излюбленный материал, когда речь идёт о дорогих высокохудожественных изделиях.

О материале

«Резная кость» - понятие общее. На самом деле, мастера используют в работе разные виды кости, включая рога, а так же бивни слона, мамонта, клыки моржа. Используют и кости крупного рогатого скота - цевки.

Кости различаются цветовыми оттенками, блеском, текстурой. Мамонтовая кость имеет теплый желтоватый тон и текстуру в виде миниатюрной сеточки. Моржовая кость светлее и холоднее по цвету, в отличие от бивня мамонта, имеет ячеистую внутреннюю часть, что несколько сужает возможность создания художественных изделий.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Перед началом резьбы, кость подвергают обезжириванию, а затем, применяя резцы, вырезают различные изделия. Рога обезжиривать не нужно.

Резьба по кости в наше время

Косторезный промысел продолжает развиваться. Это связано с неугасающим спросом на такие изделия. Резная кость очень красива и декоративна, но достаточно дорога.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Продолжают работать предприятия на Русском Севере и в Нижегородской области. Не так давно восстановили промысел в Хотьково.

Изделия мастеров-косторезов прошлого и современных, хранятся в крупных музеях нашей страны, известны за границей.

Фотогалерея










В этих местах научились использовать кости местных животных или пользуются привозным сырьём.

Холмогорский косторезный промысел является самым старинным. Остальные возникли уже в советские времена.

Разновидности резьбы по кости

Техник резьбы достаточно много:

  • скульптурная
  • наборная
  • ажурная резьба
  • токарная обработка
  • инкрустирование
  • выжигание

Всё это выполняется вручную с помощью специальных инструментов, которые претерпели достаточно сильные эволюционные перемены. Например, сейчас повсеместно используется бормашина с различными удобными насадками в то время, как ещё полтора века назад о такой автоматизации даже не помышляли.

Судя по археологическим находкам, даже люди палеолита, около 40 тысяч лет назад, проявляли тягу к искусству, изготавливая художественные изделия и украшения из различных материалов для украшения себя и использования в быту. При помощи украшений наши предки выражали себя и показывали свой социальный статус. Были среди украшений и обереги, и талисманы, по украшениям можно было определить вождя. По ожерелью из клыков хищника можно было узнать самого удачливого и смелого охотника.

В древнейших захоронениях находят ожерелья из ракушек и косточек, изображения человеческих фигурок и фигурок зверей из кости, керамики, дерева. В это время получили развитие наскальная живопись, музыка (дудочки, флейты).

*Флейты, изготовленные из птичьих костей и бивней мамонта.*

Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества. Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима, Византии. В Древней Греции из слоновой кости делали великолепные статуи, которые, к сожалению, не сохранились до нашего времени, возможно, скульптуры были выполнены из дерева и только покрыты костяными пластинами. С X века стали популярны поделки с геометрическими узорами, изображениями растений и животных.

Бивень мамонта - это благородный дорогой материал, обладающий неповторимой цветовой гаммой. Она возникает от воздействия минералов в местах залегания, повторить ее искусственным способом невозможно. Происходит так называемое природное морение, так, торф придает кости мамонта коричневый оттенок, железо - охристый, а медесодержащие породы - синеву.

Бивни и кости мамонтов находят во многих местах земли, даже в средней полосе. Но только на Севере, благодаря вечной мерзлоте, они хорошо сохраняются, хотя их возраст - минимум 10 тысяч лет. Лучше всего, говорят мастера, бивень мамонта сохраняется в северных водоемах.

Форму будущего сувенира всегда диктует материал. Мастер вписывает позу фигурки в изгибы кусочка, в его сколы и трещины. При этом нужно минимизировать расход материала, но, например, при ажурной резьбе в пыль может уйти до 50 процентов бивня. Эскизов на бумаге не делают, а на самом куске помечают части будущей фигурки. Интересно, что ни одна ручная работа не повторяет другую в точности, даже если мастер этого захочет. Каждый бивень или рог имеет свою фактуру и цвет, двух идентичных кусков не бывает.

Знаменитые теперь холмогорский, тобольский и чукотский художественные промыслы бережно сохраняют и развивают традиции старинного искусства резной кости.


*Резьба по мамонтовой кости.*


*Кривошеин. Композиция "Соловей-разбойник".*


*Резьба по кости по мотивам сказок.*

Холмогорская прорезная ажурная резьба по кости

У мастеров Древней Руси резьба по кости была распространена с Х века, ее называли «резьбой руссов». Центром искусства резьбы по кости было село Холмогоры Архангельской области, родина Ломоносова. Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его братья были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате и, впоследствии, стали лучшими ее косторезами.


*Холмогорская прорезная ажурная резьба по кости.*


*Холмогорская прорезная ажурная резьба по кости. Бивень мамонта.*

*А. Байкова, С. Катарина. Лоток «Ветер», 1982 г., колье-бусы «Каприз»,

1996г., украшение для волос «Розы», 2002г., броши «Цветы», туалетная коробочка

«Тюльпаны», 1996г. Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба.*

*В.Т. Ватлин. Гребни «В райском саду» (1986), «Радость» (1995),

«Ажурный» (1996). Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба.*

*Ажурная, рельефная резьба по бивню мамонта. Холмогоры.*

В конце XIX - начале XX века в результате развития торговли с американскими и европейскими купцами и китобоями появляются украшенные резьбой сувенирные предметы, предназначавшиеся для сбыта.

*Художественные изделия из бивня мамонта.*

Для начала XX века характерно появление моржовых клыков с гравированными на них изображениями.

Созданные в 1920-1930 годах фигуры моржей, нерп, белых медведей статичны по форме, но выразительны. Но уже в 1930-е годы появляются скульптуры, в которых резчики стремятся к передаче характерных поз, отступая от символичного, статичного образа. Эта тенденция расширяется в последующие годы. В 1960-1980-е годы в чукотской резьбе доминируют скульптурные группы.


*Композиция "Первобытный человек".*


*Композиция выполнена на натуральном бивне мамонта, найденного в Якутии.

Жизнь охотников на мамонтов. Рельефная резьба.*

Тобольская резная кость

С появлением в Сибири русских поселенцев и пленённых шведов, сосланных в Сибирь после Полтавской битвы, зародилась резьба по кости в районе города Тобольска в XVII в. В 1874 г. появилась косторезная мастерская Овешковой, которая способствовала оформлению художественного стиля тобольского искусства – выделению детально проработанной круглой скульптуры, отличающей тобольскую резьбу по кости от холмогорской. Круглая скульптура стала характерной особенностью тобольского косторезного искусства. В Тобольске распространён традиционный вид обработки кости – инкрустация – украшение изделий из белой кости костью различных естественных оттенков. В 1960 г. создана Тобольская фабрика художественных косторезных изделий. На фабрике хранится единственная по уникальности коллекция произведений из мамонтовой кости, зуба кашалота, клыка моржа: ажурные шкатулки, шахматы, письменные принадлежности. Творчество косторезов отмечено золотыми медалями на выставках в Париже и Брюсселе.

* Скульптура "А как у вас?".Бивень мамонта*


*Скульптурная композиция "Северный олень с оленёнком". Г. Тобольск. Конец XIX - начало XX века. Бивень мамонта*

Школа магаданских резчиков еще молода, она уже достаточно известна, предприятие было организовано на базе Магаданской фабрики резьбы по кости и рогу, основанной в 1965 году. В творчестве художников промысла прослеживаются два основных направления. Одно из них - объемная резьба из моржовой, мамонтовой, поделочной кости и рога оленя фигурок животных, развернутых композиций, шахмат, брелоков, национальной скульптуры (пеликенов), женских украшений из кости в сочетании с замшей, мехом. Второе - плоскостная цветная гравировка на моржовых клыках на темы жизни народов Севера. Сюжетная гравировка - традиционное художественное направление в искусстве северных народов - похожа на рассказ в цветных рисунках. Объемная резьба и сюжетная гравировка применяются как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.


*Из жизни народов севера.*


*Фигурка моржа и моржовый клык с гравированным изображением.*


*Миниатюрная резьба по кости. Бивень мамонта. Размер 110-157 мм. 2006 г.*


Рамка для фото «Животный мир», Кубок «Север», Рамка для фото «Поездка».
Кто оставил свой след в истории холмогорской художественной резьбы по кости?

Издавна наши предки добывали в Белом и Баренцевом морях не только треску, навагу или тюленя, но и моржовую кость – «рыбий зуб». Случалось, находили ископаемую мамонтовую. Даже простая трубчатая коровья кость – цевка – и та в руках искусных мастеров становилась похожей на благородную. Резали кость по всему Северу – от Сольвычегодска и Великого Устюга до Архангельска. Но как-то так получилось, что центром косторезного промысла стали именно Холмогоры.


Бусы и серьги «Старинные». 1994 г., Ваза «Дыхание леса». 1991 г., Вазочка «Олень». 1994 г., Вазочка «Ладья». 1993 г.

Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его братья были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате и, впоследствии, стали лучшими её косторезами.


Конец 17 века. Неизвестный резчик из семьи Шешениных

Это первая фамилия мастера-костореза, которую сохранили для нас архивные документы. Но ведь и до него, вернее до них, братьев-умельцев Шешениных, были резчики: «…стоит подворотенка – дорог рыбий зуб, мудрены вырезы вырезано, а и только в вырезу муравью пройти». Старинная северная былина. Именно об этом. О мастерстве тех, кто ещё до XVII века занимался резьбой по кости. Их имён не донесло до нас изустное народное творчество. Но, благодаря ему, мы прекрасно понимаем, что холмогорскому косторезному промыслу значительно больше, чем 400 лет.


Штанг П. П. Ларчик «Сын помора», 1987 г.

За это долгое время – разное было. На смену XVII веку пришёл XVIII. Ставший временем подлинного расцвета холмогорской художественной резьбы. В 1703 году была основана новая столица Империи на берегах Невы. Для того, чтобы блистать и поражать Европу, срочно понадобились красивые, нарядные, неординарные вещи. Холмогорские мастера по своему профессиональному уровню уже могли это сделать и были готовы выполнить поступивший им заказ.


Ларец-теремок свадебный

Большую часть заказных изделий того периода составляли ларцы самых разных размеров. Они могли иметь форму сундучка с четырехскатной крышкой, а могли выполняться простыми коробочками с ровным верхом, чей деревянный корпус оклеивался костяными пластинами из моржовой кости или обычной цевки. Для оживления монотонной поверхности ларца часть этих пластин окрашивалась в зеленый, реже коричневый, цвет. Чередуясь с белыми, окрашенные пластины создавали своеобразный декоративный ритм готового изделия.


Ларец «Весенняя песня». 1989 г.

На пластины гравировкой наносился так называемый «глазковый» орнамент в виде концентрических кругов с точкой-глазком посередине. Или растительный – из небольших веточек с бутонами и розетками цветов. Гравированный рисунок подкрашивался зелёным, красным или чёрным цветом, что, с одной стороны, создавало определённый контраст с чистым белым или молочно-кремовым материалом кости, а с другой – связывало её в единую композицию с уже с окрашенными пластинами.


Кубки с портретами. Мастерская О. Дудина

Костяные изделия вошли в моду. Они не только вручались в качестве памятных подарков разным высокопоставленным особам и просто важным лицам, но и постоянно находились в царском обиходе. Так, после смерти Екатерины I специальным протоколом-описанием Верховного Тайного Совета было установлено, что свои личные вещи императрица хранила в двух холмогорских ларцах. Помимо них в комнатах императрицы находилось по два резных костяных образа, соответственно – в золотой и серебряной оправах.


Икона «Богоматерь Казанская». 1996 г., Панагия. 2002 г.

В течение всего XVIII века спрос на художественные изделия холмогорских резчиков не только не снижался, он неуклонно рос. Расширялся как сам ассортимент костяных изделий, так и многообразие форм и способов их декорирования. К уже ставшим традиционными ларцам и коробочкам добавились табакерки, миниатюрные комодики, секретеры и туалетные шкатулки. К гребням – подставки под часы и пластины с портретами.


Коробочка «Улетели листья с тополей». 1994 г., Коробочка «Отдых на перелете». 1995 г., Ваза «Деревья спят». 2002 г., Серьги. 1995 г.

Ажурный орнамент дополнился цветным фоном прокладки, в качестве которой используются фольга или шелковая ткань. И, как результат, любая вещь становится пышной и нарядной, превращаясь в настоящее произведение искусства. Чему в немалой степени способствовали и мастера-косторезы, творившие в то время.


Коробочка-репка. 1978 г., Ваза «Завиток». 1980 г.

История сохранила для нас несколько имён. Это Осип Христофорович Дудин и выдающийся деятель русской культуры, известный скульптор – Федот Иванович Шубин. Последний приехал в Петербург в 1759 году и, благодаря содействию Михаила Васильевича Ломоносова, ещё одного талантливого выходца из Холмогор, довольно скоро получил многочисленные заказы от широкого круга вельможных сановников, которым он «услуживал резьбой по кости». Считается, что именно Шубиным вырезан рельефный портрет М. Ломоносова.


Брошь «Птица». 1996 г., Гребень «В райском саду». 198 6г., Гребень «Радость». 1995 г., Гребень «Ажурный». 1996 г.

В начале XIX века определенные коррективы в работу холмогорских мастеров вносят элементы нового архитектурного стиля – классицизма. Особую строгость и изыск приобретают пропорции изделий, их формы, в которых более отчётливо проявляется геометрическое начало, становятся лаконичнее, а орнамент – миниатюрнее. Необыкновенного мастерства достигают в своих работах резчики. Такие, например, как выросший в семье солдата Николай Степанович Верещагин, расцвет творчества которого пришелся на 1790-1810 гг.

Как и Дудин, Верещагин соединил в своих лучших произведениях традиции северорусского косторезного искусства с элементами современной ему архитектурной школы, что говорит не только о природной смётке, но и высоких эрудиции и культуре резчика. До настоящего времени дошло несколько декоративных ваз Верещагина, одна из которых была преподнесена им Екатерине II.


Ставец «Всем святым», Мироносица «Помоги земле русской». 1992 г., Кубок «Великий Новгород». 1984 г.

Украшенные сквозной тончайшей резьбой и рельефами, воздушность ажурного рельефа которых подчёркивается чистотой полирования костяной поверхности, – эти изделия мастера просто уникальны. В 1798 году парные вазы конусообразной формы приняла от резчика царствующая чета Павла I и Марии Фёдоровны. Сегодня они хранятся в Государственном Эрмитаже.


Бюро-секретер

В конце XIX-начале XX веков у холмогорской художественной резьбы появляется новый характерный элемент – механика сквозной резьбы. И – новые имена мастеров, виртуозно освоивших этот технологический приём. Такие как Михаил Михайлович Бобрецов и Максим Иванович Перепелкин. Учитель и ученик.

Самым известным изделием первого является блюдо с резным бортиком и вензелем «В» в центре, которое в 1885 году вместе с хлебом-солью было поднесено посетившему Холмогоры великому князю Владимиру Александровичу.

Максим Иванович с 1885 по 1900 год был руководителем класса резьбы по кости при Ломоносовской школе, который организовал статистический комитет Архангельска с целью поддержания промысла, переживавшего на рубеже веков не самые лучшие времена. Будучи отличным мастером, М. И. Перепёлкин в совершенстве владел техникой резьбы. И хотя в то время класс резьбы закрыли, но учившиеся в нём и перенявшие от Максима Ивановича всё лучшее В. П. Гурьев, Г. Е. Петровский и В. Т. Узиков стали той человеческой основой, с которой началось возрождение холмогорского промысла в 30-х годах двадцатого века.


Лоток «Ветер». 1982 г., Колье-бусы «Каприз». 1996 г., Украшение для волос «Розы». 2002 г., Броши «Цветы», Туалетная коробочка «Тюльпаны». 1996 г.

А поскольку говорят, что история идёт по спирали, то есть надежда, что и нынешний кризис холмогорский художественный промысел переживёт. Главное, что искусство резьбы пока не утрачено, оно сохраняется и передаётся ученикам следующего поколения. И пусть в 2007 году на первый курс нынешней косторезной школы, или по современному – ПУ-27 (производственное училище), принято только девять учащихся… Но – они же есть!


Советская косторезная школа. Просвирин В. А. 80-е гг.

А значит, пока не умерла и надежда, что со временем к тем именам, что уже оставили свой след в истории холмогорского промысла добавятся … Обязательно добавятся новые.
И кто-то когда-нибудь напишет и о них. А может, этого ждать не так уж и долго? ...


Ваза «Баллада о Севере», Кубок «Лесные мотивы». 1977г., Настольное украшение «Северные мотивы». 1978г.


Коробочка-репка. 1995, Коробочка «Птица». 1995, Туалетная коробочка «Птицы». 2001, Нож «Фантазия». 2003, Нож для разрезания бумаги 2002 г.

В предлагаемой вашему вниманию статье вы ознакомитесь с основными сведениями о видах кости, с кратким обзором мировой художественной резьбы по кости, ее традициями и темами, и серией иллюстрирующих текст фотографий. Основная часть обзора создана по материалам Metropolitan Museum, British Museum, в меньшей степени других зарубежных сайтов, также использовались материалы авторов.

Для резьбы в широком смысле этого слова может использоваться практически любая кость . Вот основные ее виды.

1. Рог копытных животных (оленя, лося, коровы, марала и т.п.)
2. Трубчатая берцовая кость крупных копытных - цевка (верблюд, корова, лошадь)
3. Бивень (мамонт или слон)
4. Зуб кашалота
5. Клык моржа.
6. Рог носорога
7. Рог нарвала

Добыча и реализация некоторых видов кости ограничена или запрещена, - например, рога нарвала, носорога, зуба кашалота. В 2002 г. ООН ввела частичный запрет и на торговлю слоновой костью. Таким образом, абсолютно легальны для продажи остаются только бивень мамонта, рога копытных и цевка. Так как мамонты вымерли более 10000 лет назад, их бивни не запрещены к использованию и экспорту(хотя для добычи и вывоза их все равно требуется специальное разрешение), в отличие от бивня слона и моржового клыка, использование которых наносит ущерб природе, поощряя браконьерство!

Самый пластичный и красивый из этих материалов, но и самый дорогой, конечно, бивень мамонта . Трубчатое строение цевки сильно ограничивает ее использование для скульптурной резьбы. Впрочем, из-за своей дешевизны в настоящее время ее широко используют многие резчики. В России преимущественно используется коровья цевка, в странах Азии – цевка верблюда.
Часто цевку используют для имитации или подделки бивня мамонта. Впрочем, бивень очень легко отличить. Обычно он желтоватого или коричневатого, неоднородного цвета с годовыми кольцами, как на спиле ствола дерева. Трещины на такой кости – обычное явление и не являются значительным дефектом, потому что бивень легко впитывает влагу из воздуха. Кроме того, на изделиях из бивня мамонта часто сохраняются следы внешнего слоя бивня – так называемой «корки», похожей на древесную кору. Цевка всегда однородного ярко-белого цвета, на ней нет прожилок, ее легко отличить по характерной цилиндрической пустотелой форме, либо изделие сборное и склеено из пластин. Главное же отличие – это «сетка» на поперечном срезе. Она образована сетью тонких каналов с нервными волокнами. На бивне слона тоже можно заметить такую сетку, но она выглядит по-другому – линии пересекаются под более тупым углом.

Бивень мамонта – красивый и пластичный материал, один из древнейших, использовавшихся человеком. Его сплошная, практически без пустот, однородная масса, крупные размеры позволяют выполнить из него любую скульптурную форму. Этот материал легко обрабатывается резцом и имеет красивый сетчатый рисунок. Он сохраняет эффектный внешний вид при самых разных способах обработки – покраске, полировке, гравировке. По твердости он близок к природным камням, таким как янтарь, жемчуг, коралл. Как правило, бивень мамонта добывают в районах вечной мерзлоты на дне рек, в болотах, тундре. В России это северные регионы Сибири, Якутия.

История
Наиболее крупные из известных бивней мамонта достигали длины 400-450 см, диаметр 18-19 см, вес 100-110 кг (бивни африканского слона весят около 95 кг). Древние люди использовали бивни как топливо, изготавливали наконечники стрел, украшения, ритуальные предметы. Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества. Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима, Византии. Есть сведения, что древние греки делали колоссальные статуи из слоновой кости; остатки этих произведений не сохранились до наших дней, возможно, скульптуры были выполнены из дерева и только покрыты костяными пластинами.

Так как в Европе не имелось сколько-нибудь значительных собственных залежей бивня мамонта, слоны тоже там не обитали, то развитие косторезного искусства целиком зависело от притока иностранных материалов. 95% всей кости, ввозимой в Европу, составляла африканская слоновая кость, 5% - ввозимый из России ископаемый бивень мамонта. Резьба по кости в Европе пережила несколько упадков и возрождений, связанных с прекращением и возобновлением поставок слоновой кости с африканского континента .
Первоначально европейские резчики заимствовали стиль резьбы с ввозимых африканских изделий из кости. Постепенно формы европейской резьбы усложнялись, и, хотя в Европе не существовало специализированных гильдий резьбы по кости, и художники могли использовать различные материалы для скульптур, мелкая пластика из слоновой кости зачастую более выразительна и экспрессивна, чем монументальные скульптуры. Это связано с тем, что такие работы в основном предназначались для светских коллекционеров, что способствовало свободе выбора тем и сюжетов.

Еще в доисторические времена людям приходилось работать руками, создавая различные орудия труда. Наряду с камнем и деревом древний человек обратил внимание на кости животных как подходящий материал для изготовления инструментов. Они прочны, легки и долговечны. Таким образом появилось искусство вырезания из костей животных. Позже кроме практической функции кость стала выполнять также и декоративную: появились мастера, способные изготавливать изделия из кости мамонта, моржа и прочих. В разных странах и регионах назначение и внешний вид и способ резьбы по кости сильно отличался, шел различными путями.

Как развивалось мастерство резьбы по кости в Китае?

В Китае этот искусство зародился до нашей эры. На раскопках были обнаружены кинжалы и статуэтки, датирующиеся 3700 годом до н.э. Уникальным явлением являются древние шарики-головоломки, которые вложены друг в друга. Так как кость – цельный материал, то очевидно, что умельцы вырезали эти шары один внутри другого. В настоящее время мастерство изготовления шаров дошло до того, что побит следующий рекорд: подобная китайская “матрешка” состоит из 42 шариков, вложенных друг в друга.

Есть мнение, что эти головоломки имели сакральный смысл: каждый шар представлял собой различные оболочки Земли. Сейчас мистическое значение утеряно, однако секрет их вырезания раскрыт: в цельном шаре из кости вырезаются конусообразные отверстия, сходящиеся в центре, а далее вырезаются шары, начиная от внутренних, специальным инструментом.

Изучаем промысел резьбы по кости в разных регионах России

Холмогорская резьба по кости: особенности и отличия

Родина Ломоносова – Холмогоры, что в Архангельской области, славится промыслом художественной резьбы по кости. Отличает эту резьбу обилие ажурных орнаментов, растительных узоров и волнистых линий. В качестве материала северяне используют наиболее доступную кость крупного рогатого скота – цевку, также популярна резьба по кости морского зверя моржа. Не только в России, но и за рубежом известны холмогорские шкатулки, украшения для женщин, кубки и иконы. Под сквозные отверстия в изделиях подкладывается цветная фольга или ценные породы дерева.

Варнавинская резная кость – отличительные черты и история возникновения

Резьба по кости в рабочем поселке Варнавино появилось как ответвление от холмогорской резьбы. Этот довольно новый вид резьбы схож с холмогорской, но в нем присутствуют народные мотивы из хохломской и городецкой росписи, а также нижегородской вышивки. Используются здесь приемы объемной резьбы. Основной материал – также цевка, но режут также по рогу, по слоновой и мамонтовой кости. История варнавинской резьбы недолгая: ее начало уходит к 1970 году, однако в этом поселке до сих пор существует фабрика, название которой ООО “Варко”. В ней работают заслуженные мастера, многие из которых приставлены к наградам и являются лауреатами многочисленных конкурсов и выставок как в России, так и за рубежом. Изображения их работ используются для иллюстраций в книгах, а также выставлены в музеях народного промысла. Изготавливают варнавинские мастера женские украшения, гребни, шпильки, а также шахматы, карандашницы и множество другой сувенирной продукции.

Тобольское мастерство вырезания из кости

В XVIII В Сибири находилось большое количество ценной мамонтовой кости, и это способствовало появлению резчиков по кости в этом регионе. Тобольская резная кость отличается округлостью форм, для нее характерна объемная резьба. Тобольские скульптуры чаще всего представляют собой сценки из жизни народов севера. Также можно встретить такие изделия, как подсвечники, портсигары, брелоки и женские украшения.

Материалы и инструменты для резки по кости для начинающих резчиков:
  • Самым благородным материалом для резьбы по кости является кость мамонта. Однако ее очень сложно достать, ведь она является невосполнимым ископаемым. Ее преимущества в том, что от долгого хранения под землей она тонируется, приобретая кремовые нежные оттенки. С таким материалом работать приятно, но сложно, так как на плечах мастера лежит огромная ответственность: испорченный кусок уже не вернуть, а запасов на Земле с каждым днем все меньше.
  • Не хуже в процессе резки себя проявляет слоновая кость, которая, к тому же, не настолько редка. Однако в России достать ее тоже непросто, а стоит она довольно дорого.
  • Для начинающих мастеров лучше всего подходит цевка – кость крупного рогатого скота, которая не является столь редким или дорогим материалом. Здесь существуют свои тонкости. Чтобы подготовить кость к резке, ее нужно кипятить с содой несколько часов, затем вымачивать в растворе перекиси водорода для отбеливания. Она внутри пустая, и из нее мастера изготавливают фигурки животных, а иногда даже сценки из народных сказок.
  • Инструментами для резки служат различные штихели, а также напильники и надфили. На фото представлены некоторые инструменты, необходимые для этого мастерства.

Желающие обучиться этому искусству могут посмотреть подборку видео о резьбе по кости животных.

Видео-подборка по теме статьи