Все о тюнинге авто

Исповедь «святой грешницы». Любовный дневник эпохи Возрождения. Исповедь грешницы Исповедь грешницы читать

© ООО «Яуза-пресс», 2016

Предисловие

У Ватикана, как у любой властной структуры, существующей достаточно долго, немало тайн.

Со временем часть из них становится неактуальной и доступ к материалам получают исследователи, а затем и широкая публика.

Несомненно, есть тайны, которые никогда не будут раскрыты, поскольку могут угрожать самому существованию Церкви. Но есть такие, что подтверждают уже известные сведения и нанести большого ущерба престижу Ватикана не могут, зато их публикация продемонстрирует открытость и непредвзятость.

«Покаяние» Лукреции Борджиа из таких.

Текст производит несколько странное впечатление, это исповедь, но почему-то написанная в форме вольного пересказа, а не озвученная. Только после внимательного изучения текста и сопутствующей ему переписки между Лукрецией Борджиа, дочерью наиболее одиозного из пап Александра VI (Родриго Борджиа) , и папой Юлием II , а затем кем-то из кардиналов Ватикана (письма сохранились не полностью и некоторые страницы не читаемы), а также анализа происходивших в то время событий становится ясна подоплека «Покаяния».


Лукреция Борджиа – дочь папы Александра VI (Родриго Борджиа) – ко времени написания «Покаяния» была замужем за наследником, ставшим герцогом Феррары Альфонсо д’Эсте. Это ее третий брак, единственный продлившийся долго.

У Родриго Борджиа, как и у многих других кардиналов и пап, имелись незаконнорожденные дети от разных женщин, но более всего он любил Лукрецию, Джованни (Хуана), Чезаре и Джоффре , рожденных Ваноцци деи Каттанеи. Чезаре и Лукреция Борджиа оставили яркий след в истории. Во всех грехах и преступлениях, совершаемых Родриго Борджиа, обвиняли и Чезаре, а свидетельницей и участницей нередко была Лукреция. Именно потому ее откровения могли стать историческим документом, если бы не были столь пристрастны и необъективны.

Что же заставило уже респектабельную даму, герцогиню Феррары Лукрецию взяться за перо, да еще и с целью покаяния? В набожную и благодетельную любимицу феррарцев она превратилась позже, а поверять бумаге откровения всегда опасно, к тому же исповедоваться можно своему духовнику.


После смерти папы Александра VI в 1503 году совсем ненадолго преемником в Ватикане стал Пий III . Ни для кого не секрет, что на папский престол его привела воля Чезаре Борджиа . Но благодарности Чезаре не дождался: едва пройдя посвящение, новый папа отдал приказ об аресте своего благодетеля. И тут же поплатился – это было очень короткое правление, всего через двадцать семь дней конклав оказался вынужден выбирать нового папу, поскольку Пий III скончался. Ходили слухи о его отравлении, обвиняли, как обычно, Чезаре Борджиа, но доказательств не было, открыто высказать обвинения никто не рискнул.

1 ноября 1503 года на Святой престол под именем Юлия II взошел самый ярый противник Борджиа Джулиано делла Ровере .

Племянник неистового Сикста IV многим казался воплощением добродетели, особенно после одиннадцати лет папства Родриго Борджиа.

К власти в Ватикане пришел человек, горевший ненавистью не только к умершему Родриго, но и к его детям, прежде всего Чезаре. Это тем более странно, что ходили слухи об отцовстве Джулиано делла Ровере по отношению к Чезаре, ведь Ваноцци де Каттанеи долго была любовницей делла Ровере, прежде чем стать любовницей Борджиа.

Почему же Чезаре Борджиа, обладавший тогда немалой властью и влиянием на одних кардиналов, богатством, достаточным для подкупа других, умевший настоять на своем, не противился такому выбору конклава?

Секрет раскрыли записи придворного церемониймейстера Ватикана Иоганна Бурхарда:

«Сегодня в Латеранском дворце состоялась тайная встреча кардинала ди Сан-Пьетро (Джулиано делла Ровере. – Здесь и далее прим. пер .) с герцогом Валентинуа (Чезаре Борджиа) и испанскими кардиналами. По заключенному между ними соглашению герцог обеспечит кардиналу ди Сан-Пьетро победу на предстоящих выборах папы. В благодарность за это кардинал дал обещание, заняв Святой престол, утвердить власть герцога над Романьей и сохранить за ним звание и пост главнокомандующего войсками церкви».

Что это, как ни симония – подкуп ради получения сана? Тем удивительней, что Юлий II вошел в историю папства как образец честности и прямодушия. Одним из главных грехов, в которых тогда еще кардинал делла Ровере много лет обвинял папу Александра VI, была именно симония.


Чезаре Борджиа ошибся, полагая, что сможет влиять на папу Юлия II, это его отец за три года до своей смерти сумел вынудить кардинала служить себе, для Чезаре приход на Святой престол старого врага семьи стал роковым.

Сначала Юлий II даже выполнил часть данных на тайной встрече обещаний, но довольно скоро предал того, без чьей помощи получить тиару ни за что не смог бы.

К 1504 году Чезаре был арестован. Он оказался предан всеми, кто мог оказать ему хоть какую-то поддержку, всеми, кроме Лукреции. Сестра пленника забрасывала письмами окружение папы и его самого, умоляя облегчить участь Чезаре.

Вероятно, именно в это время ей и была предложена своеобразная сделка – откровенный рассказ о преступлениях, совершенных отцом и братом, в обмен на свободу Чезаре. Чтобы это не выглядело доносом, рассказ следовало облечь в форму исповеди.

Лукреция с детства жила в мире, где ни единому слову нельзя верить, ни на одно обещание рассчитывать, ни на кого надеяться. Как могла она, знавшая о стольких грязных делах и грехах Ватикана и самого Юлия II, принять предложение? Что ей посулили взамен, если не свободу Чезаре?

Для Лукреции важнейшим было освобождение брата, женщина согласилась написать пространную исповедь.

Насколько рассказ откровенен и правдив?

Лукреция не столь проста, а потому создается впечатление, что она опровергала ходившие о ее семье слухи или сплетни.

В качестве основы для своего странного повествования Лукреция выбрала перечень семи смертных грехов и преступлений против Святого Духа, причем начала с самого «безобидного» – чревоугодия, явно надеясь, что такой способ раскаянья не понравится папе Юлию и последует отказ. Но этого не произошло.


Список семи смертных грехов, на который опиралась Лукреция Борджиа, выглядел следующим образом:

– гордыня;

– зависть;

– уныние (духовная и физическая лень);

– алчность и скупость;

– сладострастие, распутство;

– чревоугодие.


Постепенно Лукреция стала относиться к тому, что писала, серьезней, и если в определении чревоугодия как смертного греха она сомневалась, то зависть и гордыню осудила строго.

Слегка язвительно написаны первые две главы – о чревоугодии и сладострастии. Перейдя к рассказу об алчности, Лукреция вдруг обнаружила талант хозяйственника, недаром отец назначал ее губернатором Сполето. Справлялась с губернаторством дочь Родриго Борджиа прекрасно.

А ее рассуждения о гордыне Чезаре Борджиа свидетельствуют о зрелом уме и опыте. Не у нее ли брал некоторые свои мысли Николо Макиавелли для «Государя»? Николо Макиавелли был дружен с Чезаре Борджиа в последние годы жизни брата Лукреции, вероятно, Макиавелли и Чезаре черпали мудрость из одного источника, и не исключено, что этот источник – прекрасная златовласка, дочь Родриго Борджиа.

Современники отказывали этой женщине в наличии совести, стыда, чего угодно, только не ума! В блестящем уме Лукреции не усомнился никто даже из числа самых жестких критиков и ненавистников. Впрочем, как и в отношении ума ее брата Чезаре Борджиа, и их отца Родриго Борджиа.


Вероятно, первое письмо, посвященное чревоугодию, и сам тон покаяния Лукреции Борджиа не понравились папе Юлию, поскольку следующие ее письма адресованы не прямо Святому отцу, а кому-то из кардиналов из близкого окружения папы.

Лукреции не удалось перехитрить папу Юлия, Джулиано делла Ровере слишком много лет провел рядом с Борджиа и хорошо знал всех членов этой семьи. Он явно потребовал более откровенных сведений, серьезных тем и настоящего осуждения. Кроме того, обращаясь не к папе Юлию, а к одному из его кардиналов, Лукреция лишалась возможности прямых намеков на давнюю осведомленность Святого отца или его участие в происходившем.

Второе письмо написано, вероятно, кардиналу Асканио Сфорца, только что вернувшемуся в Рим после заточения в Париже. Асканио Сфорца был родственником первого мужа Лукреции и, хотя несколько лет был правой рукой папы Александра, не мог простить ему оскорбления при разводе своего племянника Джованни Сфорца и Лукреции Борджиа. Кроме того, он просто предал папу, оказавшись в стане врага, когда французы оккупировали Рим. Едва ли кандидатура такого исповедника могла удовлетворить Лукрецию, но выбора у нее не имелось.

В данном случае судьба пошла Лукреции навстречу – в начале 1505 года кардинал Асканио Сфорца умер. Кто стал следующим адресатом, непонятно, письма Лукреции не содержат обращения по имени, но это был кто-то, кто хорошо знал тайны Ватикана и семьи Борджиа, кому Лукреция не могла лгать, не рискуя быть разоблаченной. Ей не оставалось ничего, кроме как писать откровенно и чтобы не навредить брату и самой себе, больше места уделять разъяснению причин, побудивших поступать так, а не иначе, опровержению слухов и заверениям в благих намерениях, которыми, как известно, вымощена дорога в ад.


Два года спустя Чезаре удалось сбежать, он серьезно пострадал, спускаясь по веревке со стены крепости, где сидел пленником, но быстро вернулся в строй.

Свидетели описывают обстановку тех дней так:

«Освобождение Чезаре обрушилось на папу, как гром с ясного неба. Герцог был единственным человеком, способным даже в одиночку взбудоражить и поднять всю Италию. Само упоминание его имени разом нарушило спокойствие в церковном государстве и сопредельных странах, так как он пользовался горячей любовью множества людей – не только воинов, но и простонародья. Еще ни один тиран, кроме Юлия Цезаря, не имел подобной популярности, и папа решил употребить все меры, дабы не допустить возвращения герцога на итальянскую землю».

Вероятно, в числе «всех мер» оказалось и требование к Лукреции поскорей закончить исповедь и как можно больше внимания в ней уделить разоблачению брата. Но Лукреция уже поняла задумку Ватикана, к тому же Чезаре был на свободе. Прекратить писать означало навлечь неприятности на собственную семью и Феррару, а потому хитрая женщина откровения продолжила, но больше внимания уделила грехам Ватикана, чем собственным и своего брата.

Реакция папы неизвестна, но в 1507 году Чезаре, будучи в очередной раз преданным, погиб в бою. Это развязало папе Юлию II руки, в исповеди Лукреции больше не было необходимости, однако теперь эти откровения представляли опасность. Потому все написанное затребовано в Ватикан и спрятано подальше.

Едва ли папа Юлий II мог сознательно оставить такой документ в архиве, но приказы выполняют (или не выполняют) секретари, пряча полезные бумаги подальше от глаз своих хозяев. Вероятно, так осталась не уничтоженной рукопись Лукреции Борджиа, чтобы через столетия оказаться прочитанной совсем другими людьми. Есть версия, что «Покаяние» сохранено благодаря стараниям Николо Макиавелли, служившего Чезаре Борджиа и написавшего своего «Государя» именно с него.


Вероятно, сам того не ведая, к сохранению писем оказался причастен… Наполеон Бонапарт.

В 1808 году, когда армия Наполеона заняла Северную Италию и он был близок к захвату большей части Европы, император (и король Италии, каким он сам себя назвал в 1804 году) потребовал от папы Пия VIII передачи ему всех папских владений. В ответ папа Пий отлучил самозваного короля Италии от Церкви, тогда Наполеон приказал арестовать папу. Следом во Францию отправили и секретный архив Ватикана.

После Ватерлоо и второго отречения Наполеона в 1815 году папа Пий был освобожден из-под ареста, но вернуть весь архив в Ватикан не удалось, это требовало слишком больших средств. Чтобы не везти все, часть бумаг была уничтожена, а часть продана за гроши, например, лавочникам или парижанам для растопки. Какие бумаги и какой ценности не вернулись в Ватикан, не знает никто. Некоторые материалы до сих пор всплывают в частных коллекциях, обычно это переписка известных лиц с папами или теми, кто близко стоял к престолу Святого Петра. Если удается, Ватикан выкупает появившиеся в продаже ценные бумаги, иногда документы той или иной эпохи снова скрываются в секретном архиве, иногда бывают опубликованы.


Рукопись Лукреции Борджиа больше не опасна ни тем, кто в ней упомянут, ни Ватикану, потому она увидела свет.

Текст адаптирован для современного читателя и заметно сокращен, изначально в нем много упоминаний малознакомых лиц и событий, которые были важны для самой Лукреции Борджиа, но не столь интересны сейчас и мало добавляют самой картине мира, существовавшего вокруг папского престола того времени.

Не всему можно верить, но погрузиться в своеобразную эпоху «Покаяния» и посмотреть на события «изнутри» глазами одной из активных участниц заманчиво.

Адаптированы в том числе некоторые названия и обращения, где это невозможно сделать – даны разъяснения. Текст сопровождает справочный материал об упоминаемых людях и событиях, без него неспециалистам по истории Италии и Ватикана было бы трудно разобраться.


Сохранено главное – отношение самой Лукреции Борджиа к происходившим событиям, поступкам окружающих, ее собственным поступкам и мыслям.

О политической подоплеке событий читатели могут узнать и из других источников, но взглянуть на личную жизнь исторических персонажей изнутри получается нечасто. Тем ценней «Покаяние» Лукреции Борджиа.

Предисловие переводчика

Для текста «ПОКАЯНИЯ» потребовался большой сопроводительный материал. Это неудивительно, начало XVI века отстоит от нас на половину тысячелетия, за это время многое потеряло актуальность или просто забыто. Даже перечень смертных грехов, на который опирается Лукреция, в XVII веке был несколько изменен (понятие «уныние» заменено на «леность», что не вполне соответствует изначальному варианту).

Кроме того, Лукреция писала для папы Юлия II, рассчитывая на понимание адресата и потому не объясняя, кого или что имеет в виду. С третьего письма адресат меняется, им становится кто-то из кардиналов, долго отсутствовавших в Риме времен правления папы Александра VI, и с четвертого письма изложение по его требованию становится более подробным и изобилует разъяснениями.

Частое использование в тексте латыни потребовало перевода и отдельных пояснений.

Чтобы не вынуждать читателей постоянно заглядывать в сноски или примечания к главам в конце книги, переводы латинских фраз даны следом за ними в скобках, а необходимые исторические или иные справки по тексту – за каждой главой.

Главы «Покаяния» оказались тесно переплетены с событиями жизни 1504–1507 годов самой Лукреции. Это вынудило дать дополнительные пояснения в конце каждой из глав в преддверии следующей. Произошедшие трагедии – смерть Санчи Арагонской, жены младшего брата Лукреции, Джоффре, свекра Лукреции герцога Эрколе д’Эсте, гибель Чезаре, трагедия братьев д’Эсте – заставили Лукрецию иначе взглянуть на события своей прежней жизни, пересмотреть отношение ко многим вопросам. Возможно, именно «Покаяние» способствовало столь сильному изменению самой Лукреции, ведь герцогиня Феррары была совсем иной, нежели дочь папы Александра Лукреция Борджиа.

Перемены заметны по тексту «Покаяния» – первые главы написаны легкомысленно, что более подходило светской даме, для которой главное – нравиться. Возможно, под влиянием ударов судьбы она начала задумываться, и с каждой следующей главой тон повествования становился серьезней. Последние два коротких письма Лукреция писала уже не по воле папы Юлия, а по велению совести, и перед читателями предстала именно та герцогиня Феррары, о которой до сих пор хранят добрую память – под шелковыми нарядами носившая власяницу и большую часть доходов тратившая на облегчение жизни своих подданных.


Общая историческая справка о семье Борджиа, папстве и Риме конца XV – начала XVI века дана в конце книги. Не знакомым с историей семьи Борджиа и Италии того времени стоит сначала прочитать эту справку, чтобы понимать, о чем идет речь в «Покаянии», поскольку события в тексте излагаются не последовательно, а с учетом греховности, с точки зрения автора.

Страницы исповеди сохранились не полностью, некоторые отсутствуют, на некоторых не читаемы отдельные фразы и даже абзацы. Там, где восстановление было возможно по смыслу, оно выполнено, но некоторые части утрачены безвозвратно. Однако это не снижает ценности оставшихся.

Septem Mortalibus Peccatis (семь смертных грехов)

Ваше Святейшество, едва ли столь скромно владеющая пером грешница, как я, сможет достойно выразить то, что требуется.

Кроме того, nemo debet esse judex in propria causa (никто не должен быть судьей в собственном деле – лат. ).

Я предпочла бы обычную исповедь, очень долгую и подробную, если бы Вы прислали ко мне в Феррару кардинала, способного ее выслушать. Я готова исповедаться не своему духовнику, а присланному Вами священнику любого ранга.

Но если Вам угодно, я попытаюсь все написать, прошу не считать еще одним моим грехом возможное косноязычие или неточность изложения. Ego sum a muliere, non a poeta (я женщина, а не поэт – лат. ).


Пытаясь найти приемлемую форму для исповеди, я пришла к мысли о возможности исповедоваться в семи смертных грехах, поскольку именно они влекут за собой все остальные.

Гордыней, завистью, гневом и сладострастием мы с Чезаре страдали, а вот унынию, алчности или чревоугодию не были подвержены в той степени, когда грех определяет само существование.

Но многое из приписываемого нашей семье можно отнести к любой другой в Риме даже в большей степени. Разве не сладострастен Рим? Не завистлив? Не алчен? Не скуп? Или не вылавливают в Тибре трупы убитых в гневе, не руководит многими поступками гордыня, не предаются ежедневно римляне чревоугодию?

Я не стану рассказывать о грехах своего отца, он получил отпущение грехов перед смертью, я не вправе ни говорить о них, ни тем более каяться.

Сомнения в праве говорить от имени брата вынуждают меня повторно обратиться к Вашему Святейшеству с просьбой исповедовать его самого. Чезаре едва ли принял бы от меня подобную помощь.

Мне известны многие поступки моего брата Чезаре, но могу ли я верно истолковать их? Все ли знаю о его намерениях и причинах, их побудивших?

Вот пример.


Чезаре обвиняли (и справедливо) в убийстве моего любимого мужа Альфонсо Арагонского. Нет, он сам не убивал, но мой муж сначала был тяжело ранен по приказу моего брата, а потом, когда пошел на поправку, задушен.

Никто не мог понять, почему это произошло. А когда толпа не понимает причин трагедии, она выдумывает ужасы. Убийство, заказанное Чезаре, приписали его ревности ко мне, мол, будучи моим любовником, брат приревновал меня к мужу!

Я тоже не понимала, ведь Альфонсо Арагонский не сделал ничего дурного против Чезаре, пусть они не были дружны (Чезаре считал Альфонса недалеким красавчиком), но и врагами не были! И лишь недавно, когда брат примчался в Феррару спасать меня умирающую, он сознался, что действительно сначала угрожал убить Альфонсо, если тот свяжется с любой из куртизанок Рима. Почему? Потому что знал, что любая может наградить «французской болезнью», спасения от которой нет. Чезаре сам подцепил ее там же и не желал, чтобы Альфонсо заразил болезнью меня.

Альфонсо не послушал и поплатился. По некоторым признакам поняв, что Альфонсо все же заразился от Фьяметты, Чезаре приказал задушить его, прежде чем пострадаю я.

Я вслед за толпой обвинила брата и почти возненавидела его, а ведь ему было достаточно просто рассказать правду, я сумела бы удержать мужа от опрометчивого шага и заставила лечиться. Да и сам Альфонсо не стал рисковать, но Чезаре предпочел просто запретить и угрожать, чем объяснить.

Как рассудить о вине в этом случае? Конечно, Чезаре виноват, но он хотел как лучше для меня, в его жестокости им двигала братская любовь ко мне.


Думаю, сам Чезаре дорого заплатил за свои грехи, ведь он смертельно болен, вынужден даже носить маску, чтобы скрыть последствия «французской болезни» на лице, он покинут друзьями, одинок, не может соединиться с семьей, но главное – потерпели крах все его честолюбивые мечты, а мечтал он отнюдь не о Святом престоле, а об объединении всей Италии под властью папы.

Могу ли я судить Чезаре, исповедуясь и от его имени?


Сама с собою не в ладу,
Могу ль другим подать пример,
Как жить в раю, а не в аду,
И не любить своих химер?

И все же, подчиняясь Вашей воле, я принялась писать эту исповедь, решение принято: «Confiteor solum hoc tibi» (Исповедуюсь только тебе. – лат. ).


Если Ваше Святейшество не против, я предпочла бы начать с греха чревоугодия, которым страдают очень многие.

Non ut edam vivo, sed ut vivam edo (я ем, чтобы жить, а некоторые живут, чтобы есть – лат. ). Я не могу вслед за Сократом повторить эту фразу, хотя редко предавалась чревоугодию, но с него начинаю.


Несомненно, Лукреция не могла исповедоваться от имени брата. Она, выросшая в Ватикане, прекрасно это понимала, понимала и цель заказа папы Юлия. Потому сначала пыталась напомнить о неправомочности своих откровений, потом показать, что может ошибиться, а потом и вовсе свела все к раскаянию в чревоугодии – грехе, которым страдали абсолютно все, кто мог позволить себе вкусно поесть.

Юлия Шилова

Исповедь грешницы, или Двое на краю бездны

Посвящение

Посвящается моей бесценной и обожаемой мамочке, врачующей мое сердце. Именно она помогла мне освободиться от оков прошлого, стать смелее и поверить в себя. Именно она после каждого падения учила меня брать новую высоту. И даже когда я боялась разбиться, но все же стремилась вверх, она всегда за меня жутко переживала и говорила мне, что все получится и у меня обязательно вырастут крылья…

Милая мама, ты всегда была и будешь для меня всем. Это твоя вера в чудо сделала меня тем, кем я стала. Ведь это так важно, чтобы в тебя кто-то верил. Именно ты всегда говорила, что я смогу горы свернуть.

В моей жизни было слишком много загадок, таинственных обстоятельств, невероятных взлетов и падений. Спасибо тебе за то, что ты всегда была рядом. Ты знаешь всю мою подноготную, и, что бы я ни делала, ты всегда меня поддерживала, потому что свято верила в меня.

Ты уважала мое желание никогда не быть простой и понятной. Ты понимала, что я никогда не смогу быть спокойной, потому что мне всегда будет чего-то не хватать. Ты вместе со мной училась закрывать глаза на боль от потерь, на сожаления о прошлом, жить так, словно его никогда не было, не жалеть об этой намеренной слепоте.

Я люблю рассматривать фотографии твоей молодости и искать сходства. Поражаюсь, как мы с тобой похожи! Я вижу на фотографии изящную девушку с точеными чертами и сверкающими глазами, которая весело смеется в объектив, и… узнаю в ней себя. Единственное, о чем я по-настоящему сожалею, так это о том, что не могу побывать с тобой в твоей юности.

Я очень благодарна тебе за то, что и теперь ты рядом, что ради меня ты смогла оставить родное Приморье, твой город Артем, в котором я так и не нашла себе места, потому что оно здесь, в Москве. Тут мой дом, мои мечты, мои фантазии и мои иллюзии… Я знаю, что тебе очень тяжело, что в тебе еще живет прошлое, согретое счастливыми улыбками многих людей, которые были тебе когда-то близки, но навсегда остались в прошлом. Я знаю, что ты обладаешь отважной и сильной душой, если смогла сделать этот нелегкий шаг… Эти люди помнят о тебе и даже тоскуют, но ты сделала свой выбор и – я знаю – ни разу не пожалела об этом. В моем сердце ты всегда будешь жить как моя мама и как самая близкая на свете подруга. Часть тебя осталась в прошлом, в сердцах тех людей, что любили тебя в Приморье. С ними осталась часть твоей души. Ты пронесла сквозь время и расстояние частицу их любви и сохранила ее в своем сердце.

Я навсегда запомню наше Рождество, увешанную игрушками елку и твой ароматный зеленый чай с жасмином. В моих воспоминаниях остались те бесконечно счастливые часы, когда ты читала мне сказки, легенды, рассказывала интересные истории из своего детства и пела колыбельную. Ты мечтала видеть меня балериной, но эти изнурительные многочасовые занятия танцами остались в прошлом, и я… Стала тем, кем я стала. Хотя иногда я закрываю глаза и понимаю, что в танце прошли мои лучшие годы… Было время, когда я даже не представляла, как можно жить и не танцевать… Уйдя из балета, я загубила в себе талант, но открыла другой, и я не жалею, потому что теперь в моей судьбе появилась определенность. Отныне у меня нет права считать себя частью мира танца. Вопреки всему я покинула его навсегда. Я вошла в другой мир и поняла, что он действительно мой.

Милая мамочка… Все только начинается… Нам не нужно смотреть назад, а только вперед и по-прежнему верить в то, что самые счастливые годы нашей жизни еще впереди… От судьбы не может уйти никто, ни ты, ни я и никто другой. И я верю, что она обязательно будет к нам благосклонна…

Несмотря ни на что, ты по-прежнему молода и потрясающе прекрасна… Пусть жизнь к тебе будет терпелива и добра. С огромной любовью, твоя дочь

Юлия ШИЛОВА

Предисловие

Дорогие мои друзья, я безумно рада встретиться с вами вновь!

В моей жизни произошли большие перемены. Я перешла в другое издательство, и у моих книг изменилось оформление обложки. Я слишком устала от прошлого, мне захотелось сменить имидж – и вот я блондинка! Новый образ соответствует моему внутреннему состоянию и сегодняшнему настроению. Издательская группа АСТ дружелюбно распахнула мне свои объятия и разбудила во мне такой интерес к жизни, которого уже давно не было. Хочется жить, творить, писать, любить и обнимать целый мир!

Да здравствует НОВАЯ ЖИЗНЬ! НОВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО! НОВЫЙ ИМИДЖ! НОВЫЙ САЙТ: WWW.SHILOVA.AST.RU ! У меня даже новый почтовый ящик для ваших писем:

129085, Москва, абонентский ящик 30.

Пожалуйста, не пишите на старый. Он больше не существует.

В письмах вы довольно часто задаёте мне один и тот же вопрос: как отличить мои новые книги от тех, которые были написаны несколько лет назад, ведь теперь у всех романов двойные названия. Это очень просто. На моих новых книгах написано слово «НОВИНКА». На книгах прошлых лет: «НОВАЯ ЖИЗНЬ ЛЮБИМОЙ КНИГИ». Будьте просто внимательны.

Я бесконечно благодарна читателям, которые коллекционируют все мои произведения. Для меня это большая честь, показатель того, что я нужна и любима. У книг новая редактура, а у меня появилась потрясающая возможность вносить дополнения, делиться размышлениями и, как прежде, общаться с вами на страницах своих романов. Теперь я могу отвечать на ваши письма и вопросы в конце книг, рассказывать, что происходит в моей творческой жизни, да и просто поговорить о том, что у меня на душе.

Итак, я представляю на ваш суд книгу «Исповедь грешницы, или Двое на краю бездны».

Думаю, она обязательно понравится тем, кто будет читать ее в первый раз, а те, кто вновь решит перечитать роман, с удовольствием переживут волнительные события еще раз.

Спасибо за ваше понимание, за любовь к моему творчеству и за то, что все эти годы мы вместе. Мне кажется, вы согласны со мной: переиздания моих книг представляют ничуть не меньшую ценность, чем новые романы, только что вышедшие из-под моего пера. Спасибо, что вы помогли подарить роману новую жизнь. Если вы взяли в руки эту книгу, значит, вы поддерживаете меня во всех моих начинаниях. Мне сейчас как никогда необходима ваша поддержка…

Я бесконечно благодарна вам за взаимную любовь, неоценимую помощь и вашу дружбу.

До встречи в следующей книге! Обещаю, что она будет уже скоро.

Я даже не знаю, как это началось. Просто не знаю, и все. Если бы кто-то раньше сказал мне, что со мной может произойти не2что подобное, я бы никогда не поверила.

Я удачно вышла замуж, хотя конечно же само выражение «удачно вышла замуж» ужасно глупое и даже неприличное. Брак – это как игра в рулетку. Сегодня тебе везет, а завтра ты осталась в полнейших дураках. Так вот. Мне повезло. Я выиграла в рулетку, хотя я далеко не азартный человек и уж тем более не игрок. Но тут совсем другая ситуация.

Осень... Холодное раннее утро... Будильник... Она открывает глаза, потягивается и радостно улыбается... Её счастью нет предела: сегодня приезжает он - её любимый! Она уже несколько дней мечтает сделать ему приятный сюрприз и встретить его на вокзале. Она знает - он очень обрадуется такому сюрпризу и потом, оба счастливые, они вместе пойдут по его делам. Счастье нарастает с каждой минутой, так и норовя выпрыгнуть из груди. Она ещё позволяет себе немного понежиться в тёплой кроватке, перед тем, как встать и начать собираться. Но... внезапный звонок разрушает все её планы. Звонит ОН! Что-то мурлыкая ей о своей любви, он мягко пресекает все её душевные порывы и просит не приезжать к нему на вокзал, вполне резонно убеждая её в том, что это для её же блага, т.к. он сам ещё толком не знает сколько по времени займут все его дела и как много сил при этом затратится. По его словам, он её не хочет всем этим утомлять, а лучше побережёт для чего-то более прекрасного. Она с лёгким огорчением соглашается, но не перестаёт удивляться мудрости и заботе своего любимого.

До обеда она занимается своими делами. Большая часть её дня временно тратиться на поиски новой работы. Пообедав, она решается ему позвонить и поинтересоваться, как идёт деловой процесс. Она очень переживает за него и хочет, чтобы он побыстрее всё сделал, чтобы вечером они наконец-то смогли встретиться. Но любимый как-то странно реагирует на её звонок, ведёт себя не совсем естественно и чувствуется, что на ходу придумывает причину, по которой встреча не состоится. Как больно становится на сердце, как будто его проткнули чем-то острым. Она никак не может понять: почему он не хочет с ней встретиться? Ведь они живут в разных городах, не виделись уже полгода, общаются только по телефону и интернету... Неужели сила её желания - встретиться с ним, обнять, поцеловать, прижать к груди, прошептать на ушко о своей сильной любви - не совпадает с его? Она пребывает в полном недоумении, но успокаивает себя тем, что он - мужчина, ему виднее, значит так надо.

Вечером он ей звонит из дома своих родственников и этим разрешает многие её сомнения. Они нежно общаются по телефону больше часа. Он ей аргументировано и резонно объясняет почему он не смог с ней встретиться, хотя освободился около 18-00. Оказывается, вечером они с отцом, который приехал вместе с ним, чтобы ему помочь, должны были обязательно присутствовать на семейном праздничном ужине, который в их честь устроили родственники. По какой-то необъяснимой для неё причине, он не решился пригласить её на этот ужин в роли его дамы сердца. Видимо, потому что она ещё не была знакома с его родителями. Но чем не прекрасное время и место для знакомства - семейный ужин? Но он считал по-другому и всё ждал подходящего момента познакомить её со своими родителями. В наш современный век, когда молодёжь родителей зачастую постфактум уведомляет о том, что они поженились, он был большим консерватором и хотел, чтобы всё было, как в старину: чинно, гладко, чтобы "комар носа не подточил" и с благословения родителей. Она ему в этом не перечила, потому что любила всем сердцем и уважала его мнение, к тому же и сама не хотела выходить за него замуж без благословения родителей с обоих сторон. Её мама её благословила сразу, не смотря на разницу в возрасте (он был немного младше её), провинциальный город, в котором он жил и некоторые проблемы со здоровьем, которые он тщательно скрывал, но которые были видны невооруженным взглядом при первом же реальном знакомстве. Её ничего не смущало, ведь он - прекрасный душой и сердцем человек, так сильно её полюбивший. У них с ним было столько общего! У них были одинаковые взгляды на дальнейшую жизнь, на создание семьи, на рождение деток. Они одинаково мечтали, чтобы в их семье царили любовь, взаимоуважение, доброта, тепло и не было конфликтов, которые так часто случались в семьях их родителей и так их тяготили. Но их планам не суждено было сбыться…

Полгода назад, когда она хотела приехать на его защиту, а заодно и познакомиться с его родителями, его мама превратилась в настоящую фурию буквально в несколько секунд, узнав об их планах. "Чтобы в мой дом пришла москвичка? Никогда!" - безапеляционно заявила она своему опешившему сыну. Чем ей так претила принадлежность к Москве, она так и не объяснила. Никакого шанса она им дать тоже не захотела. Вот так быстро и жёстко поставила жирную точку в их будущем, даже не взглянув на "виновницу" её гнева одним глазком и не узнав её поближе... Конечно, она сделала вид, что хочет её видеть, при этом только тогда, когда ей удобно и заставила несколько раз сдать уже купленные билеты и взять новые. И... будучи человеком не стервозным и не привыкшим добиваться своего, идя по трупам, тем более родителей своего любимого, она отступила и никуда не поехала, уповая на Волю Божью. Но при всём своём мягком характере, она знала себе цену и не желала быть марионеткой в руках его мамы. В третий раз, когда та попросила её взять сдать и купить новый билет, она просто не купила новый билет и сообщила ему об этом после того, как он защитился. Конечно, ему было очень тяжело это слышать и весь праздничный банкет по поводу его защиты он просидел, как в воду опущенный. Но из двух зол она выбрала меньшее и сообщила ему эту грустную новость только после защиты, всячески скрывая её несколько дней, чтобы он был в рабочем состоянии и ни на что не отвлекался. Что же происходило в это время с ней - одному Богу известно, но такова порой любовь: она приносит не только огромную радость, но и большие страдания.

Всё лето он её обнадёживал, что приедет к ней на неделю, другую и они проведут это время вместе. Тем более её родители были на даче и её квартира была полностью в их распоряжении. Она верила ему всем сердцем, каждый раз, разделяя с ним радость от таких планов, и лишь изредка впадала в уныние после очередного их разрушения и неминуемой отсрочки. Он её убеждал, что сейчас он ищет работу для себя и для неё, а также готовит место, где они будут жить. Ехать в Москву он категорически отказывался и настаивал на том, чтобы она приехала к нему.

Она уже один раз к нему приезжала, когда его родители были в отъезде. Раньше она так не поступала, но на этот раз чувства были такие сильные и такие серьёзные, что она не удержалась и при первой же возможности взяла билеты и помчалась на встречу с ним. Она хотела просто увидеть его глаза, услышать его голос, почувствовать его крепкие надежные объятия. Больше она ничего не хотела. Она не хотела близости, она даже боялась её. Она мечтала с ним повенчаться и хотела, чтобы постелью всё закончилось, а не началось, как это чаще всего бывает в наше время. Но... их страсть была сильнее голоса разума и они ничего не смогли поделать с её накалом. После она со слезами исповедовалась в содеянном и корила себя за блуд и за эту поездку. Она помнила как в храме, в который она его повела в день своего отъезда, на неё строго смотрела с иконы Богородица и упрекала её в слабости духа. Но, не смотря на это, она была счастлива как никогда в те два дня, что провела с ним и мечтала, что будет счастлива так и всю жизнь. Он мечтал, по его словам, о том же…Её родители, сестра и подруги обо всём знали. Его же родители так и не узнали о том, что она к нему приезжала. Вероятно, друзей он всё-таки посвятил, но она не была в этом уверена наверняка. По сути, они оба для противоположного окружения друг друга были фантомами. Но в конце лета он планировал вместе с мамой приехать в Москву и познакомить её со своей любимой, которую иначе, как невестой, он не называл и сразу, как только увидел её на вокзале своего города, сходящей с поезда, решил на ней жениться.

Он хотел приехать и познакомиться с её родителями, всё обсудить о предстоящей свадьбе. В общем, планы его были грандиозны, но им не суждено было осуществиться, потому что, по его словам, он не ожидал, что будет такая проблема с билетами, которых он так и не смог достать. Она эту ситуацию заранее предвидела и просила его купить билеты за месяц вперёд, но он этого делать не стал или не смог. В итоге летом он до неё так и не доехал.

Она же могла к нему приехать, но хотела, чтобы он показал свою мужскую силу, напористость, сделал шаг вперёд, доказал, что он не маменькин сыночек, а мужчина, способный создать семью и отвечать за них двоих и их детей. Она доказала свою любовь, приехав к нему. Теперь она ждала ответных действий. Но их так и не последовало. На словах у него всё выходило чудесно, убедительно, красиво, а на деле ничего не складывалось. Она делала скидку на то, что он ещё достаточно молод и привык всю жизнь жить с родителями, к тому же имеет проблемы со здоровьем. Но всему есть предел. Она ведь тоже человек и тоже имеет сложности со здоровьем, и у неё в жизни масса трудноразрешимых проблем. Она верила, что вместе они всё смогут преодолеть, но в итоге нити их жизней так и не смогли связаться в одну красивую шаль.

Решающим показательным действием к разрыву их отношений послужил долгожданный приезд её любимого в Москву. Наконец-то она дождалась! Но он приехал не к ней, а чтобы совместить приятное с полезным, как он ловко пошутил, при этом по его мнению: "Приятным было получение им кандидатского диплома, а полезным встреча с ней", которой, кстати, так и не произошло. За три долгих осенних дня в Москве он не нашёл времени, чтобы встретиться с горячо любимой им женщиной. Она ему предлагала различные варианты для встречи: поехать вместе с ним, чтобы получить диплом; приехать к дому его родственников и погулять в соседнем парке; встретиться в кафе; сходить в кино. На все её предложения он отнекивался и говорил, что бережёт её здоровье и не хочет, чтобы она лишний раз выходила в такую промозглую погоду из дома. Она пыталась его убедить, что встреча с ним намного важнее любой простуды, которую она могла подхватить. Но насильно мил не будешь. Он каждый раз говорил, что обязательно ей позвонит днём и они что-нибудь придумают, чтобы встретиться, и каждый раз он звонил уже ближе к ночи перед сном, чтобы поговорить с ней полчасика и лечь спать, т.к. он привык жить по режиму и ложиться рано. Эти три дня, вместо обещанной радости, стали для неё совершенно неожиданной пыткой: любимый был так близко, но она не могла его увидеть. Это было ужасно и не справедливо! Она постоянно плакала от горечи и разочарования. Наконец ей удалось выпытать у него, когда его обратный поезд. Этого он скрывать не стал. Она предложила ему встретиться на вокзале за час до отхода поезда, но он сократил время до получаса. В итоге она приехала за полчаса до отхода поезда, по дороге купив ему смешной сувенир - маленького розового зайчика. Точно такой же она купила и себе. "Пусть почаще вспоминает обо мне, когда смотрит на него!" - думала она. На вокзале он ещё раз предложил ей стать его женой и сказал, что жалеет о том, что не смог с ней увидеться. Она, не смотря на все сомнения, связанные с последними событиями, согласилась, хоть всё больше сомневалась в правильности своего решения.

Но её ждал ещё один не приятный сюрприз. От него самого на вокзале она узнала, что его отец, который сопровождал его, уехал на день раньше. Она считала, что именно из-за отца он не может с ней встретиться, а тут услышала такое! Кроме того, он её добил наказом его мама их родственнице, у которой он жил в Москве: следить за ним и не отпускать от себя ни на шаг и обязательно посадить на поезд, чтобы он ни в коем случае не остался ещё на несколько дней и не встретился со своей москвичкой. Они с этой тётушкой разминулись просто чудом. Удивительно, что она оказалась деликатнее и не стала стоять с ним до отхода поезда. И он так легко напрямую говорил своей любимой обо всём этом, даже не задумываясь, какую боль наносит своими словами. Но она и это проглотила, удивляясь собственному терпению.

В её окружении, поначалу так благосклонно относившемуся к её выбору, всё чаще стали слышны недоумённые нотки, в один голос все убеждали её: если мужчина действительно любит, то найдёт способ встретиться, приехать, познакомиться с родителями своей избранницы и в конце концов увезти любимую с собой, не смотря на неприятие родителей. Но она его постоянно оправдывала перед всеми, объясняя: почему он так не может сделать, тем самым убеждая не только их, но и саму себя.

Начался рождественский пост. Она, как и последние несколько лет, стала поститься, всё больше переходя на аскетический образ жизни, заставляя себя сосредоточиться на чтении молитв и духовной литературы. Он был не воцерковлённым человеком, она новоначальной, поэтому многие сложности, возникающие на почве религиозных разногласий, они не могли разрешить самостоятельно. Нужен был третейский судья, причём уважаемый с двух сторон. В православных семьях таковым является духовный отец, окормляющий мужа и жену или обручившихся. У них такового не было, в силу проживания в разных городах. Во время поста она приняла решение больше не грешить грехом блуда до венчания, коему суждено или не суждено быть по Воле Божией. И начала себя готовить к этому, постепенно сокращая любое общение, мало-мальски способное вызвать в ней блудные мысли. Она предупредила своего любимого об этом и объяснила, что это будет лучше для них обоих. Но в него как бес вселился: он категорически был с этим не согласен и пытался убедить её в обратном. Он жёстко требовал, чтобы она дала ему ссылки на те источники, в которых говорится, что муж с женой не должны жить во время поста. Она была ошарашена подобным поведением любимого, который до этого был очень нежен и спокоен с ней. К тому же с раннего детства, когда на неё сильно кричали и прессинговали, она впадала в ступор и первое время не могла ничего сообразить. Потом, когда она выходила из этого состояния, то мозги начинали логично рассуждать, а поначалу была полная затуманенность рассудка. Понимая, что в этом состоянии она не сможет ему ничего толком объяснить, она посоветовала ему сходить на один известный православный источник и задать там свой вопрос, в полной уверенности, что этим он и ограничиться.

Но она недооценила «способностей» своего любимого: он не ограничился одним вопросом. Будучи человеком, большую часть своего времени проводящего в интернете на разных сайтах, он и на православном ресурсе развил бурную деятельность, о которой она узнала спустя полтора месяца после случившегося, как только у неё появился доступ в интернет. Накануне этого удара, она получила ещё один, узнав, что её близкая подруга, с которой она дружит более десяти лет, активно обсуждает вместе с её любимым мужчиной у неё за спиной её недостатки.

Ещё на заре их отношений, чтобы разузнать о ней поближе, он как паук, начал плести сеть вокруг её ближайших друзей и родных. Подружился с двумя её самыми близкими подругами и сестрой, а также с другими родственниками и друзьями. Вошёл к ним в доверие и под предлогом общего блага, стал о ней побольше выведывать. Конечно, он не всегда её только обсуждал. В самом начале их взаимоотношений он даже ей помог, помирив её с сестрой и она ему была за это очень признательна. Но потом, когда ситуация стала против него, он стал использовать интернет, как щит и меч, либо пытаясь выудить о ней побольше информации, либо создавая о ней удобные ему слухи. Она же предпочитала действовать в открытую, а не за глаза и специально дружбу с его друзьями и родными ради собственной выгоды и возможности им понравиться не заводила, льстя им по интернету.

Она напрямую рассказала и ему, и подруге о том, что всё знает и о своей боли, связанной с этим. Подруга сидела, поникнув головой и молчала, ничего не говоря в своё оправдание и не прося прощения. По ходу дела поначалу она даже не поняла, что произошло. Позже она загладила свою вину делами, т.к. человек дела, а не слова. И они не стали из-за этого не приятного случая лишать друг друга дружбы, т.к. уже через многое прошли вместе, значит и через это пройдут. Она простила и подругу, и своего возлюбленного и до конца декабря, и почти весь январь пребывала в счастливом неведении, ещё не зная, что её любимый мужчина приготовил ей новый удар.

В январе она наконец-то вышла на работу, у неё появился доступ в интернет, она стала просматривать те сайты, на которые чаще всего заходила и наткнулась на его посты на православном сайте. Она решила почитать их ради интереса и ужаснулась прочитанному. Её любимый разнёс её там в пух и в прах, показав при этом какой он хороший и какая плохая она. Это было как удар ножа в спину. На её защиту стало много незнакомых с ней мужчин и женщин, а её любимый мужчина, который априори должен был её всегда и от всех и вся защищать, сам же, не стесняясь, смешивал её с грязью вместе с охочей до зрелища толпой. От того, что она прочитала там про себя, у неё похолодело и заболело сердце. Не смотря на горечь от несправедливых обвинений, она не стала опускаться до публичной перепалки и оправданий, а промолчала и пошла в храм на исповедь, предварительно решив, что это последняя черта, которую он сам подвёл под их отношения.

Немного ранее, сразу после нового года, после очередной ссоры на почве религиозных разногласий, она ему открыто написала, чтобы он не заставлял её делать очень сложного выбора между их отношениями и её верой. Потому что она хочет, чтобы муж разделял с ней её веру и они в одинаковой вере воспитывали своих деток. Если придётся выбирать между их отношениями и верой, то она выберет веру. Это разозлило его ещё больше и, вероятно, послужило поводом для его «геройств» на православном сайте.

Прочтя более 10 страниц тех прений, она поразилась не только поведению своего любимого, но и репликам многих других православных людей, которые даже не зная её, могли так плохо о ней отзываться. Это было для неё сильным ударом, который мог повлечь за собой её охлаждение в вере, т.к. было много разочарования в самих православных. Но слава Богу – этого не последовало и она поняла, что люди есть люди и часто грешат, а среди верующих, к сожалению, бывает даже больше искушений, т.к. бесы на них больше нападают, чем на неверующих. Господь в который раз показал, как слаб и немощен может быть человек перед лицом врага, когда не имеет сильной веры в любовь и мудрость Бога. Она сделала правильный выбор, решив, что подобным поведением любимый сам себя обезоружил и представил на Суд Божий. Она смогла узреть во всём этом промысел Бога и поняла, что тем самым Господь ей показал, что этот мужчина не для неё.

На Крещение она пошла в храм и с горькими слезами исповедалась обо всём батюшке. А он с ласковой улыбкой утешил её и сказал: «Ну, что Вы? Разве Вы можете кому-то не нравится? Если бы Вас увидела его мама, то она сразу бы Вас полюбила!» Потом он пожурил её за то, что она так быстро подпустила к себе мужчину и сказал: «Как это быстро у вас всё получилось! Больше так не поступайте!» и дал ей много добрых советов, сказав, что лучше не искать мужа по интернету. Он перекрестился, узнав, что он из другого города и сказал: «Слава Богу, Господь отвёл!» и рассказал ей, какое это замечательное Святое Таинство – Брак и с каким трепетом нужно к нему относиться! Плохого Господь не придумает, но люди зачастую имеют о Браке искажённое представление, не совпадающее с Замыслом Господним. После исповеди её душа очистилась и заново начала своё восхождению к вере.

Потом через какое-то время она сходила в свой любимый монастырь и тоже исповедалась в содеянном и там один мудрый иеромонах также перекрестился, узнав, что Господь отвёл её от ошибки и сказал, чтобы она больше никогда не вступала с ним ни в какой контакт и также предостерёг от знакомств по интернету. В конце января она ему написала искреннее письмо, в котором за всё поблагодарила и сообщила о том, что они не могут быть вместе, но поначалу предложила остаться друзьями, т.к очень переживала за него, считая, что ему будет очень тяжело пережить их разрыв и он может разочароваться в женщинах и потерять веру в себя, как в мужчину. В ответ он написал ей покаянное письмо, в котором просил прощения за тот дебош, который учинил на православном форуме и принимал её предложение о дружбе. Но она ещё не знала, каких усилий ей это будет стоить. И когда она поняла, что не сможет быть с ним друзьями, потому что дружба предполагает полное доверие другому человеку и спокойное общение без напряга, решила прервать с ним все контакты, как и советовали святые отцы, которым она обо всём рассказала, дабы не искушать ни себя, ни его.

Господь не оставил её в трудную минуту и на неё как из рога изобилия посыпались духовные и материальные блага. Она устроилась на нормальную работу. В это же время неожиданно в её жизни появилась одноклассница, с которой она не общалась много лет и которая организовала в своё время её Крещение. С этой православной сестрой они стали часто ходить в храмы, ездить в паломнические поездки, окунаться в святые источники, в которых лечили свои духовные и физические недуги. И в одной такой поездке, в конце весны, им довелось пообщаться с прозорливым старцем – схимонахом. В православных кругах он пользовался большим авторитетом, долго жил на Афоне, а ныне являлся духовником монастыря, в который они приехали. К нему было очень сложно попасть, но Господь смилостивился над ними и они попали к нему в тот же день, что само по себе уже было большим чудом. Он их принимал по очереди, с каждой разговаривал по своему, но обеих благословил на брак. Её он принял очень ласково. Долго не хотел отпускать. Говорил тихо, спокойно. Ни в чём её не упрекнул, не смотря на её покаянный рассказ. Поведал ей много интересного, сделал много подарков. Она сама была этому удивлена и несказанно обрадована. И сказал, чтобы она помолилась святым Петру и Февронии, чтобы они открыли глаза на её любимого. Поблагодарив за всё и приняв от него благословение, она ушла, окрыленная. Лишь потом до нее стал доходить смысл сказанного.

Она стала молиться святым, о которых упомянул старец, и ответ не заставил себя долго ждать. Через месяц, из совершенно неожиданного источника, она узнала, что её любимый мужчина, с которым она рассталась ровно полгода назад, женился. Вот и открыли святые Пётр и Феврония глаза на её любимого мужчину.

Сложно передать чувства, которые она испытала. Среди них не было зависти или сожаления о том, что он женился на другой. Боже, упаси! Это было скорее возмущение, потеря дара речи и негодование от лицемерия, которое неожиданно ей открылось. Ведь он со своей нынешней женой благополучно отмечал новый год, когда они ещё были вместе, и уже тогда, ещё находясь в отношениях с ней, флиртовал открыто с другой женщиной и оказывал ей всяческие знаки внимания. Будучи человеком, активно живущим в интернете, он совершенно легко после свадьбы выложил все свои фотографии, на которых запечатлён тот новый год. И, находясь рядом с другой, он совершенно не стесняясь, звонил своей, по его словам, невесте, и мило с ней общался. Эта двуличность её просто убила!

Но случай с женитьбой поверг её в шок. Не потому что она не хотела его женитьбы. Она искренне радовалась бы, если бы он женился через год-два после их расставания и это ничем не омрачило бы её чувств, а только вызвало бы радость за него, т.к. она очень переживала, что могла нанести ему большой удар, после которого он долго не оправится. Её чувства к нему были настолько сильны, что она была просто не способна даже начать новые отношения через год после расставания с ним, а он легко их начал сразу после окончания своих отношений с ней и уже через полгода легко женился. Оказалось, что он гораздо сильнее, чем она о нём думала, только в отношении неё он не захотел демонстрировать своей силы. А её старшая сестра, которая сама неоднократно проходила через такое, ей намекнула, что многие мужчины так себя ведут, т.к. для них, видимо, важно быстро заполнить пустующую нишу. Но ей не хотелось верить в подобное, не смотря на очевидные факты.

Эта девушка, на которой он женился, явно устроила его привередливых родителей, оказавшись его возраста, круга и не москвичкой, а следовательно и путь был для них свободен. Тем более, что его мама, сделав правильные выводы, готова была его женить при первой же удачной возможности, практически на первой встречной, лишь бы заглушить все его чувства к нежелательной для них партии. В общем, все оказались довольны и быстро состряпали свадьбу.

И всё бы ничего, да вот она, узнав об этой свадьбе, решила окончательно расставить все точки над «I» и вычеркнула его окончательно из своей жизни, а заодно из всех своих контактов в интернете, чем вызвала совершенно не понятный для неё гнев с его стороны. Оказывается, он был крайне этим не доволен и начал ходить за ней по пятам и просить, чтобы она опять занесла его в круг своих друзей, совершенно не понятно для чего, поскольку полгода с момента их расставания они ни о чём не общались, а просто висели друг у друга в друзьях, как «мёртвые души».

На исповеди батюшка ей сказал, что она всё правильно сделала и ей не о чем говорить с бывшим возлюбленным, который к тому же женился. А то, что он возмущается и пишет ей обидные слова, на это не стоит обращать внимания, т.к. это говорит его уязвленное самолюбие. В очередной раз получив помощь в храме и помолившись за него, она радостно поблагодарила Бога за всё.

А он, женившись на другой, по-прежнему, не сделал никаких выводов и стал публично унижать уже не её, а свою жену за её ошибки, не понимая истинного назначения мужа: защищать и оберегать хрупкий сосуд, которым является женщина. Так быстро женившись, он не решил своих проблем, связанных с предыдущей возлюбленной, а потащил их в свой брак, не дав своей памяти отпустить ситуацию. Не зря психологи и священники советует не строить вообще никаких отношений в первые несколько лет после разрыва старых. Поскольку душа должна успокоиться, сердце остыть, а разум переработать большой объем информации и сделать правильные выводы. Время – лучший доктор! Лишь спустя несколько лет можно начинать всё с чистого листа, учитывая все предыдущие ошибки. У него так не получилось: он бросился в новую женитьбу, как в омут с головой.

И по сей день он продолжает блуждать на просторах интернета, часто заходя на её странички и что-то силясь доказать, а она молится за него и лишь мечтает, чтобы его мятущаяся душа успокоилась и наконец-то поняла самое главное: «На всё Воля Божья!»

Анонимная исповедь прихожанки.

Героев моей истории (а их несколько) объединяет одно: такие, как они — цвет и гордость РПЦ. Ох уж это завораживающее благонравие, доброта глаз, смирение во взгляде, искрометное разбиение высокой моралью чужих грехов, словно вавилонских младенцев о камень…

Когда-то жизненные обстоятельства привели к тому, что я решилась на разговор со священником. Священник, что мне попался, имел кристально чистую репутацию, это меня и подкупило.

Я только и успела произнести, что я не замужем, в отчаянии и нет жизненных сил, как одним из первых вопросов (голосом непререкаемого авторитета) был: «Мужчин как женщин неестественно услаждали? С женщинами в контакты вступали?»

Моя душа воспротивилась такому натиску и вопросам, не относящимся к сути дела. Но я ответила - на этот и на дальнейшие вопросы в подобном ключе. Священник, выяснив, что все же я «блудница» (так как была инициатором развода и имела когда-то внебрачные отношения), душевно, по-отечески похвалил меня за очищение души и спасительный стыд и отпустил до следующего раза.

Как ни странно, даже такая исповедь психологически мне помогла, главное, я получила разрешение на причащение Святых Тайн, которого не имела с детства.

На следующих исповедях вновь бывали вопросы на интимные темы, после чего священник исходил справедливым гневом и, вылив немного помоев, успокаивался, проявлял добросердечность.

Кстати, любовь, всё самое светлое, что может объединять мужчину и женщину, вызывали в нем огромное противостояние. Мне было неудобно замечать, что поступки и семейная жизнь этого священника порой противоречат его проповедям и элементарным понятиям о порядочности. Я списывала это на обстоятельства, недопонимание и т.д. Самое главное: я довольно долго предполагала, что в душе он очень и очень хороший, справедливый, настоящий мужчина.

Начало зимы N-года.

По просьбе общих церковных знакомых нашего прихода я приобрела кое-какие предметы околорелигиозного характера для одного игумена из соседней области, часто заезжающего в наш город. Вследствие этого с игуменом мы познакомились еще по интернету, и он обещал заскочить на чашечку чая, когда будет проездом в наших краях.

Передачу с его участием мне довелось посмотреть в интернете еще до нашей встречи. Это было сочетание пустоты и высокопарности, в целом поверхностно, плоско, тривиально и даже не по-мужски елейно, наивно. Однако говорил он уверенно, назидательно и благонравно.

«Что надеть?» — думала я, ведь это не просто священник, а монах, и традиции диктовали надеть одежду попроще. Еле отыскала бесцветную юбку и бесформенный свитер, накинула курточку, так и встретила его около дома, и мы зашли в подъезд.

Он оказался не так молод, но чувствовалась непосредственность, некий юношеский задор. Он доброжелательно и властно посмотрел на меня сверху.

Первое, что сделал ангельский чин - прижал меня к стенке и поцеловал. «О Lucidus!» — «О свет очей моих!» Чай оказался не востребован, как и те самые вещи, которые я купила для него. Случилось то, что случилось.

На его запястье были намотаны молитвенные четки с крестом, это не смущало игумена творить все, что ему вздумается, а даже наоборот, казалось, разжигало его страсть. Для меня значимость всего этого тоже рухнула в один момент, ведь моя вера возрастала без влияния церкви и предрассудков. Можно было и влюбиться, чем не мужчина, один красивый тембр голоса сбил мой сердечный ритм.

Но романтика закончилась, и действия игумена стали более чем нестандартными. Никогда я не переживала ничего подобного и более отталкивающего. Передо мной был незнакомый человек, развращенный и грубый. После всего, что произошло, он спросил, были ли у меня до него батюшки. Правда, когда он пришел в себя, то даже постарался утешить, явив всю силу обаяния.

На прощание он сказал, что будет приезжать ко мне время от времени. Все, о чем я думала, как бы поскорее закрыть за ним дверь.

Я знала, что «благочестивый» игумен - уважаемый друг священника из нашего прихода, того, у которого я исповедовалась. У меня витали мысли: как же он рискнул перед носом у авторитетного коллеги такое творить и каковы же на самом деле эти два хлопца.

И все же наши отношения на этом не закончились. Игумен говорил вполне открыто о том, что это его работа, что ему важно хранить созданный образ. «Как он не сходит с ума?» — думала я.

Он познакомил меня со своей матерью, скромной приятной женщиной и, видимо, очень одинокой. Это расположило меня к нему всем сердцем, несмотря на все несовпадения. Его мама запросто пригласила меня навестить ее дом, намекнув, что и сын часто у нее гостит. При маме он вел себя иначе, мне это очень понравилось — видеть его без лицедейства. Помню, с ужасом думала о сломленной сексуальности вполне интересного мужчины. Чей же преступный ум толкнул когда-то здорового юношу в эту жизнь, полную лицемерия? Хотя на тот момент он уже был не жертвой, а человеком с мироощущением преступника, который боится разоблачения.

Сама прекратить отношения, которые зашли так далеко, я сразу психологически не смогла бы, учитывая, как нарушалось мое личное пространство в церкви и как тренировалась покорность, а критическое мышление пресекалось. Я не знала, что мне делать.

Буквально через день после одной встречи, гостивший в городе игумен и мой знакомый священник служили в храме вместе. Там же, в храме, этот священник застал нас в момент невинного общения. Он дал мне понять, что ему все известно и секрета никакого нет, даже игриво, без осуждения, прокомментировал ситуацию.

Вскоре после этого мы с игуменом встретились в центре города и зашли в кафе. Он сказал мне, что для того, чтобы ко мне имели интерес такие люди, как он, я должна что-то из себя представлять и иметь положение в обществе. Что он имел в виду — удавшуюся карьеру? Деньги? Состоять в удачном замужестве? Потом я узнала от знакомых, что светские дамы посещают его монастырь, как и он навещает их, возможно, для совместной молитвы.

Вероятно, по его мнению, это был просто добрый совет, но ничего более неприятного мне еще никто не говорил. После второго вопроса в смс, он меня заблокировал.

Я продолжила ходить в храм, игумен был забыт, а приходской священник вёл себя достойно и сдержанно. Разузнав подробности встреч, почти гладил меня по голове за некие духовные успехи, пока тема казалась ему живой и опасной. А я просто не понимала, что происходит, и принимала эти сомнительные утешения, уходя, разумеется, с пустым сердцем.

В тот период из-за собственных сомнений я перестала причащаться. Хотя формально я каялась, но тяготили меня другие мысли. Везде виделось ханжество, слушать благочестивые проповеди было просто невозможно. Все ответы на все незаданные вопросы я уже получила как бы вперед. Я бы покинула церковь навсегда, если бы не мое глубокое желание молиться в церкви и причащаться Святых Тайн.

Когда я попросила вернуть причастие, мне было отказано. Прошло еще довольно много времени, я оставалась одинока, потом снова обратилась с самой сердечной просьбой. Но снова увидела усмешку и услышала отказ.

Священник, друг игумена, упоминал строгость канонов. С особым ехидством и даже злобой заявил, что в нашем храме читается чин анафематствования, что на него я могу прийти - это, по сути, для меня. Странно было слышать это от него, человека абсолютно прагматичного, поддерживающего близкую дружбу с разными подозрительными личностями, лишь бы была от них ощутимая польза.

Возможно, я уже задавала неудобные вопросы, и вместо ответов мне выдали брошюрку, которая называлась: «Немощи пастыря и благодать Божия». Ее содержание вызвало у меня улыбку, но все же я приняла главную мысль: «…благодать… не может утратить своей силы и значения, какими бы пороками и беззакониями не отяготил пастырь своей души» . Ну, допустим, Дух дышит, где хочет. Но все же так и всплывали в памяти строки о порождениях ехидниных.

Тогда я ушла, но на этом история моего падения в пропасть не закончилась… Может, я напишу о других моих знакомствах во второй части.

P.S. В соцсетях я порой с печалью вижу фотографии игумена с отекшим, опойным лицом: вот батюшка с Чашей, тут он исповедует подростков, а тут благочестивый монах преподает молодым девицам урок религиоведения или нравственности…

Если вам нравится наша работа - поддержите нас:

Карта Сбербанка : 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: