Все о тюнинге авто

Основные источники формирования финансовых ресурсов организации. Финансовые ресурсы, источники их формирования и использования. раскрыть направления использования финансовых ресурсов предприятий в России

Финансовые ресурсы общества складываются из финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, финансовых ресурсов федерации и субъектов федерации, финансовых ресурсов муниципальных органов управления и финансовых ресурсов страховых компаний.

Финансовые ресурсы создаются в процессе распределения совокупного общественного продукта и национального дохода:

Национальный доход (на основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств; часть национального дохода, которая формируется и остается в распоряжении предприятий, создает децентрализованные фонды денежных средств);

Часть национального богатства (ранее накопленных средств: от продажи золотого запаса, продажи энергоносителей, валютных резервов, страховых резервов и др.);

Денежные доходы организаций и предприятий производственной сферы. Прежде всего, к ним относится прибыль, выступающая в качестве одной из форм стоимости прибавочного продукта;

Амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов;

Отчисления предприятий в государственные внебюджетные социальные фонды, имущественного и личного страхования;

Заемные и привлеченные средства (в виде кредитов банков, коммерческих кредитов, кредиторской задолженности; средств, получаемых от эмиссии ценных бумаг, и др.);

Поступления от населения (налоги, сборы, поступления от займов и лотерей);

Доходы от внешнеторговых операций, внешних государственных кредитов и заимствований, доходов по ценным бумагам, приобретенным на внешнем финансовом рынке, иностранных инвестиций и гуманитарной помощи.

Основным источником финансовых ресурсов общества являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, выступают валовой внутренний продукт (его части: сумма косвенных налогов, национальный доход), а также часть стоимости национального богатства в виде ранее накопленных средств и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Фондовая форма использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязывать общественные и личные интересы и активнее воздействовать на производство. В условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и государственные внебюджетные социальные фонды.

Состав финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов складывается под воздействием влияния следующих факторов:

Сферы деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера);

Способа ведения хозяйства (на коммерческой или некоммерческой основе);

Организационно-правовой формы;

Отраслевых особенностей.

Основные источники формирования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов состоят из:

Собственных средств;

Привлеченных средств.

К собственным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций относятся:

Акционерный капитал (в акционерных обществах), паевые взносы (в потребительских обществах, производственных кооперативах), уставные взносы (в момент учреждения предприятия);

Выручка-нетто от основной деятельности (это выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг; выручка от инвестиционной деятельности; выручка от финансовой деятельности);

Внереализационные доходы (полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно; поступления в возмещение причиненных предприятию убытков и др.);

Операционные доходы (доходы от предоставления за плату во временное владение и пользование активов организации; поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, включая проценты и иные доходы по ценным бумагам и др.);

Чрезвычайные доходы (поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария и т.п.), страховое возмещение, а также стоимость материальных ценностей, остающихся после списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов).

К привлеченным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

Заемные средства (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков и организаций);

Кредиторская задолженность;

Бюджетные кредиты;

Иностранные инвестиции.

Основным источником формирования финансовых ресурсов действующей коммерческой организации выступает выручка-нетто от основной деятельности, прежде всего выручка-нетто от реализации продукции (работ, услуг), за счет которой образуются валовой доход и прибыль, а также амортизационные отчисления.

Финансовые ресурсы коммерческой организации используются по следующим направлениям:

Выплата налогов и сборов в бюджетную систему страны (бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды федерального и территориального уровней);

Уплата процентов за пользование кредитом;

Погашение ссуд;

Страховые платежи;

Финансирование капитальных вложений;

Увеличение оборотных средств;

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов);

Материальное поощрение работников организации;

Финансирование социальных нужд работников организации;

Благотворительные цели;

Спонсорство и др.

Форма использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов в настоящее время в меньшей степени регламентируется государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм.

Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического и материального стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными социальными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме.

Для осуществления уставной деятельности некоммерческой организации и ее расширения формируются ее финансовые ресурсы. Состав источников финансовых ресурсов некоммерческой организации, а также механизм их формирования и использования зависят от ее организационно-правовой формы и вида деятельности:

Взносы учредителей и членские взносы;

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Бюджетные средства;

Безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

Прочие источники.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания:

Расходы на оплату труда служащих;

Расходы на эксплуатацию помещения;

Расходы на приобретение оборудования;

Платежи в бюджетную систему страны (бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды);

Капитальные вложения;

Капитальный ремонт зданий и сооружений и др.

У индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, так же как и у юридических лиц, формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают:

Личные сбережения;

Доходы, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности;

Заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на.

Финансовые ресурсы являются материальной основой финансов и представляют собой денежные фонды. Эти денежные фонды принимают форму доходов, накоплений, поступлений, которые формируются в процессе собственной деятельности экономического агента или привлекаются с внутреннего или внешнего финансового рынка.

Финансовые ресурсы выступают материальной основой финансового кругооборота капитала

Финансовые ресурсы формируются на уровне хозяйствующего субъекта, прежде всего в результате его основной деятельности, и основным источником их формирования служит выручка от реализации. Наряду, с этим хозяйствующий субъект привлекает финансовые ресурсы путем заимствований и инвестиций на финансовом рынке.

Физические лица формируют свои финансовые ресурсы также за счет собственных источников, получая доходы от предпринимательской деятельности, заработную плату, процент и дивиденд от участия в уставных капиталах, процент по депозитам, пенсии и различные социальные пособия. В то же время физическое лицо может привлечь заемные финансовые ресурсы, пользуясь услугами финансового рынка.

Государство формирует финансовые ресурсы также в виде собственных и заемных. Собственные финансовые ресурсы государства создаются в виде неналоговых и налоговых доходов.

Неналоговые доходы: эмиссионный доход государства; доход от эксплуатации государственной собственности; доходы от продажи государственной собственности; дивиденд от участия в уставных капиталах; проценты по предоставленным кредитам; комиссионные от деятельности государства как гаранта; продажа государственных резервов; передача части прибыли ЦБ государству; доходы от продажи национального богатства; доходы, полученные в результате конфискации и контрибуции.

Налоговые доходы формируются в виде принудительных изъятий части добавленной стоимости хозяйствующих субъектов и части доходов населения.

Заемные финансовые ресурсы государство может сформировать путем заимствования на международном финансовом рынке у других государств, у международных финансово-кредитных организаций, а также у других экономических агентов.

Общая структура по источникам финансовых ресурсов должна быть следующей:

До 90% финансовых ресурсов должны быть сформированы у государства за счет ВВП;

7-8% должно давать экспортно-импортное сальдо;

2-3% должно быть сформировано за счет использования части национального богатства.

17. Финансы предприятий как звено финансовой системы РФ

Финансовая система страны – вся сфера экономических отношений всех субъектов хозяйствования и государственных органов, участвующих в хозяйственной жизни, а также регулирующих экономические отношения в национальных границах. Поскольку в рыночной экономике, как и в переходной, практически все экономические отношения существуют в товарно-денежной форме, постольку практически все они предстают, существуют в форме денежных потоков. Колоссальное многообразие видов этих потоков образуют финансовую систему страны. В финансовой системе выделяют государственные финансы, финансы предприятий и финансы населения.

Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: а) у хозяйствующих субъектов, б) у населения, в) у государства и органов местного самоуправления .

В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений .

Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: 1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов); 2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); 3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств) .

Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов .

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.) .


Рис. 1. Общая структура финансовой системы страны

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества .

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели .

Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям .

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы .

Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.

Финансы хозяйствующих субъектов, к которым относятся коммерческие и некоммерческие организации, представляют собой выражаемые в денежном измерителе экономические отношения, возникающие в процессе учреждения этих организаций, в ходе производства и реализации продукции, оказания работ и услуг, формирования оборотных и внеоборотных активов, привлечения различных источников финансирования, распределения и использования привлеченных средств .

Таким образом, финансы хозяйствующих субъектов как часть общей финансовой системы охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стоимостном измерении.

Первоначальное формирование финансовых средств, необходимых для осуществления деятельности, определяемой уставом, происходит в момент учреждения организации, когда образуется уставный капитал (для коммерческих организаций) или уставный фонд (для некоммерческих организаций). Источниками их формирования в зависимости от выбранной организационно-правовой формы хозяйствования выступают средства акционеров, членов товариществ и кооперативов, бюджетные средства, первоначальные взносы и пожертвования физических и юридических лиц .

Дополнительные источники поступлений финансовых ресурсов и направления их использования определяются целевой и функциональной (уставной) деятельностью организации .

Вся совокупность финансовых отношений хозяйствующих субъектов может быть систематизирована по следующим направлениям:

    финансовые отношения, связанные с формированием уставного капитала или уставного фонда хозяйствующего субъекта; уставный капитал (фонд) является основным источником формирования первоначальных активов, необходимых для осуществления уставной деятельности на начальном этапе

    финансовые отношения, связанные с производством и реализацией продукции и оказанием услуг;

    финансовые отношения, связанные с эмиссией и размещением долговых и долевых ценных бумаг, долевым участием в создании совместных предприятий;

    финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и его обособленными подразделениями (филиалами и представительствами), вышестоящей организацией (министерством или управляющей компанией), союзами и ассоциациями, членами которых они являются;

    финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и финансовыми органами государства по уплате налогов и сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

    финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и финансово-кредитными учреждениями в процессе осуществления финансовых расчетов и хранения денег, получения и погашения кредитов, уплаты процентов, использования банковских услуг для ускорения финансовых расчетов;

    финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, коммерческих контрактов и коммерческих рисков, работников предприятия и др.;

    финансовые отношения между хозяйствующим субъектом, его собственниками, работниками и инвесторами, возникающие при распределении и использовании доходов, оплате труда, выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям .

    Очевидно, что финансовые отношения, являясь частью денежных отношений, возникают в основном при реальном движении денежных средств в результате деятельности хозяйствующего субъекта. Размер получаемых доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности организации своей деятельности, координации доходов и расходов, рационального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов зависит финансовая устойчивость хозяйствующего субъекта .

    Положительный финансовый результат хозяйственной деятельности, выраженный в росте активов предприятия, его денежных доходов и чистой прибыли, свидетельствует об эффективности применяемых методов и форм управления материальными и финансовыми ресурсами; напротив, отрицательный результат свидетельствует о недостатках в управлении ресурсами, что может привести к банкротству хозяйствующего субъекта .

    Первичное распределение стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) происходит в сфере финансов субъектов хозяйствования и в первую очередь с помощью финансов коммерческих организаций, т. е. этот элемент можно рассматривать как исходный для всей финансовой системы .

    В целом финансам коммерческих организация как звену финансовой системы независимо от организационно-правовых и отраслевых особенностей присущи следующие черты:

    – финансовые ресурсы находятся в собственности коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий);

    – управление финансами коммерческой организации ориентировано на реализацию ее основной цели – получение прибыли;

    – ограниченное по сравнению с другими звеньями финансово системы государственное регулирование финансов коммерческих организаций. Исключение составляют организации, полностью или частично находящиеся в государственной или муниципальной собственности .

    Финансовые отношения предприятий строятся на следующих принципах, предопределяющих их свободу распоряжения финансовыми и материальными ресурсами и связанных с основами хозяйственной деятельности .

    Принцип хозяйственной самостоятельности . Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. В то же время, государство осуществляет регламентацию ряда сторон их деятельности; в частности, оно определяет минимальные размеры уставного капитала для различных организационно-правовых форм собственности, проводит лицензирование отдельных видов деятельности, определяет требования по охране труда, обязательному социальному и медицинскому страхованию работников предприятия и минимальным размерам заработной платы .

    Принцип самофинансирования . Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и. при необходимости за счет банковских и коммерческих кредитов .

    Принцип материальной заинтересованности . Объективная его необходимость диктуется основной целью предпринимательской деятельности - получение прибыли с целью повышения благосостояния собственников предприятия и его работников

    Принцип материальной ответственности . Означает существование определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия .

    Принцип обеспечения финансовых резервов . В условиях рыночных отношений последствия предпринимательского риска ложатся непосредственно на предприятие (точнее, его собственников), которое добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу производственной деятельности .

    67. Финансовые ресурсы коммерческой организации, специфика их использования

    Управление финансами представляет собой процесс, цель которого - улучшение финансового состояния предприятия и получение определенных финансовых результатов.

    Любое предприятие представляет собой элемент экономической системы и вступает в определенные взаимоотношения с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами. В процессе формирования и использования финансовых ресурсов у предприятия возникают финансовые отношения с другими субъектами рынка. Именно эти отношения и составляют сущность финансов предприятия.

    Таким образом, финансы предприятия представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе его производственно-хозяйственной деятельности и связанные с формированием и распределением его финансовых ресурсов.

    В таблице 1 показаны укрупненные группы финансовых отношений предприятия и сопровождающие их денежные фонды.

    Главные направления финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта - формирование и использование денежных фондов, через которые обеспечивается денежными средствами производственно-хозяйственная деятельность предприятия, осуществляется простое и расширенное воспроизводство.

    В соответствии с законодательством РФ формирование денежных фондов предприятия начинается с момента его организации.

    Уставный капитал - первый и основной источник собственных средств предприятия. Название «уставный капитал» говорит о том, что его величина фиксируется в уставе организации и подлежит регистрации в установленном законом порядке. Из уставного капитала формируется основной и оборотный капиталы, которые используются на приобретение соответственно основных и оборотных средств.

    Добавочный капитал - это денежный фонд собственных средств предприятия, поступающий в течение года по следующим каналам: прирост стоимости основных фондов в результате их переоценки; доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости (эмиссионный доход); безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели.

    Таблица 1 – Финансовые отношения и денежные фонды предприятия

    Финансы предприятия

    Финансовые отношения

    Денежные фонды

    С другими предприятиями и организациями

    С поставщиками сырья, материалов и т.п.

    С покупателями готовой продукции

    Со строительными организациями

    С транспортными организациями

    С аудиторскими фирмами

    С юридическими фирмами

    Внутри предприятия

    С работниками предприятия

    С филиалами, цехами, бригадами

    С финансово-кредитной системой

    С бюджетами разных уровней

    С внебюджетными фондами

    С коммерческими банками

    С другими рыночными институтами

    С биржами

    С инвестиционными фондами

    Со страховыми организациями

    Уставной капитал фондовых средств

    Фонд оборотных средств

    Добавочный капитал

    Резервный капитал

    Инвестиционный фонд

    Фонд накопления

    Амортизационный фонд

    Фонд потребления

    Фонд для выплаты заработной платы

    Валютный фонд

    Фонд для платежей в бюджет

    Добавочный капитал может быть использован предприятием на увеличение уставного капитала и на погашение убытков (от деятельности в зачетный год, от снижения стоимости имущества, выявленного по результатам переоценки).

    Резервный капитал - денежный фонд предприятия, который образуется в соответствии с законодательством РФ в размере, определенном уставом, но не менее 15% уставного капитала. Для его формирования из чистой прибыли предприятия ежегодно отчисляется не менее 5% до достижения установленных размеров. Наличие резервного капитала в рыночной экономике - важнейшее условие поддержания устойчивого финансового положения предприятия.

    Он используется для покрытия убытков предприятия, а также выплаты дивидендов при отсутствии необходимой прибыли.

    Фонд
    накопления предназначен для развития производства, он образуется из чистой прибыли предприятия. Из фонда накопления предприятие обеспечивает прирост оборотных средств, финансирует капитальные вложения. Он также служит источником увеличения уставного капитала, поскольку вложения в развитие производства увеличивают имущество предприятия.

    Фонд потребления - денежные средства, образуемые из чистой прибыли и направляемые на удовлетворение материальных потребностей работников предприятия, финансирование объектов непроизводственной сферы, на выплаты компенсационного характера.

    Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспорта продукции и покупающих валюту для импортных операций.

    Осуществление финансовых отношений требует наличия у предприятия финансовых ресурсов. Однако предприятие функционирует в условиях ограниченности всех ресурсов, в том числе и финансовых, по отношению к возможности их использования. Поэтому в управлении финансами обеспечение финансовых потребностей предприятия рассматривается как первоочередная задача. От того, насколько эффективно осуществляется управление финансовыми ресурсами на предприятии, зависит его финансовое благополучие, а также благосостояние его владельцев и работников.

    Финансовые ресурсы - это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного рода поступлений.

    В условиях рыночной экономики финансисты оперируют понятием «капитал»; капитал - реальный объект воздействия для получения прибыли. Капитал и финансовые ресурсы имеют одну природу - денежные средства. Однако капитал - это стоимость финансовых ресурсов, пущенных предприятием в оборот и приносящих доходы от этого оборота. В этом смысле капитал становится превращенной формой финансовых ресурсов, так как он не может долгое время оставаться в виде денежных средств.

    Формирование финансовых ресурсов осуществляется из различных источников, которые можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние источники образуются за счет собственных и приравненных к ним средств и связаны с результатами хозяйствования. Внешние - поступления ресурсов на предприятие извне.

    Состав финансовых ресурсов, поступающих из внутренних и внешних источников, приведен в таблице 2.

    Таблица 2 – Состав финансовых ресурсов предприятия

    Финансовые ресурсы предприятия

    Внутренние источники

    Внешние источники

    Образуемые за счет собственных средств

    Образуемые за счет приравненных к ним средств

    Мобилизуемые на финансовом рынке

    Поступающие в порядке перераспределения

  • прибыль от основной деятельности

    прибыль от выполняемых НИР и другие целевые доходы

    прибыль от финансовых операций

    прибыль от работ, выполняемых хозяйственным способом

    прочие доходы, финансовые ресурсы, поступающие от союзов, ассоциаций, отраслевых структур

    бюджетные ассигнования, субсидии, субвенции

  • амортизационные отчисления

    выручка от реализации выбывшего имущества

    устойчивые пассивы

    накопление нераспределенной прибыли

    целевые поступления

    резервный фонд

    паевые и иные взносы членов трудового коллектива

    средства от продажи собственных ценных бумаг (акций, облигаций и др.)

    кредиты и займы

    страховые возмещения по рискам

    реализация страховых полисов и залоговых свидетельств

    финансовые ресурсы, формируемые на паевых началах (долевое участие в текущей инвестиционной деятельности)

    дивиденды, проценты по ценным бумагам других эмитентов

    Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшими являются прибыль и амортизационные отчисления.

    Прибыль предприятия формируется в процессе его производственной деятельности, являясь ее конечным результатом. В условиях конкуренции трудовой коллектив заинтересован в росте прибыли, так как она служит источником роста производства, а следовательно, и роста благосостояния работников предприятия. Однако таким источником служит не вся валовая прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности предприятия, а лишь часть ее, остающаяся после уплаты налогов и платежей в бюджет, - чистая прибыль . Она используется для формирования фондов накопления и потребления, резервного фонда.

    Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции и затем в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником формирования фонда накопления.

    В условиях рыночной экономики большое значение приобретают внешние источники финансовых ресурсов. Среди них в последние годы появились относительно новые виды, а также изменилась структура их формирования.

    Финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, представлены денежными средствами, полученными от продажи собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг, а также заемными средствами. Они состоят из правовых хозяйственных обязательств перед третьими лицами: долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, облигационные займы, а также средства других предприятий в виде кредиторской задолженности. Эти средства, как правило, передаются предприятию во временное пользование на условиях платности и возвратности. Исключение составляет лишь кредиторская задолженность предприятия перед контрагентами или работниками предприятия.

    В составе финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, в последние годы повышается роль развивающегося страхового рынка, предоставляющего предприятию страховые возмещения по рискам. Прошедшая в стране приватизация государственной собственности вызвала к жизни новые источники финансовых ресурсов в виде паевых, долевых и иных взносов учредителей, а также доходов по ценным бумагам, эмитируемым другими предприятиями. Особо следует остановиться на заметно снизившейся роли бюджетных ассигнований. В недавнем прошлом они занимали важное место в финансовых ресурсах, причем получали их предприятия чаще всего на безвозмездной основе.

    С формированием в России рынка средств производства, капиталов и труда, становлением многоукладной экономики и рыночного ценообразования коренным образом изменяется механизм управления финансами на предприятии.

    Организация эффективного управления финансовыми ресурсами с учетом методов, адекватных рыночной экономике, осуществляется в рамках финансового менеджмента.

    86. Теория Джона Кейнса (1883 – 1946 гг.)

    Первым и наиболее серьезным испытанием классической теории макроэкономического равновесия стал мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг., называемый обычно в исторической литературе Великой депрессией, который поразил прежде всего развитые страны, экономика которых на протяжении четырех долгих лет была охвачена катастрофической безработицей, спадом производства, сокращением деловой активности.

    Именно в этот период Дж. Кейнс в ходе проведенного им анализа, установил, что рыночный механизм сам по себе не в состоянии установить равновесие на уровне полной занятости. С точки зрения Дж. Кейнса, общее равновесие не является Парето-оптимальным, так как может достигаться и в кризисном состоянии экономики, при значительной безработице. Более того, производство на уровне потенциальных возможностей для нерегулируемой рыночной экономики скорее исключение, чем правило. По этому поводу он писал: « приведу доказательства того, что постулаты классической теории применимы не к общему, а только к особому случаю… Более того, характерные черты этого особого случая не совпадают с чертами экономического общества, в котором мы сейчас живем, и поэтому их проповедование сбивает с пути и ведет к роковым последствиям при попытке применить эту теорию в практической жизни». 1

    Равновесие в экономике достигается уже не снижением уровня цен, а сокращением предложения. В результате имеется равновесие при неполной занятости. Установление же равновесия при полной занятости предполагало повышение совокупного спроса до потенциального уровня национального выпуска. Почему в экономике образуется недостаток совокупного спроса и каким образом он может быть увеличен - одно из центральных и новаторских положений кейнсианской экономической теории.

    Кейнсианская теория оперирует такими показателями, как функция потребления, сбережения, инвестиций. Под потреблением
    (С) в экономической науке понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода. Иными словами, потребление — это выражение общего потребительского или платежеспособного спроса.

    Под сбережением
    (S) экономическая наука понимает ту часть дохода, которая не потребляется. Иными словами, сбережение означает сокращение потребления. Экономическое значение сбережения заключается в его отношении к инвестициям, т.е. производству реального капитала. Сбережения составляют основу для инвестиций.

    Современная экономическая наука рассматривает сбережения как основу инвестиций. Взаимосвязь дохода и потребления, дохода и сбережений, дохода и инвестиций можно показать графически. На рис. 2 на осях координат отложены величины потребления (по вертикали) и дохода после уплаты налогов (по горизонтали). Прямая, проведенная из начала координат под углом 45 o , показывает, что в каждой точке Доход после уплаты налогов равен потреблению.

    Рис. 2. Функция потребления

    Фактически кривая потребления редко совпадает с биссектрисой и о проходит под углом менее 45 o . В точке ее пере сечения с биссектрисой доход будет равен потреблению. В той части, где потребление превышает доход, начинается жизнь в долг. Если доход превышает уровень потребления, то разница образует величину сбережения.

    На рис. 3 изображена кривая сбережений, каждая точка которой равна вертикальной разнице между биссектрисой и кривой потребления.

    Рис. 3. Функция сбережения

    Сбережения составляют основу инвестиций. Экономика находится в равновесии в точке, где сбережения равны объему инвестиций. Покажем это графически. Для простоты предположим, что независимо от уровня дохода общества возможности инвестирования из года в год постоянны. Тогда график инвестиций будет представлен горизонтальной прямой (рис. 4).

    Рис. 4. График инвестиций

    В точке Е — точке пересечения кривых сбережений и инвестиций — система находится в равновесии и имеет тенденцию к устойчивости.

    Равновесие — это такое положение в экономике, при котором лица, принимающие экономические решения, не имеют никаких побудительных мотивов к изменению своих планов. Исходя из данного определения и учитывая вышеизложенный анализ равновесия в теории спроса и предложения, можно рассмотреть равновесное состояние фирмы и национальной экономики. Следует отметить, что и здесь будет прослежена та же тенденция взаимосвязи спроса и предложения на уровне фирмы и на макроэкономическом уровне.

    Равновесие фирмы — это такое положение фирмы, при котором она не имеет побудительных мотивов для изменения цены на свой товар и объема производимой продукции.

    Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию заключается в следующем:

    — равновесие национального дохода возможно и в условиях полной занятости;

    — жесткость цен;

    — сбережения являются функцией дохода, т.е. S=С o +(1-МРС) х Y , то инвестиции и сбережения определяются разными факторами. Если вспомнить, что произведенный национальный доход определяется как Y=С+S , а используемый НД-Y=С+I , то тогда С+I=С+S , и можно записать, что I(r)=S(Y) , где r — рыночная норма процента.

    Данное равенство и является условием макроэкономического равновесия.

    Наряду с классической моделью равенства совокупного спроса и совокупного предложения можно вывести вариант равновесия в модели «доходы-расходы», называемую еще «кейнсианский крест» (см. рис. 5).

    Точка Е 0 на рис. 7 показывает такое положение равновесия национальной экономики, когда НД равен потребительским расходам, а S=0 , т.е. ситуация стагнирующей экономики. При добавлении частных инвестиций (Y=С+I) , а затем и государственных расходов (Y=С+I+О) национальная экономика будет стремиться к состоянию полной занятости (Р).

    Данное состояние может наступить и под воздействием эффекта мультипликатора.

    Рис.5. Кейнисанский крест

    Следует отметить, что увеличение предельной склонности к сбережению при увеличении уровня НД не всегда благоприятно отражается на состоянии национальной экономики. В условиях стагнирующей экономики (т.е. в период застоя всей экономической деятельности) в сочетании с неполной занятостью сокращение потребления приведет к затовариванию и снижению национального дохода, т.е. проявляется «парадокс бережливости».

    Графически нарушение макроравновесия будет иметь вид, отображенный на рис. 6.

    Рис. 6. Нарушений макроравновесия

    В положении Y 1 при АD>АS в условиях полной занятости происходит инфляционный разрыв, т.е. I>S , следовательно, недостаток сбережений понизит уровень инвестиций, в результате чего снижается производство, которое при растущем спросе усиливает инфляцию.

    В положении Y 2 при АS>АD в условиях полной занятости происходит дефляционный разрыв, т.е. S>I . Данную ситуацию характеризует рост производства при низком текущем спросе, что приводит национальную экономику в состояние спада.

    Макроэкономическое равновесие возможно E p , при HД=Y р , где АS=АD и I=S .

    Свойства макроэкономического равновесия:

    1. Инфляция всегда является следствием превышения совокупного спроса над совокупным предложением, так как при отсутствии превышения совокупного спроса нет основания для роста цен. Хотя превышение совокупного спроса может происходить по различным причинам, в том числе и вследствие дефицита госбюджета и денежной экспансии

    2. Макроэкономическое равновесие не гарантирует полной занятости.

    3. В состоянии макроэкономического равновесия объем импорта может превышать объем экспорта, следовательно государство накапливает внешний долг. В противоположной ситуации увеличиваются валютные запасы.

    4. В условиях макроэкономического равновесия правительство несет расходы по предоставлению общественных товаров и услуг своим гражданам. Если государственные затраты превышают поступление от налогов, дефицит финансируется или за счет внешних займов, или за счет дополнительной эмиссии денег. Такое положение сказывается на состоянии совокупного спроса и совокупного предложения, о чем будет рассказано в других главах.

    Коэффициент, показывающий превышение роста дохода над ростом инвестиций, и есть мультипликатор .

    Если из прироста национального дохода вычесть прирост инвестиций , получим величину вторичных, или производственных, потребительских расходов, обусловленных первоначальными инвестициями.

    Мультиплицирующий эффект вызывает изменения не только в инвестициях, но и в уровне сбережений. Если, предположительно, рост бережливости (S 1) вызовет перемещение вверх кривой сбережений, то новая точка равновесия (Е 1) будет лежать левее первоначальной, что соответствует понижению уровня национального дохода (рис. 7).

    Рис. 7. Динамика роста сбережений и снижения инвестиций

    Это объясняется тем, что рост склонности к сбережению ведет к сокращению потребления. В этих условиях предприниматели не заинтересованы более инвестировать (продажи сократились), следовательно, сократится и национальное производство, и национальный доход.

    Склонность к сбережениям оказывает существенное влияние на национальный доход и экономическое равновесие общества, что проявляется, в частности, в парадоксе бережливости.

    Равновесие в экономике не является само по себе оптимальной ситуацией. Если инвестиции низки, уровень равновесия предполагает большую безработицу (явную и скрытую). Если инвестиции начинают превышать сбережения, это становится импульсом к инфляционному росту цен.

    Таким образом, в качестве желаемой цели может выступать уровень национального дохода, близкий к тому, который можно получить в условиях полной занятости. Отклонения от этого уровня означают дефляционный или инфляционный разрыв.

    Рис. 8. Графическая интерпретация эффекта мультипликации

    При дефляционном или инфляционном разрыве государство пытается изменить уровень равновесия дохода и воздействовать на совокупные расходы, т.е. на величину спроса. В результате к начальным двум элементам спроса — потреблению и инвестициям — добавляются еще и государственные расходы , характеризующие спрос со стороны государства.

    Таким образом, суть кейнсианского анализа состоит в том, что экономика, предоставленная сама себе и функционирующая по принципу «невидимой руки», весьма вероятно, может попасть в ситуацию либо инфляции, либо безработицы. Оказавшись в таком положении, она не в состоянии своими силами выбраться из него, поскольку в хозяйственной системе с жесткими ценами отсутствует внутренний механизм, обеспечивающий автоматическое уравновешивание совокупного спроса и совокупного предложения на уровне полной занятости. Во времена классиков такой механизм существовал, это была система гибких цен, прежде всего гибкой заработной платы. Если в экономике возникала безработица, заработная плата понижалась и спрос на труд повышался до тех пор, пока все желающие работать не находили себе соответствующие рабочие места. Однако к 1930-м гг. на рынке труда существенно возросли роль и влияние профсоюзов, которые сумели значительно ограничить возможности предпринимателей в понижении цены труда. Поэтому экономика этого периода, придя в состояние равновесия при неполной занятости, может находиться в нем сколь угодно долго, не обнаруживая ни малейшей тенденции вовлечь в производство неиспользованные ресурсы, в первую очередь свободную рабочую силу. Неполная занятость приобретает устойчивый характер.

    Великая депрессия 1929-1933 гг. явилась убедительным свидетельством правильности теоретических выводов Дж. Кейнса. Все надежды на способность конкурентной экономической системы справиться с глобальным кризисом, поразившим все высокоразвитые страны, оказались тщетными. Экономика продолжала функционировать при низком уровне занятости, не подавая никаких признаков к оживлению. Вывести ее из затяжной стагнации могло, по мнению Дж. Кейнса, лишь государство. Только увеличение государственных расходов способно компенсировать нехватку совокупного спроса, образовавшуюся в результате низких потребительских расходов и отсутствия стимулов к инвестированию у частных фирм, и обеспечить экономическое равновесие при полной занятости ресурсов.

    Список использованной литературы

  1. Бабич А.М., Палова Л.Н. Финансы.–М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Расчет эффективности источников формирования оборотных средств предприятия

    2014-07-23

Финансовые ресурсы предприятия, как уже было отмечено, представляют собой совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми хозяйствующий субъект располагает и может распоряжаться. Их формирование производится в процессе создания предприятий и реализации их финансовых отношений при осуществлении хозяйственной деятельности.

При создании предприятий источники формирования финансовых ресурсов зависят от формы собственности, на основе которой создается предприятие. Так, при создании государственных предприятий финансовые ресурсы формируются за счет бюджета, средств вышестоящих органов управления и др. При создании коллективных предприятий они формируются за счет паевых (долевых) взносов учредителей, добровольных взносов юридических и физических лиц и т.д. Все эти взносы (средства) представляют собой уставный (первоначальный) капитал.

По источникам образования финансовые ресурсы подразделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на разных условиях (внешний) и поступающие в порядке перераспределения (рис. 1.1).

Рисунок 1.1 – Состав финансовых ресурсов организации

Чтобы предприятие могло осуществлять хозяйственную деятельность, необходимо наличие соответствующего финансового обеспечения. Одним из основных источников финансовых ресурсов предприятия является первоначальный капитал, который формируется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму уставного капитала. Следовательно, уставный капитал представляет собой зафиксированную в учредительных документах общую стоимость активов, которые являются взносами собственников в капитал предприятия.

Следующие два элемента неразрывно связаны между собой: прибыль и амортизационные отчисления. Первоначальный капитал, инвестированный в производство, создает стоимость, выражающуюся в цене реализованной продукции. После реализации продукции она принимает денежную форму – форму выручки. Однако выручка – это еще не доход, хотя и является источником возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных фондов и финансовых резервов предприятия. Одно из направлений использования выручки – формирование амортизационного фонда. Он образуется в виде амортизационных отчислений после того, как износ основных производственных фондов и нематериальных активов примет денежную форму. Обязательным условием образования амортизационного фонда является продажа произведенных товаров потребителю и поступление выручки.

Как прибыль, так и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств, которые были вложены в производство, и собственными финансовыми ресурсами предприятия, которыми оно распоряжается самостоятельно. Однако полученная предприятием прибыль не остается полностью в его распоряжении: часть ее в виде налогов поступает в бюджет. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, является главным источником финансирования его потребностей.

В процессе дальнейшей работы финансовые ресурсы предприятий могут пополняться за счет дополнительно создаваемых собственных источников, привлеченных и заемных средств. При этом в состав дополнительно формируемых собственных финансовых ресурсов (собственного капитала) входят: резервный капитал, дополнительный вложенный капитал, прочий дополнительный капитал, нераспределенная прибыль, целевое финансирование и др. Например, резервный капитал представляет собой сумму резервов, созданных за счет нераспределенной прибыли предприятия в соответствии с действующим законодательством или учредительными документами. Дополнительный вложенный капитал – это сумма превышения стоимости реализации выпущенных акционерным обществом акций над их номинальной стоимостью. Прочий дополнительный капитал показывает стоимость активов, полученных бесплатно предприятием от других юридических или физических лиц, и прочие виды дополнительного капитала.

Привлеченные финансовые ресурсы формируются за счет бюджетных ассигнований, мобилизации собственных ресурсов в строительстве, средств долевого участия, доходов от приобретенных ценных бумаг и других финансовых активов. Для получения дополнительных доходов предприятия вправе приобретать ценные бумаги других предприятий и государства, вкладывать средства в уставный капитал вновь образуемых предприятий, предоставлять их взаймы другим предприятиям на условиях возвратности, срочности и платности.

И наконец, в состав заемных финансовых ресурсов входят долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, а также другие долгосрочные финансовые обязательства, связанные с привлечением заемных средств, коммерческий кредит и иные источники.

Собственный, заемный и привлеченный капитал, который формирует, с одной стороны, финансовые ресурсы предприятия и принимает участие в финансировании их активов, с другой стороны, он представляет собой обязательства (долгосрочные и краткосрочные) перед конкретными собственниками – государством, юридическими и физическими лицами .

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что состав финансовых ресурсов, их объемы зависят от вида и размера предприятия, рода его деятельности, объема производства. При этом объем финансовых ресурсов тесно связан с объемом производства, эффективной работой предприятия. Чем больше объем производства и выше эффективность работы предприятия, тем больше величина собственных финансовых ресурсов, и наоборот. Следовательно, наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.


Похожая информация.


Принципы

самостоятельность предприятий в финансовой сфере - этот принцип ограничен правами государственных и муниципальных органов, но эти ограничения строго зафиксированы законодательством

принцип планирования и прогнозирования – осуществляется на основе лимитов, которые спускаются в форме планов заказов

принцип самоокупаемости и самофинансирования производственной деятельности предприятия – в соответствии с этим принципом затраты на производство и реализацию продукции осуществляются за счет собственных средств получаемых в результате хозяйственной деятельности.

принцип ответственности предприятий – предприятия несут ответственность за результат деятельности предприятия, такая ответственность может быть предусмотрена в рамках ГП, АП, УП

принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия от финансовых ресурсов государства и муниципальных образований – согласно ГК РФ имущество унитарных предприятий не входит в состав государственной или муниципальной казны.

следует отметить, что в РФ законодательстве не имеется НПА, которым регулировались в целом вопросы правового режима финансовой деятельности.

ФЗ о государственных и муниципальных предприятиях в значительной мере устранил имеющиеся пробелы в имеющейся сфере.

Детальное регулирование на законодательном уровне получили лишь предприятия возникающие лишь в отношении предприятия.

Что же касается порядка формирования и использования финансовых ресурсов унитарных предприятий, взаимоотношений этих предприятий и ряд других аналогичных вопросов, эти вопросы регламентируются нормативными актами разного уровня, главным образом это НА Правительства и НА министерств и ведомств.

Существенное значение по регулированию предприятий имеют уставы. Эти уставы утверждаются Правительством РФ и Правительством субъектов Федераций администрациями МО.

47. источники финансовых ресурсов предприятий. прибыль предприятий и порядок ее распредеения

Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для обеспечения его эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих.

Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации (высвобождения из оборота) или иммобилизации (дополнительной загрузки в оборот).

Формируются финансовые ресурсы за счет собственных и привлеченных денежных средств.

К собственным источникам финансовых ресурсов относятся:

1) уставный капитал;

2) амортизация;

3) прибыль;

4) резервный фонд;

5) ремонтный фонд;



6) страховые резервы и прочие источники.

К заемным источникам финансовых ресурсов относятся:

а) кредиты финансовых учреждений;

б) бюджетные кредиты;

в) коммерческие кредиты;

г) кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в обороте и прочие.

К привлеченным источникам финансовых ресурсов относятся:

1) средства долевого участия в текущей и инвестиционной деятельности;

2) средства от эмиссии ценных бумаг;

3) паевые и иные взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;

4) страховое возмещение;

5) поступление платежей по франчайзингу, аренде, селенгу.

Также выделяют как источник ассигнования из бюджета и поступления из внебюджетных фондов.

Стартовым источником финансовых ресурсов в момент учреждения предприятия является уставный (акционерный) капитал - имущество, созданное за счет вкладов учредителей (или выручки от продажи акций).

Основным источником финансовых ресурсов действующего предприятия служат доходы (прибыль) от основной и других видов деятельности, внереализационных операций. Он также формируется за счет устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового коллектива. К устойчивым пассивам относят уставный, резервный и другие капиталы, долгосрочные займы и постоянно находящуюся в обороте предприятия кредиторскую задолженность.

Финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке с помощью продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпущенных предприятием; дивидендов по ценным бумагам других предприятий и государства; доходов от финансовых операций; кредитов.

Финансовые ресурсы могут поступать в порядке перераспределения от ассоциаций и концернов, в которые они входят, от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур, от страховых организаций. В отдельных случаях предприятию могут быть предоставлены субсидии (в денежной или натуральной форме) за счет средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов.

Различают:

Прямые субсидии - государственные капитальные вложения в объекты, особо важные для народного хозяйства, или в малорентабельные, но жизненно необходимые;

Непрямые субсидии, осуществляемые средствами налоговой и денежно-кредитной политики, например, путем предоставления налоговых льгот и льготных кредитов.

Совокупность финансовых средств предприятия принято подразделять на оборотные средства и инвестиции.

2. Прибыль и порядок ее распределения на государственных и муниципальных предприятиях

Важнейшим показателем и критерием эффективности финансовой деятельности предприятия является прибыль, представляющая по своей сущности часть добавленной стоимости, созданной в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Финансово-правовое значение прибыли государственных и муниципальных предприятий заключается в том, что она представляет собой один из источников доходов бюджетной системы. В данном аспекте прибыль унитарных предприятий является источником как налоговых, так и неналоговых доходов бюджетов всех уровней: она подлежит обложению определенными налогами, а свободный остаток прибыли может изыматься в бюджет.

В Российской практике финансовой деятельности предприятий образующуюся прибыль подразделяют на валовую, балансовую, чистую, прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, прибыль в целях налогообложения и т. д.

Валовую прибыль предприятия Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»1 определял как сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям (ст. 2).

Распределяется прибыль государственных предприятий между государством (собственником) и самим хозяйствующим субъектом. При этом размер прибыли унитарных предприятий, подлежащий перечислению в бюджет, собственником заранее не определяется. Соотношение долей и порядок подобного распределения в значительной мере зависят от правового статуса предприятия, заинтересованности государства в получении производимой им продукции, потребностей государства в денежных средствах и т. д. Конкретные формы и методы распределения прибыли устанавливаются в уставе каждого предприятия.

Распределению подлежит часть прибыли, оставшаяся на предприятии после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Из оставшейся прибыли могут уплачиваться некоторые местные налоги, а также взыскиваться штрафы. Дальнейший процесс распределения прибыли осуществляется, как правило, путем формирования фондов и резервов предприятия, необходимых ему для финансирования своей дальнейшей деятельности.

Практика осуществления финансовой деятельности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, показывает, что наиболее часто свободная прибыль направляется на образование фондов: накопления, потребления, резервного и социального развития.

Государство в лице собственника унитарных предприятий оказывает и косвенное влияние на процесс распределения свободной прибыли, например посредством предоставления налоговых льгот, стимулируя ее вложение в уставный капитал, основные средства, во внебюджетные фонды Российской Федерации и т. д.

Прибыль казенных предприятий имеет более жесткий правовой режим, обусловленный особенностями государственного имущества, находящегося в оперативном управлении. ГК РФ (ст. 115) и Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов определено направление прибыли, полученной от реализации плана-заказа и самостоятельной предпринимательской деятельности на финансирование плана-заказа и плана развития следующего года, на другие производственные цели, а также на социальное развитие. Прибыль на указанные цели распределяется по отдельным фондам, а нормативы ежегодно устанавливаются Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ. После обязательных фондовых отчислений сво-бодный остаток прибыли подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Основная задача распределения прибыли казенных предприятий - материальное обеспечение воспроизводственных процессов для дальнейшего выполнения государственных заказов.

48.Понятие и система государственных и муниципальных доходов.

Государственные доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемую в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

Муниципальные (местные) доходы также представляют часть национального дохода, служат созданию финансовой основы местного самоуправления и используются для решения вопросов местного значения.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды -- в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные доходы зачисляются соответственно в местные бюджеты и местные внебюджетные фонды. Действующее законодательство позволяет сделать вывод о единстве государственных и муниципальных доходов, что означает законодательное установление всех видов доходов и использование одних и тех же видов денежных поступлений при формировании как государственных, так и муниципальных доходов.

2. Система государственных и муниципальных доходов

Государственные и муниципальные доходы составляют единую систему, состоящую из многообразных видов доходов.

По экономическому признаку государственные и муниципальные доходы подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.

К внешним доходам - национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

К доходам бюджетов в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К безвозмездным поступлениям относятся:

Дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

Субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

Иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования. Ст. 41 Бюджетного кодекса РФ - Виды доходов бюджетов

По праву собственности государственные и муниципальные доходы подразделяют на собственные и заемные. Собственными доходами являются различные виды платежей, которые в соответствии с законодательством обращаются в полное владение, пользование и распоряжение Российской Федерации в целом, субъектов РФ или муниципальных образований. К этой группе относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, доходы от использования и продажи государственного и муниципального имущества, добровольные поступления и т. п. Заемными доходами являются средства, полученные в результате осуществления государственной или муниципальной кредитной деятельности. В качестве кредитных ресурсов могут выступать денежные средства банков, физических и юридических лиц.

В зависимости от порядка образования государственные и муниципальные доходы бывают централизованные и децентрализованные. Централизованными являются доходы, зачисляемые в бюджеты или внебюджетные фонды.К децентрализованным государственным и муниципальным доходам относятся доходы государственных (муниципальных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и самостоятельно используются.

Подразделение государственных и муниципальных доходов на централизованные и децентрализованные позволяет рассматривать их в широком и узком аспектах. В широком аспекте государственные (местные) доходы охватывают доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных (местных) фондов, а также доходы государственных (муниципальных) предприятий, организаций, остающиеся в их распоряжении. В узком аспекте государственные (местные) доходы включают доходы государственной бюджетной системы и государственных (местных) внебюджетных фондов, т. е. казну государства или муниципального образования.

По территориальному уровню доходы подразделяются на федеральные, субъектов РФ, муниципальных образований.

По методам аккумуляции государственные и муниципальные доходы подразделяют на обязательные и добровольные.

49.Неналоговые доходы государства и муниципальных образований.

В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления - с другой.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований, - это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.

Так, в отличие от налогов, неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.

Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездностъ, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).

Помимо упомянутых, к неналоговым доходам относятся платежи штрафного характера.

Обобщенно в составе неналоговых доходов можно выделить следующие их группы.

Доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности.

К ним относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

Дивиденды по акциям, принадлежащим государству и муниципальным образованиям;

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (арендная плата за пользование лесным фондом, за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, за сдачу в аренду прочего имущества);

Проценты, полученные от размещения в банках временно свободных средств бюджета или внебюджетных фондов, от предоставления бюджетных ссуд внутри страны и по государственным кредитам, предоставляемым иностранным государствам;

Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;

Перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации;

Платежи от государственных и муниципальных организаций и др.

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:

Поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

Поступления от продажи государством и муниципальными образованиями принадлежащих им акций, доходы от продажи квартир, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования;

Доходы от реализации конфискованного и бесхозного имущества, имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов.

Административные платежи и сборы:

Таможенные сборы, прочие неналоговые таможенные платежи;

Сборы, взимаемые Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ, прочие платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение определенных функций.

Штрафные санкции, возмещение ущерба:

Поступления за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий;

Санкции за нарушение порядка применения цен;

Административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения;

Суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче-материальных ценностей.

Доходы от внешнеэкономической деятельности:

Поступления средств от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

Неналоговые доходы подразделяются на три уровня: федеральные, субъектов РФ и муниципальные (местные).

Среди неналоговых доходов имеются платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными ресурсами и т.п.), близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд, контролируемость уплаты налоговыми или в соответствующих случаях таможенными органами). Но они существенно отличаются от налогов свойственным им возмездным характером. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление - обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т.п.).

Особое место среди неналоговых платежей обязательного характера занимают страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения РФ.

Также на добровольных началах государство и муниципальные образования привлекают средства путем проведения лотерей.

50.Налоговое право Российской Федерации: понятие, предмет, принципы. Место налогового права в системе российского права.

налоговое право - это отрасль системы права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Указанные общественные отношения, которые иначе могут быть также названы налоговыми правоотношениями, и составляют предмет налогового права. При этом такие общественные отношения в сфере налогообложения (налоговые правоотношения), охватывают разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений и имеют сложносоставной характер.

1.Место и роль налогового права в системе российского права

Еще одним важным теоретическим вопросом, имеющим большое практическое значение, является вопрос о месте налогового права в системе российского права.

В 1990-1995 гг. отдельные исследователи (например, - В.В. Гуреев, Е. Покачалова) определяли налоговое право как "институт финансового права", "институт финансового права - ... крупный раздел финансового права с перспективой дальнейшего развития".

Затем, в 1997 г., Н.И. Химичева отмечает, что "в результате бурного развития налогового права, оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву Российской Федерации как его подотрасль".

Таким образом, в последние годы в юридической науке сформировалось мнение, в соответствии с которым налоговое право принято рассматривать в качестве крупного подразделения (подотрасли) финансового права. При этом отмечается, что налоговое право тесно связано с нормами бюджетного права.

Определяя налоговое право в качестве подотрасли финансового права, тем не менее, следует отметить, что:

во-первых, налоговое право имеет свои специфические черты предмета и метода;

во-вторых, налоговое право, регулируя особый вид финансовых отношений, использует как метод регулирования финансового права, так и свой собственный метод;

в-третьих, этот собственный метод налогового права носит комплексный характер.

Кроме того, необходимо отметить, что взгляд на налоговое право как подотрасль финансового не является единственно возможным. Например, уже в 1995 г. Ю.А. Тихомиров указывал, что "в перспективе на базе массива законодательства и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль". С этой позицией согласен и В.И. Гойман: "По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового (в США, к примеру, это наиболее крупная отрасль права)".

Таким образом, под определенным углом зрения налоговое право может рассматриваться и как самостоятельно формирующаяся отрасль права, в настоящее время находящаяся на стадии выделения из финансового права.

2. Принципы (основные начала) налогового права

К числу принципов или основных начал налогового права, согласно ст.3 НК РФ, относятся:

всеобщность налогообложения;

податное равенство;

экономическая обоснованность налогов и сборов;

определенность налогов и сборов;

конституционность налогообложения;

законность установления налогов и сборов.

Всеобщность налогообложения означает, что каждое без исключения лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Податное равенство предполагает одинаковые для всех условия налогообложения. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Экономическая обоснованность как принцип требует, чтобы налоги и сборы имели экономическое основание и не являлись произвольными.

Определенность требует при установлении налогов точно определять все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.).

Конституционность означает, что при налогообложении должны учитываться положения конституционного закона.

Законность установления подразумевает, что федеральные налоги и сборы должны устанавливаться, изменяться или отменяться только Налоговым кодексом РФ, а региональные и местные - соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах опять-таки в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Источниками финансирования предприятия являются собственные и приравненные к ним средства; средства, мобилизуемые на финансовом рынке; средства, поступающие в порядке перераспределения (рис. 6).

Средствами, мобилизуемыми на финансовом рынке, являются: кредитные инвестиции, доходы от продажи ценных бумаг, государственные субсидии.

Кредитные инвестиции это заемные средства, включающие кредиты банков, финансовые ссуды различных инвесторов, задолженности кредиторам, являются внешними источниками финансирования деятельности.

Заемные средства на долгосрочной основе (более года) обычно привлекаются для приобретения основных средств, а на краткосрочной (до года) для закупки товаров, ресурсов и пополнения оборотных средств.

Рис. 6. Источники формирования финансовых ресурсов предприятия

Продажа собственных ценных бумаг, являясь средством, мобилизуемым на финансовом рынке, позволяет привлекать необходимые инвестиции для обеспечения деятельности предприятия или его развития.

Государственные субсидии предоставляются предприятиям решающим важные социальные проблемы, которые по объективным причинам в достаточной мере не компенсируются доходами.

Собственные и приравненные к ним средства состоят из доходов и амортизационных отчислений.

Собственные средства предприятия и приравненные к ним – это финансовые ресурсы, принадлежащие предприятию на правах собственности. Они являются основой для осуществления хозяйственной деятельности и включают доходы от реализации продукции, основных средств и финансовых операций, а также приравненных к ним амортизационных отчислений, которые обеспечивают прирост устойчивых пассивов.

Для пополнения собственных источников финансирования предприятие может получить доходы от продажи части своих основных средств, если они не используются или используются неэффективно.

Доходы от финансовых операций могут быть получены от предоставления в заем денежных средств, от размещения свободных денежных средств на депозитах, за счет курсовой разницы, при покупке и продаже валюты.

Амортизация это средства отчисляемые на возмещение износа основных фондов путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции, следовательно, в цену продукции. Амортизационные отчисления осуществляются в соответствии с установленными законодательством нормативными сроками службы основных фондов и нормами отчислений. Они остаются в распоряжении предприятия. Призвание амортизации обеспечение простого воспроизводства.

Устойчивые пассивы занимают особое место среди источников финансирования деятельности предприятия. С позиций обязательств устойчивые пассивы являются внешними источниками, а с позиций возможности влияния менеджмента на порядок их уплаты относятся к внутренним источникам, поэтому их выделяют в качестве отдельного элемента финансирования деятельности предприятия.

Прирост устойчивых пассивов формируются за счет рассрочки уплаты по обязательствам. К нему относятся: авансы покупателей и заказчиков; задолженность по заработной плате работникам предприятия и органам социального страхования; резервы предстоящих расходов и платежей; временно свободные средства специальных фондов; прирост амортизационных отчислений; кредиторская задолженность (ваши долги за уже используемые ресурсы), арендная плата.

Например, заработная плата входит в цену каждой единицы проданной продукции, но выплачивается работникам только один или два раза в месяц, а в период между выплатами используется предприятием в своих целях. Также происходит с налогами и другими обязательными платежами, учтенными в цене товара, но уплачиваемыми только к определенному сроку.

Средства, поступающие в порядке перераспределения, включают: средства страхового возмещения, а также дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов.

Средства страхового возмещения появляются у предприятия лишь при наличии страхования различных рисков: сделок, чрезвычайных ситуаций и т.п., как результат возмещения страховыми организациями понесенного предприятием ущерба.

Дивиденды и проценты по ценным бумагам появляются в случае приобретения предприятием акций и прочих ценных бумаг других эмитентов.

Выбор источников финансирования деятельности зависит от многочисленных факторов: объема продаж, природы рынков, сферы деятельности, специфики выпускаемой продукции, характера государственного регулирования и налогообложения, связи с финансовыми рынками и др.

При управлении финансами необходимо помнить, что увеличение амортизационных отчислений, за счет роста стоимости основных фондов, или выбора метода начисления амортизации ведет, при прочих равных условиях, к снижению прибыльности. Однако если при этом предприятие остается рентабельным, то общая сумма средств амортизационных отчислений и чистой прибыли, остающихся в его распоряжении, возрастает на большую величину, чем снижается прибыль.