Все о тюнинге авто

Творческие проекты в детском саду. Готовые проекты в детском саду - особенности, требования и примеры. Краткосрочный проект для детей старшей группы

Консультация для воспитателей детского сада

Проектная деятельность в детском саду.
Проектный метод в деятельности ДОУ.
Готовые проекты в детском саду

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
    − частичная интеграция;
    − полная интеграция;
  • метод проектов:
    − форма организации образовательного пространства;
    − метод развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

  1. по составу участников;
  2. по целевой установке;
  3. по тематике;
  4. по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  • исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы
проекта
Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап 4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап 9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.
8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

Консультации по темам:

  • «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
  • «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
  • «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

Семинары-практикумы:

  • «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
  • «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
  • «Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
  • «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
  • «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:

  1. «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
  2. «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
  3. «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
  4. «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
  5. «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
  6. «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
  7. проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
  8. дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
  9. социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. приобщать детей к процессу познания;
  3. формировать различные представления;
  4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  1. формирование эмоциональной заинтересованности;
  2. знакомство с предметами и действиями с ними;
  3. развитие мышления и воображения;
  4. речевое развитие.
  1. осознание поставленной цели;
  2. овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4. поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности.

Физическое развитие:

  • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
  • формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

социальное развитие:

  • формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);

познавательное развитие:

  • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
  • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

эстетическое развитие:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
  • овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

  1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
  3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. потребности в создании собственной картины мира;
  3. навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. выявить проблему;
  2. самостоятельно искать нужное решение;
  3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности.

Социальное развитие:

  • развитие самопознания и положительной самооценки;
  • овладение способами внеситуативно-личностного общения;
  • высокий уровень коммуникативной компетентности;
  • осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

Физическое развитие:

  • развитие осознанного отношения к своему здоровью;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

Познавательное развитие:

  • систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
  • развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

Эстетическое развитие:

  • углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
  • овладение различными видами худ. деятельности;
  • развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).
Тематика блока Название проекта Продукт детской деятельности
Наследие «Эхо столетий» «Временная лента» (работа с энциклопедиями, подбор и систематизация иллюстративного материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление)
«Защитники Отечества» Исторический альбом «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство)
Практические мастерские (изготовление афиш, приглашений, костюмов)
Театрализованное представление «Богатыри земли русской»
«Здравствуй, Пушкин!» Создание альбомов «Пушкин и няня», «Семья Пушкина», «Друзья, прекрасен наш союз!», «По Пушкинским местам».
Дидактические игры
«Сказки Пушкина», кроссворды и логические задания по сказкам, практическая мастерская «Мода Пушкинской эпохи», «Малые театральные встречи», «Встречи у камина» (сказки Пушкина в живописи, скульптуре, музыке)
Детские книги «Здравствуйте, Пушкин!, «Сказки Пушкина»
Макет «У Лукоморья»
Театрализованное представление «Сказки Пушкина», «Пушкинский бал».
Проекты «Генеалогическое древо», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундука» «Семейное древо»
Альбом рисунков «Моя семья»
Выставка семейных реликвий.
«Я в мире людей» Проекты в детском саду:
1) «Мои друзья»
2) «У нас в Нескучном саду»
3) «День защиты детей»
4) «Сказки о любви»
5) «Весёлый этикет»
Альбомы (инд.) (рисунки + весёлые истории)
Театральные этюды, выпуск газет и журналов
Проект «Детский сад будущего». Выпуск стенгазеты.
Карнавал. Разработка детского кодекса.
Литературная гостиная. Изготовление «Валентинок».
Школа «Маркиза этикета»
«Мир вокруг нас» «Четыре стихии»
«Времена года»
«Мир животных и птиц»
«Уральские самоцветы»
Картотека опытов.
Составление коллажей
Детская книга «Это опасная стихия»
Детская книга, танцевальные миниатюры, коллажи.
Рукописные журналы, книги, сочинительство, изодеятельность
Коллаж, детская книга «Легенда о камнях»
«Весёлая астрономия»
«Жалобная книга природы»
«В стране чисел и фигур»
«Полезные вещи»
«От кареты до ракеты»
Викторина «Через тернии к звёздам»
Театральные этюды «Неизведанная планета», «Путешествие на луну».
Сочинение «Звёздных сказок».
Сочинение сказок от имени природных объектов.
«Лесная газета».
Выпуск журнала «Экологический светофор города»
Коллажи. Геометрический вернисаж. Театральные этюды.
Математическое шоу «Алиса в стране математики».
Энциклопедия «Из истории вещей»
«Приключения вещей» - сочинение сказок об обычных вещах.
Изготовление детской книги средствами конструктивной деятельности.
Детские проспекты по видам техники (транспорт).
«Наши помощники» (книга об истории бытовых приборов).
«Ты и твоё здоровье» «Я и моё тело»
«Окошки в мир. Органы чувств»
«Твоё питание и здоровье»
«Путешествие пирожка» (строение пищеварительной системы)
«Живительные силы»
«Про витамины и здоровье»
«Как мы дышим» (приключение Кислородинки)
Дневник «Я расту»
Проект «Страна Айболития»
«Польза и вред» (проекты по органам чувств)
Мини проекты «Для чего нужна пища?»
Детская книга «Приключения в стране витаминов», составление картотеки блюд.
Сочинение сказок, стихов, театральных этюдов.
«Как фрукты и овощи о своей пользе спорили?»
Планшет «Вред-польза»
«За чистый воздух» (плакат)
Детская книга закаливания

Примерная схема осуществления проекта «Семья» (ст. дош. возраст)

Разделы программы Виды детской деятельности
Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», «Салон одежды для дома» и т.д.
Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.
Настольно-печатная игра «Моя квартира».
Социальное развитие Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка.
Права и обязанности в семье.
Составление «Генеалогического древа» (в контексте прошлого и будущего), карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиции нашей семьи», «Моя малая родина», «Калейдоскопа дней рождений» (знаки Зодиака детей группы, выпуск каждой семьёй газеты «Самый счастливый день в семье» (ко дню рождения ребёнка).
Встречи в видеосалоне «Сам себе режиссёр».
Речь и речевое общение Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома»,
Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).
Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.
Здоровье и физическое развитие Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.
Совместные туристические походы «В бассейн идём вместе».
Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья».
Организация семейного мини-кафе. Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты».
Занятия в кулинарном классе (проводят родители, воспитатели, шеф-повар).
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Мир, в котором мы живём Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
Географические представления. Составление плана-схемы «Мой дом», изготовление макета «Мой район», работа с картами «Мой город».
Природа Коллажи «Домашние любимцы».
Составление семейных альбомов «Комнатные растения», «Что растёт у нас на даче».
Начала грамоты Математика «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет».
Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена»
Конструирование «Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы».
Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Худ. литература Пословицы и поговорки о семье.
Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка».
Выборочное чтение: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Одоевский «Городок в табакерке», Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».
Заучивание: Е Благинина «Посидим в тишине».
ИЗО и дизайн Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру».
Выпуск семейных газет.
Составление икебан, букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей)
Выставки «Семейное хобби».
Театр Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги».
Совместное посещение семьями театров.

Алгоритм разработки проекта

Этапы Задачи Деятельность проектной группы Деятельность научно-методической службы
Начальный Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания Мотивация проектирования, объяснение цели проекта
Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.
Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Наблюдение. Консультации.
Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление. Наблюдение, советы (по просьбе группы)
Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)
Защита проекта Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию шаблон проекта для наполнения любым содержанием. Проект давно вошел в систему работы детского сада. Наверное нет ни одного воспитателя, который не использовал хотя бы раз в своей педагогической деятельности этот замечательный метод.

Шаблон (или образец оформления) поможет вам быстро собрать и систематизировать информацию по выбранной вами теме проекта. Конечно, предложенные разделы могут быть дополнены по вашему усмотрению.

Название проекта

Описание проекта

Программное содержание:

  • расширить знания детей о …
  • сформировать у детей чувство …
  • формированию убеждения о …
  • воспитывать …
  • расширить знания о …
  • научить …

Актуальность проекта

Раскрыть в актуальности необходимость рассмотрения данного вопроса. Желательно закончить формулировкой противоречия.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с … , формирование у детей … , и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Объект проекта : …

Предмет проекта : …

Цель проекта : расширить знания детей о …, сформировать у детей чувства … , формированию …, воспитывать … .

Задачи проекта :

  • ознакомить воспитателей с современной методической литературой по … ;
  • провести цикл занятий и мероприятий по теме;
  • организовать выставку детских рисунков;
  • ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
  • разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с … ;
  • подготовить совместными усилиями детей и родителей … ;
  • систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме …:
  • провести заключительное мероприятие … .

Термин выполнения : указать сколько недель (месяцев).

Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Необходимые материалы : … .

Предполагаемый продукт проекта : мероприятие …; выставка творческих работ детей; презентация … (составленного совместными усилиями детей и их родителей); разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с … ; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме …; разработанные рекомендации для родителей.

Список литературы: …

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; – подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

– ознакомление детей с художественной литературой; – проведение бесед;

− рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

− проведение занятий;

− проведение мероприятия;

− прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

− рисование с детьми на … тематику;

− создание и презентация.

– анализ результатов проекта.

План работы

Дата

Участни-ки

Ответст-венные

Подготовительный этап

Пн.

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. 2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).

Воспитатели старшей группы

Старший воспитатель (методист)

Вт.

Ср.

Чт.

1. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед. 2. Разработка рекомендаций для воспитателей старшей группы.

4. Подбор репродукций художественных картин на … тематику.

Пт.

1. Организация развивающей среды в группе старших дошкольников (размещение репродукций картин, плакатов ВОВ)

Основной этап

Пн.

1-я половина дня : 1) чтение и обсуждение литературных произведений;

2) рассмотрение картин и плакатов на … тематику.

2-я половина дня :

1) беседа «Детям о …»;

Дети, родители, воспитатели

Воспитатели старшей группы

Вт.

1-я половина дня : 1) чтение и обсуждение литературных произведений о …;

2) занятие «…».

2-я половина дня :

1) прослушивание песен о …;

2) рассмотрение картин и плакатов.

Дети, воспитатели

Воспитатели старшей группы

Информационное обеспечение проекта

Подробная информация, которая может пригодится при подготовке проекта, при работе с родителями, педагогами и детьми.

Ключевые понятия

Раскрыть основные понятия проекта.

Методическое обеспечение проекта

  • Материалы для проведения бесед
  • Воспитательное мероприятие «…»
  • Ориентировочный план занятия «… »
  • Рекомендации воспитателям и родителям
  • Анкета для родителей «…»

Стихи

Книги детям

Изобразительные произведения для рассмотрения и обсуждения с детьми

Сазонова А.

Проектная деятельность - метод реализации индивидуального подхода к обучению, использующий продуктивную, творческую, познавательную или исследовательскую деятельность воспитанников ДОУ, в ходе которой дошкольники расширяют кругозор, словарный запас, получают новые знания и учатся находить им практическое применение. Детский интерес служит источником вдохновения для реализации серьезных и увлекательных задач. - результат совместной деятельности взрослых (родителей и педагогов) и детей, направленный на:

  • развитие предметных навыков и знаний у дошкольников;
  • формирование компетентностей, необходимых для успешной учебы в школе (анализировать собственные возможности, ставить задачи, находить пути и оптимальные средства их решения);
  • гармоничное развитие личности ребенка (дети учатся работать в коллективе, находить компромиссы, добиваться поставленных целей, демонстрировать лидерские качества и инициативность, уверенно себя вести в ситуации неопределенности).

Готовые проекты в детском саду: характеристика педагогической инновации

Метод готовых проектов в детском саду позволяет в полной мере развить творческие способности и познавательные инициативы детей, при участии взрослых решать познавательно-практические задачи. Инновация, которая появилась в педагогической копилке дошкольного образования относительно недавно, сегодня ориентирована на раскрытие потенциала детей, синтез образовательных областей, теоретических и практических знаний. Парадоксально, но проектная деятельность в равной степени важна и для детей, и для взрослых, поскольку стимулирует креативное мышление, повышение профессионального мастерства и качество образования в целом.

Проектная деятельность предполагает интеграцию нескольких видов деятельности под эгидой единой тематической плоскости поставленной проблемы, глубокое и всестороннее изучение проблемы. Благодаря ней в педагогическом процессе появляются новые методы воспитания и обучения, привносятся новые идеи, а дошкольники формируют единую картину мира, а детский сад реализует развивающие, образовательные и здоровьесберегающие технологии. Основная цель детских проектов в ДОУ по ФГОС заключается в:

  • получении опыта творческой деятельности, воображения, развитии свободной самостоятельной личности;
  • способствует формированию общеучебных навыков, практики коллективного творчества и сотрудничества с одногодками, членами семьи и педагогами;
  • создании эмоционально-ценностного отношения к окружающему;
  • стимулировании познавательных способностей, мышления;
  • приобщения к выполнению заданий нарастающей сложности, имеющих практическую ценность;
  • развитии коммуникабельности.

Поскольку семья чаще всего является комфортной и жизненно необходимой средой, взаимодействие с членами семей воспитанников является необходимостью для достижения поставленных целей и гармоничного развития личности дошкольника.

Методика базируется на принципе «я познаю то, что мне пригодится, и знаю, где и как я смогу применить полученные навыки и знания», который обеспечивает баланс между теоретическими и практическими навыками. Она позволяет активизировать природную любознательность детей и направить ее в нужное русло. При этом ребенок всегда остается «ведущим», а воспитателю отводится роль «ведомого», подчиняющегося интересам и желаниям дошкольника, но курирующего его деятельность. Это позволяет отказаться от авторитарной педагогики в пользу принципов сотрудничества в совместной деятельности.

Практика применения проектов в деятельности ДОУ доказывает, что воспитанникам она:

  • дает гибкость мышления и самостоятельность в принятии решений;
  • стимулирует использование сенсорики в решении задач на практике;
  • позволяет осознать границы знания и незнания.
  • Воспитатели также ощущают положительную динамику, поскольку:
  • практикуют поисковую профессиональную деятельность;
  • учатся планировать работу в соответствии с интересами и способностями детей;
  • самостоятельно планируют воспитательно-образовательный процесс.

К сожалению, педагоги дошкольного образования часто нуждаются в методической помощи, консультациях, мастер-классам по передовой проектной технологии, поскольку зачастую демонстрируют недостаточную осведомленность о принципах реализации и особенностях проектной деятельности, нежелание отказываться от привычной учебно-воспитательной системы, отсутствие мотивации на повышение профессионального мастерства и проявление инициативности. Далеко не все понимают разницу между проектной и исследовательской деятельностью: проект - способ организации работы, завершающейся конкретным решением, применимым на практике.

Проектная деятельность в ДОУ имеет следующие характеристики:

  1. Проектная работа призвана решать не учебные, а жизненные проблемы, интересующие одного воспитанника или группу детей. Именно поэтому важно, чтобы исследуемая проблема была актуальной для малышей, а не была навязана педагогом.
  2. Методом проектов целесообразно решать только те проблемы, которые не допускают линейного (простого) решения. Поскольку проектирование - интеллектуально, трудо- и ресурсозатратный метод, к нему прибегают для решения действительно сложных и важных задач.
  3. Каждый проект объединяет ограничение по ресурсам, срокам и строгим требованиям к готовому продукту. Детям легче настроиться на деловой лад, зная, что они действуют во «взрослых» условиях и решают важные проблемы. Так, малышам, следует понимать, как распределить свое и время воспитателя, сколько бумаги, красок, карандашей или пластилина потребуется на выполнение проекта, каким должен быть итог работы (что-то материальное, что можно представить, потрогать, увидеть). Последний момент очень важен, поскольку завершением проекта является продукт, а результатом деятельности являются навыки и компетентности, которые получили дети. Смешивать понятия продукта и результата нельзя, как и создавать проекты на патриотизм, дружбу, понимание. Подобные проекты допустимы, но в ином ключе: для приобщения к чувству патриотизма, можно изучать генеалогическое дерево семьи, изучать жизнь великих земляков, а для дружбы - составить коллаж из фотографий с друзьями, коллективно выполнить важное дело - ухаживать за растениями, сделать кормушку для птиц, чтобы в процессе выполнения подружиться. Продукт проектной деятельности дошкольников должен быть социально и материально значимым.
  4. Проектная деятельность на всех этапах детства предполагает командную работу. Командообразование позволяет детям понять, как взаимодействовать с родителями и воспитателями, кого привлекать в качестве подмоги.

Проектная деятельность в детском саду: разновидности готовых проектов

Прежде чем приступать к реализации проектной работы в детском саду, воспитателям важно уяснить разницу между следующими видами деятельности:

  • исследовательская - позволяет больше узнать о проблеме или интересующем явлении (предмете), найти истину;
  • продуктивная - предполагает простейшее решение задачи;
  • проектная - подразумевает не только решение проблемы, но и развитие ситуации, потому в рамках проекта дошкольники могут использовать и продуктивную, и исследовательскую, и учебную деятельность, но все они должны приводит к созданию определенного продукта.

Таким образом готовые проекты в детском саду по ФГОС отличаются:

  1. наличием проблемы, которую нельзя решить прямым действием;
  2. социальной или личностной мотивированностью всех участников процесса;
  3. адресным характером выполнения задачи.

Каждый проект расширяет детские знания в определенной сфере, формирует у них необходимые навыки и умения, позволяет обогатить жизненный опыт дошкольника. Ребята учатся принимать самостоятельные решения, ставить цели и достигать их, развивать мышление, сотрудничать и договариваться с другими участниками группы.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТРИ КРИТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

В «Справочнике старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы методические рекомендации о реализации проектной деятельности в детском саду, которые помогут не столкнуться с распространенными затруднениями

В зависимости от темы проектов в детском саду их делят на:

  1. Исследовательские - дошкольники проводят эксперименты и опыты, выясняя природу вещей и суть некоторых явлений, которые впоследствии оформляются в виде выставок, презентаций, альбомов или газет. Их отличает социальная значимость тем, актуальность проблемы, наличие четкой структуры и целей.
  2. Игровые - осуществляются с элементами творческих игр, в которых дети становятся сказочными персонажами, решая поставленные перед ними задачи. Между участниками проектной деятельности строго распределяют роли между собой, действуя в рамках ролево-игровой деятельности, представляя себя сказочным персонажем, животным, героев литературных произведений или мультфильмов.
  3. Информационные - дошколята выбирают тему и ее реализацию в соответствии со своими социальными интересами. В ходе работы дети собирают и анализируют информацию, а после на ее основании готовят продукт и презентуют его. В результате они учатся обобщать и анализировать, работать с информацией, делиться полученными сведениями о явлении или объекте с остальными.
  4. Творческие - реализуются в формате детского праздника, театрализованного представления, оформления интерьера, сказки или конкурса. Часто не имеют строго продуманной структуры, действия участников могут быть не распределены. Они отражают характер взаимоотношений между детьми в детском саду, детьми и родителями, дошкольниками и обществом, окружающим миром, педагогами. Все проекты творческой направленности делятся на категории по форме презентации результата, по доминирующей разновидности творчества, по мотиву.
  5. Практико-ориентированные - раскрывают социально важные проблемы, результат деятельности имеет социальный окрас. Такие проекты реализуются при условии четко продуманной структуры, качественного распределения ролей и правильной организации на каждом этапе выполнения.
  6. Открытые - чаще всего используются в рамках разных групп ДОУ, что позволяет вывести проектирование на новый уровень. Когда работа ведется внутри одной возрастной группы, все участники процесса знают личностные и социальные качества друг друга, творческие возможности детей. Контактируя с детьми разных возрастов, воспитанники ДОУ расширяют сферы общения, улучшают коммуникативные и социальные навыки. Совместная деятельность дает им новые эмоции и впечатления, младшие и старшие дети перенимают опыт друг друга.
  7. Досуговые - реализация мероприятий развлекательной и спортивной направленности.
  8. Комплексные - по своему содержанию объединяют несколько типов сразу.

Любые проекты в ДОУ по ФГОС способствуют повышению самооценки детей посредством признания ценности детских достижений и разделяются по срокам реализации на краткосрочные, реализуемые в рамках нескольких занятий, а также среднесрочные и долгосрочные (последние изучаются и осуществляются в течение полугодия или года). По характеру участия ребенка, он может в проектной деятельности быть участником, исполнителем, заказчиком и оценщиком. Поскольку детям не под силу разработать и реализовать проект самостоятельно, им на помощь приходят воспитатели, музыкальные руководители и родители, которым отводится роль наставников. Следовательно, по количеству участников все проекты делятся на индивидуальные, парные, групповые (участники проекта - 3-12 человек) и фронтальные (выполняется всем коллективом группы ДОУ).

  • Индивидуальное проектирование способствует обогащению культурного и социального опыта дошкольника, позволяет ему проявлять инициативу, высказывать свои мысли и переживания, демонстрировать способности, делать ошибки и достижения.
  • Коллективные проекты реализуют стремление детей действовать сообща, желание участвовать в коллективной работе, решении поставленных задач. Все это способствует появлению навыков коллективного сотрудничества, которые формируются посредством приобщения к выполнению общих работ. Выполняя проектную работу, воспитанники ДОУ объединяются, обсуждают проблему, ищут пути ее решения, распределяют обязанности и ответственность, помогают друг другу.
  • Парные проекты выполняются парами детей, что способствует установлению дружеских и партнерских взаимоотношений, позволяет им сформировать навыки сотрудничества, поиска компромиссов, решения сложных задач посредством совместной деятельности.

По характеру взаимосвязей проекты в группе в ДОУ делят на задачи внутри одной возрастной группы, с привлечением детей старше или младше, участием родителей, представителей общественных организаций или учреждений.

Метод проектов на разных этапах дошкольного детства

Предполагают совместную работу взрослых и детей над определенной темой или выбранной проблемой в рамках познавательной деятельности. Проектная методика рекомендована для использования в старших и подготовительных группах ДОУ, несмотря на то, что она может применяться и с детьми более раннего возраста. Педагогу важно учитывать, что возрастные особенности дошкольников непосредственно влияют на их роль в проектировании:

  • младшим дошкольникам свойственно преимущественно наблюдение, а потому для них предпочтительны простые краткосрочные проекты, мини-проекты, которые осуществляются вместе с родителями или при их активном участии;
  • в среднем дошкольном возрасте дети более готовы к партнерским взаимоотношениям, потому они могут осуществлять среднесрочные проекты, раскрывающие интересующие их проблемы;
  • старшие дошкольники могут лучше удерживать интерес, останавливаться, концентрироваться на конкретной задаче, а потому им подходят более продолжительные по времени проекты, которые они реализуют на позициях сотрудничества со взрослыми.

Метод проектов предполагает равноправие взрослых и детей, а потому родители и воспитатели не вправе оценивать или контролировать деятельность малышей. Педагоги стремятся сформировать у детей ключевые учебные компетенции и свойства личности, которые окажутся незаменимыми в будущем.

Методисты выделяют три этапа использования проектов, характерные для разных возрастных групп воспитанников ДОУ:

  1. Подражательный. Дети 3-5 лет активно подражают в своих действиях взрослым, им свойственна исполнительность, потому в реализации проектов им отводится вторая роль. Воспитанники выполняют задачи, подражая взрослому (педагогу или родителю), или действуют по предложенному примеру.
  2. Развивающий. Дошкольники 5-6 лет уже могут активно сотрудничать со сверстниками (находить компромиссы, согласовывать действия, распределять функции), у них есть опыт совместной деятельности. Малышей на этом этапе отличает развитая самооценка и самоконтроль, объективная оценка своих и чужих действий, потому они могут самостоятельно предлагать темы для проектной разработки, ставить цели и находить средства (способы) их реализации.
  3. Творческий. Дети 6-7 лет для осуществления проектов в старшей группе ДОУ нуждаются в создании определенных условий развития творческого начала, однако при этом они без труда ставят цели, определяют содержание своей деятельности, выбирают способы реализации задачи.

В ходе реализации проектной деятельности значение имеет не идеальный продукт, а качество результата, навыки, которые получают дети в процессе работы, активизация любознательности, познавательной активности, настойчивости и другие полезные компетенции.

Задачи Характер развития личности
В младшем дошкольном возрасте
  • под кураторством воспитателя дошкольники входят в проблемную ситуацию;
  • педагог стимулирует их на поисковую и исследовательскую работу, экспериментирование;
  • благодаря практическому опыту у детей проявляются зачатки исследовательской активности;
  • дошколята приобщаются к процессу познания, у них формируются различные компетенции, эмоциональная заинтересованность, развивается воображение, мышление, речь;
  • воспитатели привлекают детей к образному воспроизведению, помогают им знакомиться с явлениями, предметами и их применением;
  • дети учатся понимать поставленную цель, искать способы ее достижения, учитывая новые знания и прошлый опыт.
  1. физическое развитие - происходит стимулирование двигательных способностей, дети осознают важность заботы о своем здоровье (проект «Азбука здоровья»);
  2. социальное развитие - дошкольники ищут способы коммуникации, познания своего места в обществе, своей истории (проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо»);
  3. познавательное развитие - представления об окружающем мире расширяются, дети учатся применять сенсорные ощущения на практике (проекты «Мир природы», «Любимые сказки»);
  4. эстетические развитие - овладение художественной деятельностью, знакомство с произведениями искусства и эмоционально-ценностное осознание их (готовые проекты в ДОУ «Здравствуй, Пушкин!», «Мир театра», «В Третьяковской галерее»).
В старшем дошкольном возрасте
  • появляются предпосылки интеллектуальной и поисковой активности;
  • дошкольники под кураторством взрослого находя эффективные методы решения проблемы, а после выполняют эту работу самостоятельно, применяя методы для выполнения поставленных задач;
  • воспитанники ДОУ старшего возраста стремятся общаться со взрослыми на равных, использовать специальные термины, осуществлять совместную деятельность;
  • дети развивают навыки моделирования, экспериментирования, демонстрируют интеллектуальную и поисковую инициативу, делают первые шаги в прогнозировании изменений, используют обобщенные алгоритмы умственной работы;
  • дети нуждаются в осознании картины мира, осуществлении продуктивной деятельности и конструктивного общения;
  • они способны выявить проблему, найти вариант ее решения, продуктивно используя имеющиеся способы, а после проанализировать результаты.
  1. физическое развитие - отношение к собственному здоровью становится осознанным, появляется потребность вести здоровый образ жизни, двигательные способности развиваются (проекты «Секреты Ильи Муромца», «В здоровом теле здоровый дух»);
  2. социальное развитие - формируется положительная самооценка, развивается самопознание, дети овладевают необходимыми коммуникативными компетентностями, осознают значение и силу речи (проекты «Познай себя», «Сказки о любви», «Кто я?»);
  3. познавательное развитие - система знаний становится более структурированной, что способствует развитию творческих и познавательных способностей, выполнению логических операций, стремлению к моделированию и экспериментированию («Весёлая астрономия», «Волшебная страна», «Богатыри земли русской», «Подводный мир»);
  4. эстетическое развитие - дошкольники приобщаются к миру художественных образов и искусства, владеют различными видами творческой деятельности и способами эстетической оценки («Книжкина неделя», «Мир театра», «Великие мастера кисти»)

Этапы реализации готовых проектов в детском саду

Целью являются не готовые проекты , а процесс их реализации, в ходе которого педагоги наставляют, помогают, стимулируют интерес и активное участие детей, а те в свою очередь отвечают вовлеченностью. Работа над любым проектом в детском саду проходит четыре этапа:

Этапы реализации Характеристика
I. Погружение и выбор темы

Воспитатель вместе с дошкольником выбирает наиболее интересную для детей тему, планируют познавательную работу. Методисты рекомендуют использовать систему трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как я могу это узнать?

Педагогам важно не только поддержать ребенка в его стремлении изучать тот или иной вопрос, но и создать условия для познавательной деятельности, организовать с ним диалог. Для успешного выбора действительно актуальной темы воспитатели нередко используют метод создания проблемной ситуации, осознание которой поможет выбрать направление и цель проектной работы.

В качестве темы можно выбрать и раздел дошкольной образовательной программы, но гораздо важнее, чтобы идея будущего проекта исходила именно от ребенка, который бы выразил удивление, заинтересованность, сформулировав ее посредством открытого вопроса, способного стать началом для успешной исследовательской работы, совместной для взрослых и детей.

II. Планирование Педагог планирует процесс осуществления проектной деятельности, содержание, ставит образовательные задачи, продумывает разновидности деятельности, собираем материалы. Затем вместе с воспитанниками он собирает интересные факты, касающиеся предмета проектирования, разрабатывают план работы на примере тематической схемы, чертежа, в который ребенок сможет вносить свои предложения. В идеале, чтобы планированием проекта занялись дети, а воспитатель взял на себя роль куратора.
III. Реализация

На этапе реализации педагогу отводится роль помощника, но не руководителя. Ему важно создать максимально комфортные условия для осуществления запланированного, задействовать как можно больше видов деятельности, что будет способствовать всестороннему развитию детей, его личностных, социальных и учебных компетенций. В ходе проблемного обсуждения активизируется исследовательская деятельность детей, желание анализировать, сравнивать, экспериментировать, делать выводы. В процессе работы дети являются инициаторами и активными участниками деятельности: они осуществляют поисковую работу, осмысление, передачу опыта, обсуждение, практикуют коммуникацию, творческую и исследовательскую деятельность. У детей должно быть ощущение самостоятельного выбора, для этого педагог должен тонко направлять, курировать, но не доминировать над решениями и выбором воспитанников.

К реализации проекта в ДОУ могут привлекаться другие специалисты (логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).

IV. Презентация

Чаще всего презентация готового проекта проводится в формате круглого стола, чаепития, праздника, спектакля, выставки, вернисажа, на которые можно пригласить родителей или членов семей воспитанников.

V. Рефлексия

Завершающим этапов работы над проектом в детском саду является рефлексия всех участников проектной деятельности: педагог на педсовете или в личной беседе с родителями дошкольника рассказывает об изменении собственной позиции в ходе реализации задачи. Как правило, наблюдается поэтапное изменение от обучающе-организующей роли воспитателя в начале работы до корректирующей и направляющей на этапе презентации продукта.

Дети нуждаются в похвале и поощрениях, воспитателю важно обсудить с ними достигнутые результаты, помочь осознать, какие навыки и умения они получили в процессе работы. В ходе общения с дошкольником педагогу важно показать социально важную результативность его труда, показать, что весь путь осуществления проекта был пройден не зря и он может быть использован в дальнейшем. В коллективном анализе результатов проектной деятельности также принимает участие сотрудники научно-методической службы, которые на протяжении всей работы курировали и консультировали педагога.

Продолжительность отдельных этапов реализации проекта зависит от выбранной темы, возраста детей, характера проектной деятельности, числа участников. Важно не только разработать проект, но привести его к созданию готового продукта, который можно будет представить публике. Наличие результата позволит детям испытывать чувство гордости, будет стимулировать инициативность, умение анализировать, планировать, ставить цели и достигать их. Общество получает социально активных, творчески развитых, отмеченных гражданско-патриотическими чувствами детей.

Позиции участников проектной деятельности в детском саду

Проектная деятельность в ДОУ является частью прогрессивного образовательно-воспитательного процесса. Поскольку в силу возраста и отсутствия соответствующего опыта дети не могут самостоятельно найти противоречие, поставить цель, планировать свою деятельность, реализация проектов в детском саду строится на принципам сотрудничества детей и взрослых, которые сопровождают каждый этап работы. Детские проекты в детском саду реализуются в несколько этапов, которые предполагают следующие действия взрослых и детей:

Действия воспитателя Действия дошкольников
Педагог помогает определить цели и темы проекта, сформулировать продукт проектной деятельности, а через игровую ситуацию обозначает задачи выбрать конечный продукт (презентация, спектакль, выставка работ, стенгазета). Малыши вживаются в проблему через игровую ситуацию, осознают цели и задачи работы, дополняют поставленные задачи, таким образом они учатся самостоятельному поиску интересного.
Воспитатель стимулирует активность малышей, помогает им спланировать работу, оценивает необходимые ресурсы, подбирает информацию, оборудование и материалы, способствует формированию благоприятной обстановки в коллективе, консультируется со специалистами, на родительском собрании обсуждает план осуществления долгосрочных проектов или в ходе индивидуальной беседы с родителями - краткосрочных. Воспитанники делятся или объединяются в группы, распределяют роли в рамках групп, договариваются между собой, делят этапы работы.
Педагог дает советы и рекомендации по практической реализации проектов, контролирует и направляет работу, в рамках основной части проектной деятельности в детском саду проводит наблюдения, специальные занятия, прогулки, игры, дает соответствующее задание детям и членам их семей, для поиска материалов и новых способов реализации проекта поощряет инициативу детей и их родителей. Дети приобретают разнообразные навыки и знания, овладевают умениями в ходе реализации проектов в ДОУ по ФГОС.

Воспитатель презентует результаты проектной деятельности посредством оформления альбома или книги (совместно с воспитанником), организуя досуговое мероприятие, праздник, отдельное занятие.

Дошкольники помогают педагогу в подготовке презентации, а после демонстрируют продукт коллективной деятельности воспитателям или родителям.

Подводятся итоги работы с детьми, обобщая педагогический опыт или выступая на педсовете.

Малыши рефлексируют на тему готовых проектов в детском саду, высказывая свои впечатления от работы, оценивают результаты проектной деятельности.

Чтобы ребенок мог реализовать свои потребности, раскрыть способности, сформировать субъектную позицию, педагогу, курирующему его проектную деятельность, следует:

  • представлять ребенка в роли исследователя, полноправного партнера со своим мнением и целями;
  • минимально вмешиваться в процесс выявления проблематики и определения темы (воспитателю достаточно внимательно слушать детей, фиксировать и анализировать их слова);
  • грамотно и в доступной форме обосновывать использование выбранных методов перед родителями воспитанников и другими педагогами;
  • учитывать в первую очередь интересы детей, их потребности, опыт, а после необходимые ресурсы и необходимые временные рамки;
  • создает для детей ощущение самостоятельности, направляя их в проектной деятельности, помогая приходить к нужным выводам, видеть ошибки и правильные решения, чтобы вырабатывать оптимальный алгоритм работы;
  • находить контакты с родителями и, если в этом есть потребность, с другими специалистами (психолог, наблюдая за процессом реализации проекта, сможет сделать полезные для детей выводы);
  • стимулирует интерес и активность ребенка, помогает правильно использовать ресурсы, распределять нагрузку, сглаживать конфликтные ситуации, помогает находить компромиссы, чтобы дети могли проявить свои лучшие качества.

Независимо от того, выполняются долгосрочные или краткосрочные проекты в детском саду , чтобы готовые проекты принесли наибольший результат, педагогу важно оказывать всестороннюю помощь своим воспитанникам, формируя детско-взрослое сообщество, основанное на принципах партнерства. От правильности выбора тактики общения педагога с ребенком зависит успех готового проекта и полученных в результате компетенций, а также активность ребенка и его успех не только в образовании, но и дальнейшей жизни. Выделяют три формы организации партнерства педагогов и детей:

  1. Совместно-индивидуальная - каждый участник выполняет свою часть работы над проектом отдельно, но на завершающем этапе она оказывается частью общего продукта.
  2. Совместно‐последовательная - результат работы предыдущего участника используется для деятельности последующего.
  3. Совместно-взаимодействующая - участники согласовывают действия на каждом этапе осуществления проекта.

Чтобы готовые проекты в детском саду по ФГОС, скачать которые можно по ссылке, позволяли полноценно охватить тему, этот интеграционный метод основывается на многочисленных методических приемах. Стремление дошкольников к познанию является движущей силой проектной деятельности, которая осуществляется под руководством педагогов или родителей. Дети раскрывают свой потенциал, учатся планированию работы, контролю за каждым этапом, прогнозированию и оценке результатов.

Родители могут интересоваться, что непонятно и трудно для выполнения, помочь ребенку найти нужный источник информации, выделить наиболее интересную, оформить ее, помочь украсить готовый продукт. Но при этом взрослым запрещено выполнять какой-либо из этапов без участия ребенка, объясняя свою инициативу его неаккуратностью, неопытностью или неумелостью.

Развития проектного метода: опыт передовых ДОУ

Высокая степень адаптивности передовых педагогических технологий в современном детском саду обеспечивает повсеместное использование перспективного метода интегрированного обучения (метода проектов) в ДОУ, где он позволяет повысить творческое мышление, образовательную и исследовательскую активность детей, обеспечивает открытость воспитательно-образовательной системы для родителей.

В процессе осуществления проектной деятельности дети становятся более социально адаптированными, внимательными и общительными, их игровая деятельность становится структурированной и разнообразной. Меняются и детско-родительские отношения: ребенок интересуется новым, выдвигает идеи, задает вопросы, чем становится более интересен родителям. Претерпевают изменения и алгоритмы взаимодействия ДОУ и семьи: члены семей воспитанников становятся непосредственными участниками образовательного процесса, ощущая чувство удовлетворения за успехи своих детей и свое сопричастие.

Перспективность проектной деятельности заключается в том, что она:

  • создает культурную нишу для стимулирования продуктивной детской инициативы, не предусмотренной традиционными педагогическими методиками;
  • максимально привлекает родителей к продуктивной деятельности, позволяя им стать ближе со своими детьми;
  • позволяет дошкольникам наблюдать и анализировать, сравнивать и обобщать, учиться делать выводы, получают информацию, развивать свои коммуникативные навыки, творческие способности и мыслительные процессы.

Краткосрочные проекты в подготовительной группе предполагают применение разнообразных методических приемов, которые позволяют малышам понять рассматриваемую тему.

Особенности дошкольного возраста

Именно данный период является самым благодатным временем для обучения и воспитания. Дошкольники впитывают информацию об обществе, окружающей природе, взаимоотношениях между взрослыми как губка. В данном возрасте развито активное познание мира. Краткосрочные проекты в подготовительной группе направлены на обогащение личного опыта ребенка, формирование у него самостоятельности,

Цель проектов в ДОУ

Основной целью любого проекта является расширение знаний дошкольников по конкретной тематике. Краткосрочные проекты в подготовительной группе детского сада направлены на формирование у маленьких граждан патриотических качеств. Ребенок с самого рождения становится исследователем мира, который его окружает. Он впервые видит снег, дождь, радугу, сталкивается с радостью и горем. В пятилетнем возрасте маленькие «почемучки» пытаются отыскать ответы на многочисленные вопросы, интересующие их. Помочь им в этом должны воспитатели и родители.

Методы проектов в детском саду

Краткосрочный проект в подготовительной группе по ФГОС может иметь разнообразную тематику, учитывая предрасположенность детей. Воспитатели стараются пользоваться проблемным обучением для развития логического мышления в своих воспитанниках. Краткосрочные проекты в подготовительной группе направлены на моделирование нестандартных ситуаций, разгадывание головоломок, проведение опытно-исследовательской деятельности.

Тематика проектов

Интегрированное обучение для дошкольных учреждений является инновационным. Направлено оно на развитие личностных качеств ребенка, творческих и познавательных способностей. Темы краткосрочных проектов в подготовительной группе могут быть связаны с домашними животными. К примеру, воспитатель знакомит детей с образом собаки в произведениях русских писателей и поэтов, художников и кинематографистов. После того как теоретическая часть проекта будет представлена, дошкольники получают задание по группам. Одной команде предлагается изобразить домашнего питомца, второй - написать сказку, третьей - придумать загадки, связанные с собакой. На завершающем каждая группа представляет результат своей деятельности, конечным итогом занятия становится создание полной картины о лучшем друге человека.

Такие краткосрочные проекты в подготовительной группе направлены на художественно-эстетическое развитие подрастающего поколения.

Вариативность использования методов проектов

В чем основные преимущества данной методики? Она одинаково хороша как для физического развития, так и для формирования интеллектуальных способностей дошкольников. Среди распространённых видов проектов, применяемых лидируют групповые виды.

в ДОУ

Переход детского сада на проектную технологию выполняется по определенному алгоритму. Он подразумевает несколько этапов:

  • проведение занятий с использованием проблемных ситуаций, небольшого эксперимента;
  • проведение комплексных блочно-тематических занятий;
  • интеграция теоретических и практических знаний по определенной тематике.

Краткосрочный проект в подготовительной группе по экологии, к примеру, предполагает знакомство с природными явлениями, их объяснение, изучение.

Алгоритм детского проекта

Что представляют собой детские краткосрочные проекты? Подготовительная группа в ДОУ предполагает использование подобной методики. Воспитатель определяет форму организации образовательного пространства, подбирает способы для развития в воспитанниках творческого познавательного интереса к рассматриваемой проблеме.

План деятельности воспитателя при подготовке краткосрочного проекта

Для того чтобы подобная деятельность была результативной, педагог должен выстроить четкую последовательность действий.

  • 1-й этап . Продумывается проблема, которой будут заниматься под руководством воспитателя юные исследователи. Для того чтобы дошкольники заинтересовались темой проекта, она должна быть им понятна. Не стоит придумывать сложные научные исследования для 5-6-летних детей.
  • 2-й этап . Планирование действий, благодаря которым будет достигнута поставленная цель. Воспитатель вместе с ребятами для каждого этапа определяет примерные сроки.
  • 3-й этап . Поиск информации, связанной с темой проекта. На данном этапе вместе с родителями, педагогом, представителями других организаций, ребята получают теоретические знания по своему проекту.
  • 4-й этап . Составление схемы проекта, накопление материала. Полученные знания постепенно систематизируются, и на их основе составляется схема. Именно она станет основой всей последующей работы маленьких исследователей.
  • 5-й этап . Практическая деятельность. Ребятам предлагаются эксперименты, сделать которые они могут и в детском саду, и дома.
  • 6-й этап . На данном этапе основная нагрузка ложится на плечи родителей и воспитателя. Вместе с детьми взрослые готовят презентацию в виде представления, компьютерной презентации. Все результаты, которых удалось добиться по мере выполнения проекта, представляют на открытом мероприятии.

в ДОУ

Как подразделяют краткосрочные проекты в ДОУ? Подготовительная группа работает по новым федеральным стандартам. Они предполагают классификацию проектов по количеству участников, целевой установке, длительности.

В основном в детских дошкольных учреждениях применяют следующие варианты:

  • Творческие и исследовательские формы. Дети проводят интересные эксперименты, результаты представляют в виде газет, театральных постановок, ролевых игр.
  • Ролевые и игровые проекты. Они содержат отдельные элементы игр, в которых главные роли исполняют малыши.
  • Практико-ориентированные информационные работы. Малыши собирают материал, затем его оформляют.
  • Творческие проекты предполагают проведение детских праздников, экскурсий.

Примеры проектов в ДОУ

Предлагаем рассмотреть краткосрочный проект «Зима» в подготовительной группе. Основной целью его проведения является знакомство малышей с временами года. Сначала воспитатель рассказывает ребятам о том, что характерно для такого времени года, как зима. Особое внимание педагог уделяет не климатическим особенностям данного периода, а тем традициям, которыми так богат данный период. В качестве домашнего задания малышам предлагается вместе с родителями вспомнить новогодние традиции, придумать загадки про Новый год. На втором занятии ребята делятся той информацией, которую им удалось найти. Педагог знакомит ребят с «разными» Дедами Морозами. Сделать это можно с помощью компьютерной презентации. Кроме того, дошкольники узнают и о тех новогодних традициях, которые существуют в разных странах.

Данный проект лучше всего проводить в ноябре-декабре. Вторым домашним заданием будет изготовление новогодних игрушек. Но сначала педагог знакомит детей с видами елочных украшений, способами их изготовления.

В качестве завершающего занятия по проекту «Зима» будет презентация новогодних украшений, их развешивание на елке. После того как елка будет украшена игрушками, сделанными своими руками (с помощью родителей), малыши попадут в сказочный лес, где их ждут угощения и веселые игры.

«Мир воды»

При реализации этого краткосрочного проекта дети не просто приобщаются к самому важному на Земле веществу, но и учатся бережному отношению к водным ресурсам.

Воспитатель рассказывает своим малышам о том, что они на 90 процентов состоят из воды. Чтобы привлечь внимание дошкольников к теме проекта, он может рассказать им сказку о капельке, которая во время своего путешествия превращалась то в пар, то в лед, то снова в капельку. Так ребята познакомятся с агрегатными состояниями воды, круговоротом ее в природе. Есть в данном проекте и практическая часть. Малыши учатся «превращать» воду в лед, воспользовавшись холодильниками. Эстетические навыки также предполагаются в данной деятельности. Вооружившись обычными листами белой бумаги и ножницами, юные дизайнеры создают необычные по форме и размерам снежинки. К готовым изделиям вместе с воспитателем ребята прикрепляют нитки, и такие самодельные украшения используются для новогодних елок.

Проект «Мир воды» предполагает привлечение музыкального работника ДОУ. Он знакомит ребят с песнями, в которых упоминается вода, снег, лед. Результатом такого сотрудничества станет разучивание песни о воде, снеге, дожде. Выбирают песенку все вместе: воспитатель, музыкальный работник, дети.

Заключение

Проектная деятельность в детском дошкольном учреждении направлена на формирование творческой свободной личности ребенка. Данная технология обеспечивает психологическое благополучие, физическое здоровье дошкольников. При вовлечении ребят в совместный проект, развиваются познавательные способности каждого малыша, развивается творческое мышление, формируются коммуникативные навыки. Для младшего дошкольного возраста результат можно получить при вовлечении детей в игровой процесс, в котором ведущая роль будет принадлежать педагогу. В старших группах ДОУ ребята работают над поставленной задачей в группах, развивают самостоятельность и любознательность. Данные качества помогут ребятам легко и быстро адаптироваться в начальной школе. Малыши, посещающие детский сад, получившие здесь навыки проектной деятельности, обязательно будут успешными учениками в общеобразовательной школе.

Проекты в детском саду — это интеграционный метод, предполагающий использование различных методических приемов, позволяющих глубоко освоить предлагаемую тему. Интеграция — это комбинирование основных методов обучения, которые органично дополняют друг друга и повышают эффективность процесса.

Особенности дошкольного возраста

Дошкольный возраст - самый благодатный период для обучения. Дети впитывают знания об окружающем мире, как губка. В этом возрасте интересно все, ребенок активно познает мир, усваивает модели социального поведения. Поэтому эту особенность надо обязательно использовать. Воспитание должно быть социально значимым. Особое внимание следует уделять нравственному, эстетическому, экологическому направлению. Надо помнить, что нормы, усвоенные детьми в этом возрасте, остаются с ним на всю оставшуюся жизнь. Метод проектов в детском саду призван активизировать работу в данном направлении.

Значение проектной деятельности

Проекты в детском саду предполагают самостоятельную деятельность детей под руководством взрослых (воспитателей и родителей). Участие в проекте позволяет проявить свои способности. В ходе работы ребенок обучается планировать свои действия, контролировать процесс выполнения, а также учится прогнозировать результат своей деятельности.

Структура проектной деятельности

Проекты в детском саду начинаются с определения темы и ее актуальности, постановки целей, определения предмета и задач проекта. Цель проекта — это расширение знаний детей по определенной теме, формирование навыков у детей, воспитание соответствующих чувств и развитие эмпатии (сопереживания) к окружающему миру. Чувство эмпатии — это сложная психологическая реакция, которая формируется путем личных переживаний на основе жизненного опыта. Участие в проектной деятельности помогает ребенку обогатить свой личный опыт. Предмет выбирается с учетом целей, далее ставятся педагогические задачи, они должны носить конкретный характер и отображать интенсивность педагогического воздействия. Проекты в детском саду имеют четкие сроки выполнения. Определяется круг участников (дети, воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования). Итогом становится определенный продукт, который становится отчетом о проделанной работе. Чаще всего это презентация. Самая большая часть — это практическое воплощение целей и задач. Оно осуществляется организацией занятий, чтением художественной литературы, организацией викторин, конкурсов, совместной деятельностью с родителями.

Проект «Семья»

Например, проект «Семья» в детском саду, имеет цель: эмоциональное сближение членов семьи. Предметом становится семья и семейные ценности. Задачами проекта могут быть: воспитание уважения к старшему поколению; привлечение родителей к совместной деятельности с детьми; привлечение внимания родителей к проблемам нравственного воспитания; воспитание у детей чувства эмпатии к младшим членам семьи и домашним питомцам. Практическая реализация задач возможна в ходе привлечения родителей и детей к благоустройству группы и участка, совместного создания генеалогического древа семьи, проведение открытых занятий, проведения различных акций (например, «Помоги другому», сбор вещей и игрушек для нуждающихся) и так далее. По окончании проекта делается презентация.